UA / RU
Поддержать ZN.ua

Обратный отсчет

Назначив именно такой состав, Виктор Янукович, по сути, приватизировал менеджмент потоков, взяв на себя игру и предоставив Ахметову возможность просто вистовать.

Автор: Юлия Мостовая

Все что ни делается - все к выборам 2015 года. Вот и назначенное Виктором Януковичем правительство имеет смысл рассматривать, в первую очередь, с точки зрения решения им задачи 2015-го. Кадровый состав Кабмина, в этом смысле, не стал неожиданностью. Равно как и принцип подбора людей. Фактически от формирования правительства была отлучена Партия регионов и, за редким исключением, отечественный олигархат. Окончательно канули в Лету времена, когда в ключевых министерствах, Генпрокуратуре и СБУ каждый состоявшийся олигарх имел своего заместителя. Костяк правительства сформирован Семьей - главным образом из людей, так или иначе связанных со старшим сыном президента, но, несомненно, прошедших утверждение Виктором Януковичем.

Николай Азаров, чье пребывание на посту премьера всеми рассматривается как временное, призван символизировать управленческий опыт, присутствие Партии регионов и чудеса сорбции во время кризиса. Его человек возглавил уцелевшие остатки МЧС и пока что удерживают свои посты главы Госфининспекции и Казначейства. Все.

Первый вице-премьер Сергей Арбузов - несомненный лидер "младореформаторов" - попал в кабинет первого вице против собственной воли. Однако Янукович посчитал, что "работа в поле" пойдет на пользу весьма вероятному будущему премьер-министру. Тщательно проверив перед новосельем кабинет Валерия Хорошковского, Сергей Арбузов в здании Нацбанка освободил свой. По всей видимости, для человека-инструмента.

По сути, на двух креслах умостился и министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий. Этот, несомненно, "семейный" человек давно искренне не понимал, почему Юрий Бойко так долго занимал его место. Свой старый пост - Министерство экологии и природных ресурсов Украины - Ставицкий оставил верному кадру Олегу Проскурякову.

Важнейшие, с точки зрения выстраивания работающей системы, посты остались за министром финансов Юрием Колобовым и экс-главой Налоговой, а теперь министром доходов и сборов, Александром Клименко. Стражи доходов и расходов бюджета будут следить за государственной казной, как за родной.

Удалось ключевым ставленникам Януковича отстоять и кандидатуру министра аграрной политики Николая Присяжнюка. А ведь он уже был без пяти минут житомирским губернатором.

В отличие от Присяжнюка, к министру МВД Виталию Захарченко у президента особых вопросов не было. Виталий Юрьевич сохранил за собой пост, получив к нему бонус - Погранслужбу Украины. Что, очевидно, вынудило экс-спикера Владимира Литвина, имеющего двух братьев в системе Погранвойск и Минобороны, метнуться в кресло главы парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны.

Кстати об обороне... Неожиданным для непосвященных в девелоперские проекты Александра Януковича в Крыму стало назначение на оборонное ведомство Павла Лебедева - прочно стоящего на своих двоих в строительном деле бизнесмена. Новый министр, в далеком прошлом военный начфин, уже поставил задачу к сегодняшнему дню предоставить ему планы решения всех накопившихся в армии проблем имеющимися средствами. Марс в помощь...

На этом перечень исключительно "семейных" людей в правительстве заканчивается. И далее идет группа "двойного назначения" - министры, в чьей судьбе на разных этапах определенную роль сыграл Ринат Ахметов, однако ключевое влияние на их мировоззрение и представление о субординации имеют основные ставленники Семьи. Кстати, состав нынешнего правительства не настроен агрессивно по отношению ко все еще самому богатому человеку Украины. На первый взгляд в Кабмине немало людей лояльных к Ринату Ахметову, однако, назначив именно такой состав, Виктор Янукович, по сути, приватизировал менеджмент потоков, взяв на себя игру и предоставив Ахметову возможность просто вистовать. Доминирующее влияние президент и его личное окружение имеют:

- на министра экономики Игоря Прасолова, хоть и имевшего до 2006 года статус главного менеджера СКМ, но в последнее время в качестве главы Наблюдательного совета НБУ близко сошедшегося с Сергеем Арбузовым;

- на министра инфраструктуры Владимира Козака, доставшегося Януковичам в наследство от доверенного, но отошедшего от дел Антона Пригодского. Козак - Ахметову не враг, но, на всякий случай, за портово-вагонной ситуацией в министерстве присматривал один из замов - Дмитрий Димидович, пересевший в министерское кресло зама аккурат из метинвестовского;

- на министра иностранных дел Леонида Кожару, чей дипломатический гений очень высоко ценил и ценит Сергей Арбузов. "Умнейший человек", - сказал о Леониде Александровиче Сергей Геннадьевич. И не ответил мне на вопрос: "А с кем вы сравниваете?";

- на министра здравоохранения Раису Богатыреву, чья конкуренция с Татьяной Бахтеевой уже давно лишена смысла, ибо представляет собой битву амбиций, почти лишенную материальной составляющей: сражение за закупки Минздрава между гинекологом и терапевтом уже давно выиграл стоматолог.

В принципе, к группе смешанного влияния можно было бы отнести и Наталью Королевскую, получившую пост министра социальной политики, ведь в ее предвыборном списке было немало людей, видевших Александра Януковича не только на фотографиях. Но в этом назначении гены смешались с иными акцентами - ахметовский считается доминатным, а "семейный" - рецессивным. Надо полагать, скульптор Натальи Королевской - Наталья Изосимова, директор Фонда "Эффективное управление" - объяснит тезке, что следует делать с внезапно сбывшейся мечтой.

Чисто ахметовскими людьми в правительстве можно считать вице-премьера Александра Вилкула, и, разумеется, производную от Вилкула - министра регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадия Темника, трудившегося заместителем Александра Юрьевича в ОГА. В этих должностях Банковая пыталась заинтересовать ряд высокорейтинговых мэров и губернаторов. Однако выбор пал на Вилкула, который явно перерос область, даже такую, как Днепропетровская, и нуждается в обкатке на общегосударственном уровне.

Дмитрий Фирташ, надо полагать стараниями Сергея Левочкина, на этом этапе сохранившего пост главы администрации президента, провел в правительство двух человек. И обоих на вице-премьерские посты. Для ослабления политического влияния этой группы президент изобрел простой способ - отрыв от реальных полномочий путем повышения в должности. Отработав методику на Валерии Хорошковском, пересаженном из минфиновского кресла в перво-вице-премьерское, Виктор Янукович успешно применил ее к Юрию Бойко и Константину Грищенко. Например, эксперты с нетерпением ожидают возможность оценить слаженную работу Бойко и Ставицкого... Впрочем, в Партии регионов обещают внести в ближайшем будущем серьезные изменения в Закон "О Кабинете министров", но превратят ли они вице-премьерскую лепнину в несущие конструкции - вопрос открытый.

В тесном взаимодействии с АП будет трудиться на новом посту и Елена Лукаш. Однако считать ее чьим бы то ни было человеком, кроме Виктора Януковича, было бы ошибкой. Елена Леонидовна не просто министр Кабинета министров - так называемый министр без портфеля - она глаза, уши и руки президента в правительстве. Уже первое заседание Кабмина и даже подготовка к нему, показали - хаотические "хотелки" закончились; никаких вопросов, внесенных с голоса, если речь не идет о стихийных бедствиях или угрозе жизни людей; никаких абзацев, добавленных в текст постановления после его утверждения; никаких постановлений без последней подписи Лукаш, выпускающей документы в свет. Таким образом, президент намерен перекрыть достаточно серьезную и, главное, несанкционированную им утечку ресурсов. В собственном правительстве Виктор Янукович выстроил систему контроля, где у каждого есть свой участок ответственности: есть кому контролировать Азарова, есть кому - Арбузова, и есть кому - всех.

И наконец, несколько в стороне от больших и малых центров влияния находятся Дмитрий Табачник и Александр Лавринович. Оба от олигархов стараются держаться подальше и работать предпочитают на семьи собственные. Вряд ли при нынешних отношениях Януковича и Путина стоит предполагать, что на сохранении за Табачником Министерства образования настоял Кремль. Скорее, Патриарх Кирилл. Что же касается Лавриновича, который так и не стал, вопреки ожиданиям, спикером (поскольку в канун 2015 года Януковичу во главе парламента второй Литвин образца 2004 года все-таки оказался не нужен), то Виктор Федорович, учитывая заслуги архитектора пирамиды президетской власти, спросил чего он хочет. И получил ответ: остаться в кресле главы Минюста. Так и порешили.

Перечень задач, стоящий перед представленным Кабмином, вобщем-то очевиден: во-первых, отцепить от бюджета всех лишних и несанкционированных едоков; во-вторых, максимально наполнить казну, главным образом, путем сбора всех возможных налогов со всех; в-третьих, сформировать предвыборный фонд, который должен быть задействован в ощутимых для избирателя масштабах в 2015 году; в-четвертых, удержать экономику от хаотичного падения в период кризиса.

Для решения этих вопросов впервые за долгое время в украинском правительстве сформирован костяк, способный оперативно принимать решения и имеющий достаточные полномочия для их реализации. Если, конечно, речь не идет о необходимости проводить эти решения через парламент. Масштабная ставка на "семейные" кадры сделана Януковичем не в последнюю очередь по причине ненадежности парламента. Президент не получил стабильного и жесткого большинства, подобного тому коим располагал в предыдущем созыве. Нынешнее большинство является ненадежным, прошеным и слишком дорогим в обслуживании. Именно поэтому Виктор Янукович пожелал иметь железобетонно свой Кабмин. Однако это не означает, что его желание не учитывать интересы почти всех остальных игроков, можно будет компенсировать монолитностью правительственных рядов.

Трения компаний Фирташа и Ахметова с Налоговой и миллиардные задолженности перед их компаниями по НДС - не секрет. А вот Курченко до недавнего времени для широких масс был секретом Семьи. Приобретя ФК "Металлист", птенец некогда гнезда Лысова, как бы перешел в статус олигарха. Должен же кто-то публично светить нажитое коллективным непосильным трудом?! И Ахметов, и, тем более Фирташ, очень хорошо знают как из Фунтов выростают крупные собственники. И про налоги все понимают. Причем не только про свои, но и про чужие налоговые ямы. Поэтому и окапываются в "войне за равноправие" где могут.

Например, понеся определенные потери в исполнительной власти, группа Фирташа ярко прибавила в парламенте. Сергей Тигипко, отказавшийся от всех постов в правительстве и Раде, возглавил внутрифракционную группу из 43 депутатов. Да, она входит в состав Партии регионов. Но назвать ее "своей", Виктор Янукович вряд ли бы решился. Эта парламентская группа - одна из основных страховок бизнес-группы, а Сергей Тигипко, надо полагать, уже в ближайшее время попытается дать понять, что демплатформа может быть создана не только в КПСС.

Группу, стоящую на страже его интересов, имеет в парламенте и Ринат Ахметов. Да и вообще Ринат Леонидович не привык быть младшим партнером, в коего его превращают последние кадровые волны во власти. Я бы не очень удивилась, получив не только информацию, но и доказательства того, что Ахметов уже сделал страховочную ставку на кандидата в президенты, при котором он никогда младшим партнером не будет.

Впрочем, такие ставки сделал не только Ахметов, но и Фирташ. Финансирование оппозиционных и полуоппозиционных проектов - это не хобби олигархата и не только страховка. Это - ответ. Без вызова, без истерики, без демонстрации и наблюдательных советов. Наоборот, президент в курсе: книга посещений Межигорья была бы способна взорвать общество. Олигархи водят подшефных на встречи, пытаясь демонстрировать Януковичу фундаментальный контроль над всеми процессами в стране. И как бы доказывая верность флагу. И, тем не менее, большинство из них убеждены: пошел обратный отсчет президентства Виктора Януковича.

Чтобы кандидату от власти выиграть выборы, необходимо сконцентрировать в руках как минимум пять ресурсов: административный, организационный, финансовый, информационный и личностный. По поводу финансового Виктор Янукович как кандидат может не волноваться. Пожертвовав просто годовым доходом самого близкого круга в размере 6-7 млрд. долларов, он сможет накануне выборов произвести серьезное впечатление на какую-то часть избирателей.

Личностный фактор, что бы кто ни говорил, у Виктора Януковича все еще присутствует. Ибо для части населения он всегда будет оставаться привлекательным и безальтернативным. Другой вопрос - какой будет эта часть.

Информационный ресурс - вопрос. Каналы - у олигархов. У некоторых, как то Хорошковский, их двенадцать (плюс треть "цифры"). О качестве информационной политики новых президентских фаворитов можно я говорить не буду? Кельнский рейтинг эффективности банкиров, уровень "Тониса" и напавшие на столицу лайт-боксы с ликом Сергея Арбузова - неплохая демонстрация стартовых позиций.

Административный и организационный ресурсы - большая проблема. Янукович отключил политические лифты партийцам и местным элитам лояльных регионов. У него чрезвычайно слабый губернаторский состав, и не меняют его не потому что ценят, а потому что не на кого. Его силовики работают на местах развращенно и разобщенно. Приведенная им к власти в Кабмине команда не имеет корней и эффективных диаспор практически ни в одной из областей, даже в Донецкой. Ибо результат, полученный на выборах Партией регионов, свидетельствует о том, что сети на местах способны эффективно работать на отдельных кандидатов, но не на партию в целом.

На прошлых выборах партия власти не досчиталась от двух до пяти запланированных процентов. И это не следствие разочарования граждан в Януковиче и его партии - оно учитывалось постоянно проводимой закрытой социологией. Это следствие неспособности привести на участки своих избирателей. Кроме того, вы думаете было много желающих переписывать протоколы в пользу ПР? Куда меньше, чем возможностей это сделать. Многие уже сейчас не хотят рисковать, не понимая за что. И это при руководителе штаба Андрее Клюеве, до последнего дня не терявшего надежды стать, если не премьером, то первым вице. И это без "семейного" Кабмина, отчеркнувшего естественное желание малых партийных лидеров почувствовать перспективу, ощутить движение очереди.

Сделав ставку на доверенных людей, Янукович не просто ограничил во время кризиса интеллектуальный ресурс исполнительной власти выходцами из одного региона и бизнес-клуба; он не только подтолкнул олигархов к более тесному сотрудничеству с оппозицией; он поставил назначенную им команду перед необходимостью создавать собственный политический ресурс - новую кровеносную систему обеспечения результата. Справятся ли с этой задачей Александр Янукович, Сергей Арбузов, Юрий Колобов, Александр Клименко, Виталий Захарченко, Игорь Калинин? Сомнения у меня. Но ведь все что ни делается - все к лучшему...