UA / RU
Поддержать ZN.ua

Обратный отсчет

Ассоциация с ЕС - это не членство в Союзе, суверенитетом и богатством, как в ТС, делиться ни с кем не надо, как был Хозяин в стране, так и останется. А перед выборами в глазах электората круто зарисоваться можно: вот он какой, Виктор, - Великий европейский интегратор.

Автор: Татьяна Силина

Назначение саммита Украина-ЕС на 25 февраля (день третьей годовщины инаугурации Виктора Януковича), допущенное брюссельскими бюрократами, скорее, по недосмотру, чем сознательно, - единственная приятность для украинского президента в календаре взаимоотношений Украины и Евросоюза. Потому что дальнейший график становится чрезвычайно жестким и принуждающим к быстрому принятию непростых решений.

Одним из главных месседжей еврокомиссара по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефана Фюле, посетившего Киев в конце этой недели, было сообщение о том, что ноябрь 2013 г. является крайним сроком для выполнения Украиной условий, необходимых для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе. Если Соглашение не будет подписано в ноябре 2013-го, вернуться к обсуждению этого вопроса стороны смогут не ранее 2016 г.! И это не ультиматум Евросоюза. Это объективная реальность, вытекающая из политических календарей как ЕС, так и Украины. Ш.Фюле не случайно сделал особый акцент на важности сроков в политике: 2014-й - год выборов в Евросоюзе, предстоит смена состава Европарламента и Еврокомиссии; 2015-й - год президентских выборов в Украине. Абсолютно очевидно, что в этот период обсуждать ассоциацию Украины с ЕС будет нереально. Останется ли этот вопрос актуальным к 2016-му году? Тоже вопрос. После Бухарестского саммита, отказавшего Украине в предоставлении ПДЧ НАТО, о членстве нашей страны в альянсе уже никто и не вспоминает, хотя в официальном натовском документе записано: "Украина будет членом НАТО"…

Фюле совершенно прав: окно возможностей для подписания Соглашения открыто именно сейчас. И открыто ненадолго. Причем времени у Киева еще меньше, чем кажется. Это только говорится - "до ноября", а на самом деле для того, чтобы продемонстрировать страстное желание и подкрепить его активными действиями, осталось не более четырех месяцев. В июне должно состояться очередное заседание Совета по вопросам сотрудничества Украина-ЕС, и к этому времени необходима полная ясность относительно намерений Украины. В Евросоюзе решения не принимают спонтанно. Там существует определенный механизм, четкая процедура принятия решений, на выполнение которой требуется время. Поэтому для того чтобы успеть к ноябрю, Еврокомиссия должна обратиться к странам - членам ЕС за мандатом на подписание Соглашения как раз где-то в конце весны - начале лета.

Чем позже это будет сделано, тем хуже для Украины. Опять обратимся к политическому календарю: чем ближе к парламентским выборам в Германии, намеченным на сентябрь, тем нежелательнее для фрау Меркель неоднозначные и рискованные для рейтинга ее партии решения. Ну а в том, что мнение Германии по "украинскому вопросу" будет в Евросоюзе определяющим, думаю, мало кто сомневается. Тем более что круг симпатиков Украины в ЕС сузился. Из него, например, выпала Швеция, которая многие годы была активным лоббистом украинской евроинтеграции. Ее министр иностранных дел, влиятельный в Европе политик Карл Бильдт переживает личное глубокое разочарование, яркая демонстрация которого - его последнее интервью "Немецкой волне" и блестящая фраза о том, что Янукович движется не на Восток и не на Запад, а вниз. Не может Украина рассчитывать уже и на Великобританию, также долгое время последовательно поддерживавшую наш путь к ЕС. У самого Лондона нынче весьма непростые отношения с другими европейскими столицами, и вряд ли он станет агитировать их сблизиться с Украиной, когда сам грозится разорвать еэсовские узы. В этой ситуации, как утверждают эксперты, украинская евроинтеграция может стать разменной монетой для Лондона (в числе прочих второстепенных для него вопросов) в сложной игре с партнерами по Евросоюзу.

Для того чтобы обратиться к странам - членам ЕС за мандатом на подписание Соглашения об ассоциации с Украиной, у Еврокомиссии должна быть уверенность в успехе. Если она подготовит неверное решение, то будет скомпрометирована перед столицами, и в этом случае ЕС вернется к украинскому вопросу (в силу присущей ему серьезной инерции) весьма нескоро.

Для уверенности в успехе Еврокомиссии необходимы веские аргументы. Снабдить ЕК таковыми может только Украина. Напомним: в минувшем декабре Совет министров иностранных дел ЕС утвердил выводы по Украине, достаточно четко очерчивающие круг задач, выполнение которых нашей страной позволит подписать Соглашение об ассоциации в ноябре 2013 г. в Вильнюсе. Будет оцениваться прогресс Украины в трех сферах: совершенствование избирательной системы и устранение недочетов последних парламентских выборов; устранение проблемы выборочного правосудия; осуществление реформ, определенных совместно утвержденной Повесткой дня ассоциации (19 критериев (индикаторов) оценки действий Украины, о которых на этой неделе упоминали оппозиция и пресса, - это не что иное, как "препарированные", разобранные "по косточкам" выводы Совета ЕС от 10 декабря 2012 г. Они находятся в свободном доступе, ознакомиться с ними можно, в частности, на сайте ZN.UA).

Украинская власть "должна продемонстрировать решительные действия и ощутимый прогресс" в упомянутых трех сферах. По какой шкале будет оцениваться "решительность действий" и чем измеряться "ощутимость прогресса", не знает никто. Критерии неизвестны - как неизвестно, по утверждению наших источников, сколько же пунктов необходимо выполнить, чтобы Евросоюз принял решение о подписании Соглашения. Нужно ли выполнить абсолютно все требования или достаточно будет и половины? А, может, нам зачтут и треть, а если зачтут, то какую именно? Думаю, ответить на эти вопросы сегодня не может и сам ЕС. То есть, по большому счету, его решение будет политическим.

Украинская власть должна впечатлить Брюссель и остальные европейские столицы конкретными незамедлительными действиями, которые свидетельствовали бы о том, что она правильно поняла пожелания ЕС и готова реформироваться не на словах, периодически составляя показушные планы и программы реформ, а на деле. Чем больше и чем эффективнее будут эти действия, тем выше шансы Киева получить к лету "зачет". Да, четкие критерии оценки отсутствуют, но необходимо как можно быстрее набрать критическую массу "плюсов". Она должна быть столь велика, чтобы перевесить оставшиеся (а они, вероятно, останутся) проблемы с избирательным правосудием. Но в любом случае власти необходимо хоть немного сбавить обороты в нагнетании ситуации вокруг Тимошенко и Луценко, а оппозиции - проявить больше мудрости и патриотизма. За свободу и здоровье политзаключенных, без сомнения, нужно бороться, но для этого не обязательно приносить в жертву цивилизационный выбор страны, есть ведь и другие методы, правда?

И украинские, и европейские источники ZN.UA свидетельствуют, что еще совсем недавно в Брюсселе уже были готовы на какое-то время вынести за скобки проблему избирательного правосудия, дабы все-таки подписать в конце года Соглашение с Украиной, если она сделает хоть что-то, - например, примет избирательный кодекс и новый закон о прокуратуре. По некоторой информации, на одной из встреч в узком кругу брюссельских руководителей (Баррозу, ван Ромпея, Эштон и Фюле), когда речь зашла о нашей стране, они якобы решили, что не могут взять на себя ответственность за историческую ошибку - "потерю Украины". Мол, президенты приходят и уходят, правление Януковича не вечно, поэтому Соглашение об ассоциации с Украиной нужно подписывать сейчас.

Но тут грянуло дело Щербаня. Нам сложно представить, что почувствовали и подумали по этому поводу вовлеченные в украинскую тематику люди в Евросоюзе. Но им еще сложнее понять, что происходит в Украине. Отчетливо они понимают одно: "Мы ее теряем!"

Поэтому и были отряжены сюда в срочном порядке Квасьневский и Кокс. Поэтому и встретились на нынешней неделе с В.Януковичем сразу два президента - Литвы и Польши, самых преданных друзей Украины. Поэтому и был столь откровенен в высказываниях во время киевского визита еврокомиссар Фюле. Его миссия особенно ответственна и сложна. Он должен был не только предельно ясно донести месседжи Евросоюза до украинского руководства, но и собрать в Киеве как можно более широкий спектр точек зрения относительно ситуации в Украине и ее европейского выбора, встретившись с руководством страны, представителями парламента, оппозиции, гражданского общества и журналистами. Затем Фюле ознакомит с этой информацией и своими выводами Еврокомиссию.

От того, насколько искренний сторонник украинской евроинтеграции будет убедителен в Брюсселе и Киеве, зависит многое. Но в Брюсселе он говорит на понятном для всех языке. В Киеве все гораздо сложнее. Очень трудно подыскивать действенные аргументы для людей с совершенно иной ценностной шкалой, убеждать тех, чьи мотивы поведения порою непостижимы.

Нам остается только гадать, будут ли европейцы учитывать в своих раскладах "фактор Януковича" и станут ли раздумывать, чем они могут заинтересовать лично того, кто будет принимать решение о стратегическом выборе Украины.

О том, что может вынудить Виктора Януковича решиться на вступление в Таможенный союз и что его пока удерживает от подобного шага, мы достаточно подробно писали в материале "Растаможенная угроза" (ZN.UА №45-46 от 8.12.12). С Евросоюзом все туманнее, поскольку, в отличие от Таможенного, Европейский союз для Януковича менее понятен, а существующие в нем правила игры непривычны и даже чужды. Зачем ему туда? В Евросоюзе все время твердят о каких-то там ценностях (которые нельзя умыкнуть и водрузить в "Межигорье"), требуют соблюдения прав человека (почему-то для всех) и достают по поводу избирательного правосудия (а нам другого не надо). Соглашение с Евросоюзом создает зону свободной торговли с ЕС, но что и когда она принесет? Вот даже один из вице-премьеров, весьма продвинутый, недавно на встрече с европейским послом плакался, что, мол, экономическая ситуация в Украине аховая, и начало временного применения некоторых частей Соглашения после его подписания в этом году может еще больше ухудшить положение. Да и эксперты говорят, что в краткосрочной перспективе от введения ЗСТ с ЕС у Украины могут быть какие-то потери. А кого сегодня интересует средне-, а тем более долгосрочная перспектива? 2015 г. - это ведь краткосрочная, правда? И потом, с чем в рукаве теперь с Россией торговаться будем? Трубу жалко, предприятия и землю тоже... А что такое европейская перспектива? Абстракция. Ее можно и сдать в случае чего.

Не исключено, что Виктор Янукович рассуждает приблизительно так. А, может, по-иному.

Евросоюз бубнит о демократии, о европейских ценностях? Ну и что? Кому мешает этот белый шум? Все равно, что хотим, то и делаем. Вон Юльке еще одно дело "пришили", а они интеллигентно так: "Вопрос о санкциях не стоит". Не то что Путин с угрозой: "Будешь, где она". С Евросоюзом - не страшно, а с Россией - стремно.

Да и достала, надо сказать, Россия своими претензиями и "хотелками". И бревна в колеса нашей евроинтеграции все сует и сует (лучше газом дешевым поделилась бы, жмотина). Соглашением с ЕС ей можно здорово нос утереть. А Путину - нос показать. Что же касается козырей в торге, так выход из ассоциации - ха! - куда дороже оцениваться будет, чем отказ от входа…

А зона свободной торговли, может, и не так страшна, как некоторые ее малюют. Да и когда она еще заработает в полном объеме? А временное применение некоторых положений Соглашения, в случае чего, так и отсрочить можно. Для этого волшебное средство есть - Верховная Рада: не захочет - не ратифицирует. А прогнозы всяких там экспертов далеко не всегда сбываются. Помните, когда-то мозг европейцам выносили, мол, расширение Евросоюза принесет Украине колоссальные убытки в торговле? Туфта это была, а не прогнозы. И в Польше фермеры ныли, в ЕС не хотели, разориться боялись, а в результате едва ли не больше всех "поднялись".

Европейцы светлое будущее в ЗСТ рисуют: и торговля увеличится, и инвестор в "ассоциированную" страну смелее пойдет, денег принесет. Да и ЕС уже сам раскошелиться готов (тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить). Вроде как на саммите может уже, наконец, о предоставлении макрофинансовой помощи (610 млн. евро) заявить и выделение кредита (308 млн) на реконструкцию ГТС подтвердить.

Ассоциация с ЕС - это не членство в Союзе, суверенитетом и богатством, как в ТС, делиться ни с кем не надо, как был Хозяин в стране, так и останется. А перед выборами в глазах электората круто зарисоваться можно: вот он какой, Виктор, - Великий европейский интегратор. Опять же, в случае если народ в результате непопулярных реформ роптать начнет, можно на Евросоюз кивать - мол, это все его требования, а вы сами евроинтеграции просили, так что теперь ради великой цели терпите…

Все это лишь наши досужие рассуждения и предположения. Какими мотивами будет руководствоваться глава страны, принимая то или иное решение, нам не дано предугадать. Украина и ее лидеры продолжают демонстрировать миру непоследовательность и непредсказуемость. Поэтому, каково будущее Соглашения об ассоциации Украина-ЕС, на сегодняшний день не знает никто ни в Украине, ни в ЕС. И Киев, и Брюссель находятся в положении низкого старта. Вот только рванут ли они в одном направлении?