UA / RU
Поддержать ZN.ua

Объединятся ли кропивничане и кропивничайники?

Ровно посреди лета многим моим землякам "упал снег на голову": Верховная Рада утвердила решение о переименовании Кировограда в Кропивницкий.

Автор: Светлана Орел

Ровно посреди лета многим моим землякам "упал снег на голову": Верховная Рада утвердила решение о переименовании Кировограда в Кропивницкий.

То, что областной центр будет переименован, понимали еще с момента принятия законов о декоммунизации. Однако это решение стало неожиданным для многих, кто не вникал в перипетии борьбы вокруг названия. А она велась давно - то обостряясь, то ослабляясь. Последний же год, по известным причинам, перешла в особо напряженную фазу - с митингами, взаимными оскорблениями, жесткими перепалками.

А вся беда в том, что первое название, зафиксированное в общественном сознании, - Елизаветград (историки-краеведы называют и другие - Подол, Новоказачин, не считая названий древних украинских поселений вокруг крепости) - тесно связано с понятием "Новороссия" и является одним из символов российской колонизации края. Поэтому для многих жителей города, как и всей Украины, возврат к этому названию был категорически неприемлем. Однако их оппоненты, воспитанные в основном на российской культуре, не хотят отступать от исторического названия, апеллируя к святой Елизавете.

Указ о строительстве крепости, вокруг которой разрослось поселение, ставшее позже уездным городом, подписала тогдашняя императрица России Елизавета. Разумеется, крепость нарекли именем святой. Российская имперская власть, как и нынешняя, всегда использовала набожность в своих интересах. Кстати, крепость начали строить вопреки тогдашним международным договоренностям, и российская дипломатия долго рассказывала визави, что "нас там нет". Точно так же, как и в позапрошлом году в Крыму.

Лишь только когда вышедший из стен крепости российский гарнизон уничтожил Запорожскую Сечь, власть решилась официально назвать город Елизаветградом. И в гербе его изображался вензель императрицы, ведь у святых, как известно, вензелей не бывает. Вопреки почти 70-летнему советскому периоду, уже в независимой Украине, этот вензель перекочевал и в герб Кировограда.

Вопрос о переименовании города не раз возникал в начале 1990–2000-х, но каждый раз имевшие влияние на городскую власть сторонники Компартии отражали эти атаки, отстаивая Кировоград. Теперь же коммунистические влияния сильно подугасли, Россия начала войну с Украиной, поэтому сторонников названия Елизаветград значительно поубавилось. И все же им удается удерживать свое активное ядро за счет прихожан церкви УПЦ (Московского патриархата, чьих храмов в городе большинство) и части работников двух больших предприятий, у владельцев которых Павла Штутмана и Евгения Бахмача, по версии некоторых политологов, имеются активы и связи в России.

Именно потому, что в минувшие годы вопрос переименования города гасился на подъеме, поскольку не хватало глубокого научного и общественного осмысления, областной центр в Центральной Украине оказался в довольно затруднительном положении. Единого украинского названия не было. Каждая небольшая группа активистов отстаивала свое. В начале прошлого лета по инициативе общественных организаций и при поддержке городской власти состоялась научно-практическая конференция, в которой участвовали ученые из многих городов Украины. Вместе с Институтом национальной памяти было рекомендовано как мотивированное и приемлемое новое название - Ингульск. Оптимальным вариантом, конечно, было бы провести несколько таких конференций с как можно более широким донесением их выводов к обычным горожанам. Ведь не секрет, что значительное количество людей читают разве что билборды и ценники в магазинах.

Но на это не было ни времени, ни ресурсов. В отличие от тех же сторонников Елизаветграда, рассчитывавших именно на такой уровень сознания. Город буквально пестрел соответствующими билбордами, агитационными палатками с огромными тиражами открыток, которые попали если не в каждый почтовый ящик, то в каждый подъезд. Содержание этой агитации было крайне манипулятивным: и визуально, и содержательно название Елизаветград настойчиво ассоциировали с украинской символикой, вышивкой, традиционными ценностями.

Общественные слушания, предусмотренные законом, проходили очень бурно, и, ясное дело, к общему выводу в результате не пришли. Было зафиксировано семь возможных названий: Елизаветград, Ингульск, Златополь, Кропивницкий, Благомир, Казацкий, Эксампей. Звучали также Золотое Поле, Тобилевичи, Скифия или Скифополь. Именно семь названий, предложенных на общественных слушаниях, городская рада и направила в соответствующий комитет Верховной Рады. А он рекомендовал парламенту принять название Ингульск. Народный депутат от Оппозиционного блока бывший глава ОДА и известный деятель Партии регионов Сергей Ларин и мажоритарщик от Кировограда Константин Яринич как альтернативу отстаивали название Елизаветград.

Ставленник Ларина генеральный директор ОГТРК Вадим Мурованый через Фейсбук обратился к землякам с пикантным вопросом: "Что такое государственная позиция? (Об этом речь шла на заседании комитета. - С.О.) Какой ее номер в Камасутре?". Он стал инициатором флешмоба "Спроси меня, как назвать мой город".

Дело в том, что во время местных выборов был проведен т.н. опрос, условия которого не выдерживали никакой критики. Он стал лишь дополнительным аргументом для сторонников Елизаветграда, так как показал - из принявших в нем участие, почти 77% высказались в пользу этого названия. При этом количественно - это только 18% от общего числа избирателей.

Общественная организация "Кировоградское землячество", по просьбе упомянутых флешмобовцев, заказала социологический опрос Киевскому международному институту социологии. Он провел его совместно с социологической группой "Рейтинг". Была опрошена одна тысяча человек. Оказалось, что большинство - 57% - вообще не хочет переименования и предпочитает оставить привычное для них название Кировоград, 31% - поддержал возвращение к Елизаветграду, и только 4% принимают предлагаемое - Кропивницкий. Разумется, Кировоград оставить нельзя. Если же его изъять из списка, 55% опрошенных поддержали бы Елизаветград, 8 - Кропивницкий, а если изъять Елизаветград - 70% не знают, какое же название дать городу.

Ничего нового и странного в этих цифрах нет. Они отражают консервативность мышления нашего степного жителя, которого повышенные тарифы на коммуналку сейчас волнуют больше, чем название города. Они также недвусмысленно подтверждают то, что фактически все годы независимости в сознание обывателя нашего города целеустремленно вдалбливали, что Елизаветград - первое, самое лучшее и благородное название, связанное с именем святой.

Еще год назад сторонников украинского названия обвиняли в том, что они, в отличие от елизаветградцев, разобщены, не выступают единым фронтом. В сложившейся ситуации это оказалось и некоторым преимуществом. Художник Игорь Смычек, который продолжительное время настойчиво продвигал название Кропивницкий, за что слышал от многих знакомых много укоров (дескать, нужно объединяться вокруг чего-то одного), собрал подписи части представителей культурной элиты края в поддержку своего варианта и прислал их Верховной Раде. Народный депутат от Кировограда Александр Горбунов, ссылаясь именно на это обращение, и предложил новый проект постановления комитета, который отменил предыдущее постановление, наверное, учитывая поднятый "елизаветградцами" шум по поводу "болотного сельского названия и вонючей реки".

Кстати, они так же протестуют и против Кропивницкого, называя его каким-то "артистом польского происхождения", который "ничем не проявил себя". Именно так охарактеризовала Марка Лукича библиотекарь областной научной библиотеки им. Дмитрия Чижевского Людмила Иванцова, выступая, очевидно, как эксперт на сессии городской рады. Прогнозированно - сессия не одобрила проект о переименовании города в Кропивницкий.

Митинги против Ингульска и Кропивницкого, состоявшиеся в начале января и на следующий день после упомянутого решения Верховной Рады, отличаются разве что тем, что зимой на самых больших лозунгах было перечеркнуто одно название, а летом - другое. Контингент тот же - работники предприятий Евгения Бахмача и прихожане храмов УПЦ (МП). Недолго попротестовав, митингующие организованно сели в зеленые автобусы, хорошо знакомые горожанам надписью "С добром к людям! Евгений Бахмач". Надписи со временем исчезли, а добро, очевидно в виде митингов, осталось. На следующий день в соцсетях был анонсирован еще один митинг, который, надеялись, должен был быть более многочисленным. Но реально на него пришло пять человек. У автобусов в тот день был выходной…

* * *

Голова города Андрей Райкович - ставленник тех же предпринимателей, пропагандирующих пророссийское название, на пресс-конференции (сразу после решения парламента) заявил, что в принципе не против нового названия, но хотел бы, чтобы все было законно, потому что его, дескать, не пригласили на заседание и не дали слова, чем он возмущен. Пообещал обратиться к руководству страны с претензией, что мнение большинства горожан не было учтено. Глава облгосадминистрации Сергей Кузьменко призвал всех к спокойствию и тоже высказался в пользу того, что мнение несогласных все же должны были бы услышать.

В это же время сторонники Елизаветграда зафонтанировали иронией. Редактор газеты "Украина-Центр" (некоторое время выходившей под претенциозным лозунгом - "Газета для умных людей") Ефим Мармер свою авторскую колонку назвал: "Кропивничане, кропивничанки и кропивничайники", имея в виду либо одних, либо других, или всех вместе. Народные депутаты Константин Яринич (БПП) и Сергей Ларин (Оппозиционный блок) зарегистрировали в Верховной Раде постановления об отзыве решения о переименовании Кировограда в Кропивницкий. Кстати, Сергей Ларин присутствовал в зале во время голосования и даже не проголосовал "против". Теперь он заявляет, что организовал мощную команду юристов, чтобы бороться против нового названия в судах всех уровней. Как известно, возглавила все это известная "командная" юристка Елена Лукаш. Контролируемая Лариным общественная организация "Перспектива города" призывает бойкотировать название Кропивницкий. В одном из микрорайонов уже были замечены неизвестные, распространявшие листовки, где с грамматическими ошибками объяснялось, что новое название - это инициатива Яценюка и партии "Народный фронт". Они, дескать, повысили вам тарифы, занимались коррупцией, а теперь еще и переименование организовали. Ясное дело, эти листовки - воплощенная надежда, что люди, которые по собственной инициативе не пойдут протестовать против Кропивницкого, против повышенных тарифов выступить могут. А дальше уже - дело техники.

Тем временем общественные активисты на одном из въездов в город уже установили баннер с новым названием. Городская власть, конечно, так быстро действовать не может. Но заместитель городского головы Александр Мосин на аппаратном совещании сообщил, что власть уже обратилась к рекламным агентствам, которые изготовят соответствующую атрибутику. На рассмотрение ближайшей сессии городской рады будет вынесена Программа развития основ гражданского общества и коммуникации с громадой города на 2016-й г. В ней предусмотрено объявление конкурса на создание проекта нового флага, герба и гимна города.

Кстати, проукраинскую громаду новое название не раскололо, хотя, конечно, и консенсуса нет. И заявления о том, что мнение части горожан не было учтено - небезосновательны. Но мнение это нужно формировать кропотливой просветительской работой, к которой должна была бы приобщиться и власть, а не навязывать с вражеского голоса.

P.S. Один из рабочих дней этой недели для НПП "Радий" (главный бенефициарий-владелец - Евгений Бахмач) начался с визита работников СБУ, которые пришли с обыском в связи с досудебным расследованием в уголовном производстве по факту растраты средств в особо крупных размерах. Как сообщает пресс-служба областной прокуратуры, в рамках этого уголовного производства следователи проверяют версию причастности служебных лиц ПАО НПП "Радий" и НАЭК "Энергоатом" (являющегося государственным предприятием и финансируемого из государственного бюджета) к завладению бюджетными средствами в размере, превышающем 130 млн грн. В частности, речь идет о финансовых аферах с закупкой оборудования, где завышен объем приобретенных товаров на сумму, в семь раз превышающую их реальную стоимость.