UA / RU
Поддержать ZN.ua

Не тот Майдан

Харьковский Евромайдан - эдакая смесь гайд-парка с клубами под открытым небом. Здесь показывают кино про Париж 1968-го и съемки Киева 2013-го. Рок-музыка чередуется со стихами и выступлениями не специально обученных людей, а самых обычных - от студентов до пенсионеров.

Автор: Елена Львова

Он не постоянный, но регулярный. Порой безыскусный, но не искусственный. Он верит в свою борьбу. Но в него верят немногие. Многие о нем просто не знают. А власть им подчеркнуто пренебрегает.

"Могу похвалить ваш Майдан. Он уникален тем, что здесь я не вижу ни одного флага политических партий. Это очень круто, что вы вышли сами за себя, за свое будущее. Большой респект и уважуха вам".

Ирена Карпа, Евромайдан в Харькове, 14 декабря

Их немного. Несколько сотен по будням, пара-тройка тысяч (максимум) - по выходным. Они приходят каждый день на полтора-два часа к памятнику Шевченко. Приходят поговорить и послушать.

Харьковский Евромайдан - эдакая смесь гайд-парка с клубами под открытым небом. Здесь показывают кино про Париж 1968-го и съемки Киева 2013-го. Рок-музыка чередуется со стихами и выступлениями не специально обученных людей, а самых обычных - от студентов до пенсионеров. Профессиональные политики здесь редкие гости. Почти невиданные и не самые желанные. В отличие от Забужко, Карпы, Капрановых, "Гайдамак", Ирванця, легендарной российской Умки и гремевшего в свое время Жеки Кошмара ("Ку-ку").

Не политики начинали этот Майдан, и не они здесь заказывают музыку. Его завсегдатаи - писатель Сергей Жадан и сопредседатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров, журналист Владимир Чистилин и общественный активист Дмитрий Пилипец.

Именно Пилипец с группкой активистов положили начало харьковскому Евромайдану, решив переночевать на площади Свободы с 21 на 22 ноября. За неделю людей стало побольше, площадь обнесли забором имени подготовки новогодней елки и Ко, и Евромайдан без шума и боя переехал из-под окон обладминистрации на майданчик - площадку возле памятника Шевченко, которая по самым оптимистичным оценкам не вместит и десятую часть того, что способна вместить площадь Свободы. Но ему и здесь места более чем достаточно. Он на порядок меньше помаранчевого Майдана 9-летней давности.

"Харьков и Харьковская область проигнорировали майданные настроения Киева и ряда западных регионов нашей страны. Люди свой протест таким противоправным действиям высказывали своей хорошей работой на своих рабочих местах, а те, кому положено еще учиться, делали это в аудиториях многих наших хороших институтов и университетов".

Глава Харьковской облгосадминистрации Михаил Добкин, сессия облсовета 19 декабря

В действительности отношение харьковчан к Евромайдану гораздо разнообразнее, чем простой игнор. Тут есть и презрение, и ненависть, и равнодушие, и снисхождение, и симпатия, выраженная в лайках, перепостах и статусах в социальных сетях. Есть люди, которые не идут на харьковский Евромайдан потому что едут в Киев: "сегодня все решается там, а не здесь". А есть те, кто просто не понимает евромайдановцев.

- Ну что они так уцепились за подписание этого Соглашения именно в Вильнюсе? Ну не подпишем сейчас, подпишем весной, через полгода или через год, еще лучше - вместе с Россией, - искренне недоумевал зевака, остановившийся поглазеть на митинг в первые дни Евромайдана.

Людей, которые не хотят и не готовы выбирать между евроинтеграцией и сближением с Россией, очень много. Но тех, кто не знает о существовании Евромайдана в Харькове, пожалуй, не меньше.

"Мы живем в информационной блокаде… Я сам постоянно сталкиваюсь с тем, что даже мои друзья, в принципе следящие за тем, что происходит, ко мне обращаются с идеями "давай в Харькове сделаем Евромайдан", и когда я им говорю, что он стоит уже третью неделю, они ужасно удивляются. Это все благодаря нашему мэру, который поработал последние три года и обеспечил информационную блокаду", - иронизирует Сергей Жадан.

В самом деле, если кто и игнорирует харьковский Евромайдан, так это власть и чуткие к ее настроениям региональные новости. В отличие от 2004-го, сегодня активистов и симпатиков Майдана не зовут в эфиры местных телеканалов. А власть старается не дарить им лишний повод "засветиться" на центральных каналах. Милиция не мешала активистам митинговать и устраивать перформансы, несмотря на запрет массовых мероприятий из-за загадочного всплеска ОРВИ, внезапно появившегося и так же внезапно исчезнувшего спустя несколько дней. А мэрия не пыталась "выселить" этот Майдан через суд, как в свое время "выселила" с того же места языковой - под предлогом заботы о здоровье участников акции и досуге горожан.

Безусловно, в жизни Евромайдана случаются "мелкие пакости" вроде кражи генератора или поджога микроавтобуса. Но предположить, что за этим стоит власть, можно только гипотетически. Некоторые и говорят. Но доказать не могут.

И еще один важный момент. В отличие от 2004-го власть отказалась от Антимайдана, который, как и северодонецкий съезд, как это ни парадоксально, тогда был мобилизующим и стимулирующим фактором, подпитывающим помаранчевый Майдан.

Первый и последний митинг в поддержку курса президента прошел "по просьбам трудящихся" на площади Свободы 30 ноября. Аккурат накануне эпидемиологическая ситуация в городе резко улучшилась, и запрет на массовые мероприятия был снят. Митинг вышел в разы внушительнее Евромайдана, хотя ни 70-ти, ни тем более 100 тысяч, о которых говорила власть, там не было. На веб-камере было видно, что люди в основном концентрировались по периметру площади и перед сценой, а в центре в окружении пустоты царила недомонтированная елка. Многие уходили, не дожидаясь окончания митинга. Сами понимаете: поддержка курса - дело добровольное.

- Вот скажи, в чем между ними разница? - допытывался один из присутствующих на митинге по долгу службы. - И те хотят в Европу (кивал он в сторону, где собирался Евромайдан - Е.Л.), и эти. И флаги у них одинаковые…

- Те хотят, чтобы Украина была в Европе, а эти - строить Европу в Украине, - отшучивался собеседник.

- Разница в чем???

Кстати, другой Антимайдан (без админресурса), организованный силами экс-коммуниста, "Украинского выбора" и примкнувших к ним нескольких пророссийских общественных организаций, в выходной день не собрал и половины того количества людей, которые приходят на Евромайдан по будням.

И это очень показательно. Большинство харьковчан вне зависимости от своих симпатий и антипатий убеждены, что эти майданы - не их война. От их выхода туда ничего не зависит, а сами майданы ни на что не влияют.

"Мне страшно приятно, что в Харькове вышла эта сотня-полторы-две, это очень важно. Вы понимаете, вы те дрожжи, тот субстрат, на котором делается закваска нового общества, и потому я ужасно благодарен вам".

Александр Ирванец, Евромайдан в Харькове, 18 декабря

Для того чтобы закваска начала действовать, одних дрожжей недостаточно. Их необходимо поместить в подходящую среду. Иначе процесс брожения не начнется, и дрожжи испортятся, не выполнив своего предназначения.

Харьковский Евромайдан живет своей жизнью, отдельно от остального Харькова. Он собирается на отведенном ему пятачке возле памятника Шевченко, но дальше не движется.

Пока он не пытается запустить процесс брожения в массах, власть может и, скорее всего, будет его игнорировать до тех пор, пока он не рассосется сам по себе.

Чтобы выжить, Евромайдан должен меняться, осваивать новые пространства, популяризировать себя и свои идеи, превращая равнодушных в симпатиков, а симпатиков - в активистов и единомышленников.

Это гораздо сложнее, чем в 2004-м. Тогда у помаранчевого Майдана была негласная поддержка мэра и ощутимая помощь влиятельных людей, в том числе и близких к градоначальнику, были свои истории пусть маленьких, но побед (горрада, пошедшая наперекор губернатору, разные депутаты, бизнесмены, руководители предприятий, публично заявлявшие о переходе на сторону Майдана и т.п), не говоря уже о киевской - решении о проведении повторного второго тура. Да и цели у того Майдана были куда более понятными и вполне достижимыми в обозримом недалеком будущем: честные выборы без фальсификаций. У сегодняшнего Евромайдана на счету пока ни одной победы, рассчитывать он может только на самого себя, а цели его кажутся абстрактными и оттого далекими. Слова "демократические ценности", "гражданские права и свободы" для большинства по-прежнему не более чем набор букв и звуков. Что-то вроде частички Бога - бозона Хиггса: звучит красиво и часто, но непонятно. Как доступно объяснить, что это и какое отношение оно имеет к обычным людям? Очевидно, у евромайдановцев пока нет ответа на этот вопрос. Но они хотят его найти.

"Не нужно отчаиваться, не нужно перекладывать миссию изменения страны на кого-то другого. Нужно дальше приходить, нужно дальше делать свое дело".

Сергей Жадан, Евромайдан в Харькове, 18 декабря

P.S. Когда верстался номер, активисты заявили об очередной "мелкой пакости" в отношении Евромайдана: в пятницу, около четырех часов утра двое "титушек" разбили окна в помещении, где находится штаб, облили краской порог, а фасад дома и близлежащих зданий "разукрасили" нацистскими символами и надписями вроде "Позор продажным фашистам" и "Эврофашизм". Милиция открыла уголовное производство по статье "хулиганство". По краже генератора и сгоревшему микроавтобусу уголовные производства тоже были. А подозреваемых до сих пор нет.

P.P.S. Все три случая произошли в центре города, меньше чем в 10 минутах ходьбы от областного управления УВД.