Состоявшийся на этой неделе визит министра иностранных дел Палестинской автономии в Киев был связан с открытием посольства Палестины в Украине, чья деятельность на Ближнем Востоке в последнее время заметно активизировалась. Украинская сторона выступила с инициативой проведения переговоров по мирному урегулированию на территории Украины. Этот вопрос активно прорабатывается сейчас специальным посланником МИД Украины на Ближнем Востоке.
Однако, когда это интервью готовилось к печати, произошло очередное событие, которое вновь отложит возобновление мирного процесса. Боевиками Демократического фронта был убит создатель ультранационалистической партии Моледет Рехавам Зееви, занимавший пост министра туризма в правительстве Шарона и заявивший о своем выходе из него в случае возобновления мирного процесса. Программный тезис Моледет — полное выселение палестинцев с оккупированных территорий. В итоге израильская армия вновь вошла в палестинский город Дженин, и круг опять замкнулся. Сможет ли кто-либо остановить эту нескончаемую череду взаимного насилия?
— Господин министр, ваш нынешний визит приурочен к открытию посольства Палестины в Украине. Какими вам видятся перспективы дальнейшего украинско-палестинского сотрудничества?
— Прежде всего в наши задачи не входило просто добавить еще одно государство к списку тех стран, которые признали Палестину. Мы рассматриваем открытие посольства не просто как знак подобного признания, а как новую историческую возможность. И я бы хотел, чтобы мы успешно воспользовались этой возможностью. Украина после десяти лет независимости прошла период государственного строительства и теперь стремится к установлению более тесных взаимоотношений с арабскими государствами, формированию более сбалансированной международной политики. На данном историческом этапе палестинский народ наконец вплотную подошел к созданию своего независимого государства. Однако по-прежнему наше стремление к истинной, а не формальной независимости наталкивается на яростное сопротивление со стороны, по крайней мере, части израильских политиков. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы заручиться политической поддержкой государств, имеющих вес в международной политике. Без этого невозможно дальнейшее развитие мирного процесса. Нашей задачей является достижение справедливого мира, который предполагает создание палестинского государства и прекращение израильской оккупации.
Диалог между нами и Президентом Л.Кучмой продолжается уже четыре года. В наши планы входило установление с Украиной дипломатических отношений на высшем уровне. Исходя из принципа исторической преемственности в наших взаимоотношениях со странами Восточной Европы и бывшей социалистической системы, мы стремились к установлению дипломатических отношений со странами бывшего Советского Союза на уровне посольств. Поэтому мы не хотели открывать новую страницу в наших взаимоотношениях с Украиной на более низком уровне. Решение этого вопроса несколько затянулось, но сейчас открытие нашего посольства в Киеве может служить свидетельством подлинной взаимной заинтересованности. Мы будем способствовать тому, чтобы Украина смогла сыграть практическую роль в процессе ближневосточного урегулирования. Она могла бы стать членом той небольшой группы государств, которые принимают постоянное участие в мирном процессе. Возможно привлечение международных наблюдателей со стороны Украины, участие в международных силах ООН по поддержанию мира, которые будут необходимы в период перед достижением окончательного урегулирования и после него.
Кроме того, я считаю, что существуют возможности для развития двусторонних отношений — в области торговли, экономики и образования. Ранее в Украине обучалось до 7 тыс. студентов из Палестины. Сейчас их число уменьшилось до 4–5 тыс. Украина готова принять и большее количество наших студентов. Мы сегодня встречались с министром образования и обсудили возможность открытия одного-двух классов украинского языка в школах Газы и Западного Берега для желающих продолжить образование в Украине. Это для нас очень положительный момент. Возможно также открытие украинского культурного центра и торгового представительства в Палестине. В наши планы входит заключение торгового соглашения на межгосударственном уровне, подписание соглашения о сотрудничестве между торговыми палатами, организация обмена делегациями в различных областях. Если будет преодолено сопротивление со стороны Израиля или если Палестина станем независимым государством, товарооборот между нашими странами может возрасти в несколько раз.
— В каких конкретно областях существуют наибольшие перспективы для сотрудничества?
— Основной экспортной продукцией Украины, как известно, являются металл, пластмасса, дерево, продукция сельского хозяйства, тяжелого машиностроения, строительная техника, гидротехническое оборудование. Ваши товары вполне конкурентоспособны. В настоящий момент проблема состоит в преодолении препятствий со стороны Израиля. Израиль импортирует украинский металл и не дает нам этого делать. Это просто абсурдно!
Я считаю, что существует благоприятная возможность для развития отношений между нашими странами в области политики, торговли и безопасности.
— Украинская сторона в последнее время стремится играть более активную роль в ближневосточном урегулировании. Что бы вы могли сказать об идее проведения переговоров между Палестиной и Израилем на территории Украины?
— Только не в Ялте (Смех). Я сказал министру иностранных дел: «Прошу вас, только не в Ялте». Поскольку для нас Ялта символизирует заговор великих государств, направленных на раздел арабских территорий. Пусть будут переговоры в Киеве, где-нибудь в Крыму. Но в Ялте — нет!
— Палестина сейчас переживает тяжелый период в связи с трагическими событиями, произошедшими в США. Как бы вы оценили развитие событий вокруг Палестины? В частности, визит президента Арафата в Лондон? Является ли это попыткой привлечь на свою сторону европейцев или, как говорят некоторые аналитики, шагом на пути к переговорам с США?
— Наши взаимоотношения с Великобританией имеют давнюю историю. Мы поддерживали отношения на высшем уровне — между Арафатом и Блэром, также мною и предыдущим министром иностранных дел Дж. Строу. Тут ничего нового нет. Новой является сама ситуация, которая сложилась после 11 сентября. Действительно, как было сказано в журнале Economist, Блэр сейчас выступает в роли премьер-министра мирового правительства при короле Буше. Но проблема не сводится просто к формальной встрече между Арафатом и Бушем или Арафатом и Блэром. Вопрос в том, будет ли международная антитеррористическая коалиция выступать в качестве своеобразного хора по отношению к США или она будет партнером в построении нового мира? В котором не будет несправедливости, поскольку несправедливость или, точнее, ощущение несправедливости, является наибольшим стимулом к насилию. Если эта новая международная коалиция будет коалицией во имя безопасности и справедливости, то одной из ее задач должно стать прекращение исторической несправедливости по отношению к палестинскому народу. Она должна поддержать прекращение израильской оккупации и создание независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме, которое будет жить в мире с Израилем. Это придает новую перспективу нынешнему моему визиту в Киев.
Накануне приезда к вам я также впервые побывал в Будапеште и Софии. Мы пытаемся построить взаимоотношения со всеми государствами Центральной и Восточной Европы. Это направление в свою очередь имеет и западное измерение. Государства Центральной Европы стремятся к членству в Европейском союзе, который до настоящего момента является нашей основной политической и экономической опорой. На стратегическом уровне сейчас сложилась такая ситуация: с одной стороны, США готовы дать «зеленый свет» созданию палестинского государства и началу переговоров об окончательном урегулировании, с другой стороны, США вовлечены в войну против терроризма, и хотят, чтобы международная коалиция действовала совместно с ними. Поскольку Украина принимает участие в этих международных усилиях, то она может, таким образом, сыграть свою роль и в решении палестинской проблемы в формате общей борьбы с терроризмом. В настоящий момент сложились исторические предпосылки для этого.
— Как вы оцениваете недавнее высказывание Джорджа Буша о создании палестинского государства? Следует ли рассматривать его всего лишь как попытку заручиться поддержкой арабского мира или как серьезное намерение сдвинуть мирный процесс с мертвой точки?
— Возможны оба варианта. Это обещание звучит красиво, и мы вместе с другими государствами надеемся, что оно будет выполнено. Будь оно оформлено как официальное письмо, его можно было бы рассматривать в качестве обязательства. Ранее уже звучали обещания администрации Клинтона, до того — Картера и Никсона. Очевидно, одних обещаний недостаточно. Они должны подкрепляться реальными действиями.
— Если возобновятся переговоры в рамках мирного процесса, можно ли ожидать новых уступок с палестинской стороны по вопросу о беженцах, израильских поселениях на оккупированных территориях и статусе Иерусалима?
— Нет. Западный Берег и сектор Газа составляют всего лишь 22% территории Палестины в границах до 1948 г. Зачем же нам делать уступки?
— Позиция арабского мира по отношению к палестинской проблеме в целом ясна. Но все же, на какие силы вы можете опереться прежде всего, а с какими странами отношения вас не удовлетворяют?
— Мы стремимся преодолевать негативные моменты во взаимоотношениях со всеми государствами. Я лично предпринял немало усилий для налаживания палестинско-сирийских отношений и развития наших взаимоотношений с Кувейтом, которые в определенный период ухудшились. Наши отношения с другими арабскими странами следует рассматривать как позитивные, в особенности с момента начала второй палестинской интифады. Конечно же, Египет сыграл более ясную роль, оказывая нам поддержку в самых различных обстоятельствах. Существуют классические условия. Иордания, например, должна играть определенную роль в решении палестинской проблемы. Тунис в свое время сыграл весьма важную роль: он предоставил убежище палестинцам. Там находилась штаб-квартира ООП. И сейчас эта страна стремится сохранить свой статус одного из активных партнеров. За последние примерно два месяца Саудовская Аравия взяла на себя роль лидера, активно отстаивая палестинские интересы перед США. Некоторые наши традиционные партнеры в арабском мире в этой связи испытывают даже определенное чувство ревности.
— На прошлой неделе вы принимали участие во встрече министров иностранных дел Организации исламской конференции в Дохе. Каковы ваши личные впечатления об этой встрече?
— Хорошие.
— Можно подробнее?
— По-моему, вряд ли следовало ожидать лучших результатов. На встрече удалось добиться полного взаимопонимания. Часть тезисов в поддержку позиции США, часть — против. Исламские государства единогласно осудили терроризм и выразили сочувствие жертвам терактов в США, а также проявили готовность поддержать международные усилия по борьбе с терроризмом. Все остальные положения декларации, по сути, являются предупреждением США. Прежде всего, США нужно решить палестинскую проблему. Они должны проводить различия между терроризмом и национально-освободительной борьбой, а также признать, что государственный терроризм опаснее, чем терроризм, осуществляемый какой-либо организацией. США должны избегать жертв среди мирного населения в Афганистане; отказаться от нападения на какое-либо другое арабское или исламское государство; выполнять резолюции ООН и требования международного права. Особое беспокойство было высказано по поводу попыток представить эту войну как войну против ислама, поскольку тут кроется большая опасность. Наконец, США должны проводить консультации, а не ограничиваться простым оповещением. Это все есть в декларации, принятой в Дохе. То есть, три пункта в поддержку Америки и семь — с критическими замечаниями.
Набиль Шаат |
Набиль ШААТ
Родился в 1938 году в г.Сафаде (Галилея). В 1965-м закончил Пенсильванский университет, где изучал финансы и экономику. Имеет ученые степени — по праву и экономике. Преподавал в университетах Каира, Александрии и Бейрута.
Возглавил первую делегацию ООП в ООН и сопровождал Ясира Арафата во время его известного выступления с трибуны Генеральной ассамблеи ООН в 1974 году.
Набиль Шаат — член ЦК и представитель старой гвардии организации ФАТХ. Его называют правой рукой Арафата и одним из его возможных преемников. Шаат принимал непосредственное участие в переговорах по мирному урегулированию палестинской проблемы с 1991 года. Был членом палестинской делегации на Мадридской мирной конференции, участвовал в секретных переговорах в Осло.
С 1994 года занимает посты министра планирования и международного сотрудничества в Палестинской национальной администрации, координатора мирных переговоров с Израилем. В 1996 году был избран в Палестинский законодательный совет от района Хан-Юнис (сектор Газа).
До назначения на должность министра консультировал правительства Алжира, Кувейта, Саудовской Аравии по вопросам государственного управления. Непосредственно участвовал в создании Института технологии и управления и Арабского центра административного развития в Бейруте и Каире, который на сегодняшний день имеет 14 филиалов в других арабских странах.
В Киеве г-н Шаат второй раз. Ранее он сопровождал президента Ясира Арафата во время его турне по региону, в ходе которого они провели в Киеве около четырех часов.