UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нищие и виноватые

Больнее всего бюджетные неприятности ударят как раз по Донбассу, который в трудные времена воспринимается как «кормушка». Хотя у Донецкой области и собственных нужд, требующих финансирования, более чем достаточно.

Автор: Евгений Шибалов

Проблемы с проведением платежей местных советов в Госказначействе и перебои с выплатой зарплат бюджетникам многие поначалу восприняли как послевыборную месть правящей силы тем регионам, где результат оказался ниже запланированного. По данным Госфининспекции, бюджетникам на начало декабря задолжали 1,3 млрд грн.

Последние события позволяют уверенно утверждать, что подобные объяснения происходящего в корне неверны. Волна неплатежей накрыла всех. Разница только в том, что мэр Донецка имеет больше возможностей и влияния выбивать свои деньги у Минфина, нежели градоначальник Житомира, Кировограда или Винницы. Но трудности с доступом к своим денежным средствам, равно как и туманность финансовых перспектив, присущи ныне каждому региону.

Более того, больнее всего бюджетные неприятности ударят как раз по Донбассу, который в трудные времена воспринимается как «кормушка». Хотя у Донецкой области и собственных нужд, требующих финансирования, более чем достаточно.

Правящее трио Янукович–Азаров–Рыбак, ласково прозванное в народе «политбюро», на словах всегда выступало за бюджетный федерализм, усиление роли местных советов и прочие идеи, заложенные в названии и программе Партии регионов. «В 2006 году, когда я вел региональную политику, мы с Виктором Федоровичем договорились: давайте каждый год увеличивать долю местных бюджетов. Давайте больше передадим туда прав, больше обязанностей, больше финансов. И тогда мы построим шведский социализм», - делился как-то с автором этих строк своими воспоминаниями Владимир Рыбак. Николай Азаров, представляя в 2010 году проект Бюджетного кодекса, уверял, что новый документ именно так и регулирует систему государственных финансов, делая акцент на усилении влияния органов местного самоуправления.

«Итоги подведем», как советовал Лесь Подервянский. Мэр Донецка Александр Лукьянченко, комментируя состояние городской казны, привел следующие данные: до принятия кодекса на уровне региона оставалось более 30% собранных в виде налогов и сборов денежных средств. Сейчас - чуть меньше 25%.

Кроме того, он пожаловался, как облапошили градоначальников последними новшествами в бюджетной политике. «От нас забрали в областной совет часть затрат на вторичный уровень здравоохранения в объеме 328 млн. Но отдав туда же очередные 25% НДФЛ, мы потеряли 705 млн грн. То есть объем средств на городские нужды уменьшился фактически на 400 млн», - сообщил А.Лукьянченко. Планируя бюджет на 2013 год, он и его коллеги из других городов уже обязаны были учитывать, что оставить себе теперь можно только половину налога на доходы физических лиц, а не 75% как раньше. О вреде этого новшества заявлял и глава Киевской горадминистрации Александр Попов, имеющий солидный опыт в сфере муниципального управления.

Кроме того, сохранив за собой поступления единого налога от предпринимателей, градоначальники сокрушаются, что комиссионные за лицензии и патенты также уйдут «в область». В конечном итоге городам от всей массы поступлений останется около 14%.

Чуть раньше донецкий градоначальник вступил в эмоциональную полемику с Азаровым, когда тот обвинил мэров в невыплатах зарплат бюджетникам. «Я не чувствую своей вины, потому что мы своевременно выплачиваем заработную плату бюджетным организациям. А те вопросы, которые возникли, - это чистая недоработка министерств и ведомств, которые, делегируя полномочия, не в полной мере передают финансовые ресурсы», - ответил на это Лукьянченко. Он также признался корреспонденту ZN.UA, что намерен собрать группу поддержки из донецких депутатов и лично нагрянуть в «министерства и ведомства», чтобы поговорить на эти темы предметно за закрытыми дверями. Первым делом градоначальник рассчитывает серьезно побеседовать с руководством Минфина и Госказначейства.

Темы для беседы у них найдутся - и во множестве. Губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий, в свою очередь, привел данные, явно показывающие: бюджеты на местах пошли вразнос задолго до нынешнего обострения ситуации в публичной плоскости. По оперативным сведениям, 25 административно-территориальных единиц региона (из 45-ти) не дотянули до плановых показателей. Сразу же после этого и начались проблемы с зарплатой бюджетников и другими выплатами.

Вскоре скрывать положение дел от вышестоящих инстанций стало невозможным. Донецкая область впервые с начала года была вынуждена обратиться в Кабмин за «дотацией выравнивания», обычно выдаваемой убыточным регионам для выплат по защищенным статьям - пенсии, стипендии, те же зарплаты и пр.

В будущем году, как ясно дали понять местным руководителям, рассчитывать на то, что все волшебным образом переменится, не стоит. Крупные инфраструктурные проекты закончились вместе с Евро-2012. Так называемые «бюджеты развития» на местах весьма скудны даже в экономически благополучных на общем фоне мегаполисах. При этом функцию донора для государственной казны от Донбасса требуют выполнять по-прежнему. Утвержденный бюджет Донецка предусматривает изъятие в пользу государства 280,6 млн. грн., и городскому руководству пришлось немало потрудиться, чтобы «сбить» аппетиты столичного начальства хотя бы до этого минимума. А это, между прочим, почти пятая часть всей городской казны следующего года…

Если вторая волна кризиса окажется такой страшной, как ее видят эксперты, рано или поздно наступит деликатный момент назначения виновных. Николай Янович наглядно продемонстрировал, что не постесняется отвести эту роль региональным элитам. Насколько серьезной может стать вертикальная конфронтация столицы с городами и весями, пока судить сложно. Но уже можно говорить о том, что правящая
команда теряет поддержку того сегмента истеблишмента, который когда-то «сделал» Партию регионов и помог бело-синим взойти на трон.

В 2009 году на пике кризиса местные советы тоже столкнулись с тем, что остались без денег в принципе, и даже без доступа к скудными крохам, лежащим на казначейских счетах. Финансовые «заторы» в Госказначействе привели к коллапсу бюджетной сферы. Социальные учреждения не могли купить даже канцелярских принадлежностей, а больницы - предметов гигиены. Тогдашняя оппозиция воспользовалась этим обстоятельством для зарабатывания политических очков перед президентскими выборами. И регионалам удалось аккумулировать поддержку недовольных политикой центра местных руководителей. Прошло три года - и все обстоит с точностью до наоборот. Теперь уже сами бело-синие продолжают закручивать гайки, своими руками заканчивая демонтаж той самой системы местного самоуправления, за которую столь пылко заступались ранее.

Единственное отличие от 2009 года заключается в том, что тогда городские советы были просто нищими, а сейчас - нищими и виноватыми. У «оранжевых» не хватило цинизма обвинить местные власти в катастрофическом положении дел в системе государственных финансов. Более того, региональные руководители ухитрялись отстаивать свою правоту в судах, и притом выигрывать процессы. Сейчас же, несмотря на немалое число жалоб на Кабмин и казначейство, о предъявленных правительству исках сообщений пока не встречалось. В стране, победившей вертикали, такие демарши не приветствуются и не дозволяются.

Точечные меры и маневрирование финансами в ручном режиме - порочный путь, как показал опыт того же 2009-го. Но именно по этому пути пойдет, по всей видимости, кабинет Азарова, ставший после повторного назначения сам себе «папередником». Судя по количеству министров и вице-премьеров, возжелавших уйти в Раду, многие подчиненные Николая Яновича прекрасно представляют итог «затыкания дыр». Тем более что системные проблемы бюджетных механизмов решены не были, да и серьезных попыток их решить не предпринималось.

Конец света, как видим, не состоялся, жизнь продолжается. А значит, все обозначенные выше перекосы бюджетной политики, обусловленные как объективными факторами, так и столкновением личных амбиций, будут влиять на качество жизни людей в уходящем и будущем году. Мало что позволяет предполагать, будто влияние это может быть позитивным. Ситуация, когда одним достаются деньги, а другим - ответственность, изначально не способствует каким-либо положительным изменениям. В этом отношении прогнозы довольно мрачны. Как ни напрягай зрение, света в конце тоннеля, увы, не видно.