UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Мы хлеба горбушку, и ту — пополам»

Вооруженное до зубов лозунгами «прозрачности» и «эффективности расходования государственных средств» Министерство обороны провернуло невероятную даже по нынешним временам операцию.

Автор: Юрий Николов

Вооруженное до зубов лозунгами «прозрачности» и «эффективности расходования государственных средств» Министерство обороны провернуло невероятную даже по нынешним временам операцию. В начале июля армия добилась 10-процентного удорожания питания солдат. Речь идет о десятках миллионов государственных гривен, пополнивших карманы частных компаний.

Итак, парада не будет. Вместо него будут деньги. У денег же существует своя индивидуальная особенность: у них есть какой-то объем, и кому-то в конце концов они достаются.

И если с количеством денег, сэко­номленных на параде на День Независимости, понятно не все, то с теми, кто их заполучит, вопросов нет. Впрочем, об этом вскользь сказано даже в указе президента, отменившим парад: средства пойдут на «социальную защиту населения». Так что ZN.UA осталось только конкретизировать: кто эти люди.

Но вначале о главном. То есть о количестве. Определить его не так-то просто. Дело в том, что Минобороны относилось к чеканящим шаг солдатам, как к золотым антилопам, из-под копыт которых вылетают золотые червонцы.

Получив в бюджете на парад 56 млн. грн., армия потребовала увеличения этой суммы до 320 миллионов. Правда, после того, как столь нескромное пожелание стало достоянием общественности, умерила свою фантазию до 212.

Теперь же Минобороны утверждает, что предполагало потратить всего 36 миллионов. Удивительно только, что эта цифра появилось лишь после того, как парад уже отменили.

Потому будем исходить из документально подтвержденных данных: в бюджете на парад было заложено 56 млн. Но армия крайне хотела заполучить еще 250 миллионов. Или хотя бы 150.

Зачем армии лишних 200 миллионов?

В то время, когда верстался бюджет парада и когда армия просила увеличить его в шесть раз, разразился другой скандал. Экс-министр обороны Анатолий Гриценко подсчитал, что украинских солдат начали как-то слишком дорого кормить. И что при таких темпах использования средств «на еду» деньги на нее закончатся в сентябре. А потом либо голодные солдаты с автоматами пойдут по селам на подножный корм, либо, что более правдоподобно, бюджет подбросит недостающие деньги. Только вот во втором случае приватные «кормящие» структуры заработают дополнительные 213 млн. грн. Это за три квартала. То есть по три миллиона долларов в месяц.

Скандал получился впечатляющий. С прессой, оргвыводами, отменой тендера. Своего поста лишился целый заместитель министра экономики. Только вот незадача - в июле этого года абсолютно та же схема возродилась вновь. С теми же участниками и теми же деньгами. И поскольку в данном случае некоторые, как говорят программисты, «решения» были уникальны, думаем, их стоит внести в анналы тендерной истории Украины. Итак, над больным телом бюджета украинской армии было проведено несколько операций. Рассмотрим их по порядку.

Операция 1.
Первый квартал - для своих

В начале года Минобороны получило у Минэкономики одобрение на выбор поставщиков питания на I квартал 2011 года по неконкурентной процедуре закупки «у одного участника». То есть клерки Минобороны выбрали конкретные фирмы по ведомым только им причинам.

Поясняя свой шаг журналистам, военные чиновники скорбели о недавно принятом законе о госзакупках, который крайне отяготил им жизнь. И который требует слишком много времени для проведения честных и прозрачных торгов. О том, что закон появился в августе, а кормить надо было начинать только через полгода, то есть с января, не упоминали.

Тем более что все это время Минобороны с упоением занималось выбрасыванием из схем фирм, доставшихся ведомству Ежеля в наследство от Юрия Еханурова. Выдавили их по-армейски незатейливо: перестали платить за уже оказанные услуги. А когда поставщики отказались кормить армию до выполнения ею своих обязательств, в схему тут же ввели других поставщиков.

Так что в первый квартал 2011 года Минобороны, как говорил Милославский, «удачно зашло».

К вящему сожалению многих чиновников, квартал не длится целый год. А потому уже через три месяца пришлось придумывать что-то другое. Уж слишком странным выглядело бы непроведение тендера и во второй раз. Потому Мин­обороны, понимая, что закупка «у одного участника», когда речь заходит о таких конкурентных рынках, как поставка обычного продовольствия (чай и колбаса все же не химическое топливо для ракет, в стране много кто этим торгует), пахнет не очень хорошо, решило подстраховаться. Хотя бы видимостью провести открытые торги.

Операция 2. Псевдоторги

Итак, в феврале этого года Минобороны начало тендерную процедуру в полном соответствии с духом и буквой закона о госзакупках. Только опять не получилось.

Помогло военным загадочное ООО под названием «Метсобстар-ХК». Прописанная в одном из киевских общежитий фирма пожаловалась в Антимонопольный комитет, что условия тендера Минобо­роны очень и очень дискриминационные, а потому не позволяют жалобщику принять полноценного участия в торгах.

Ведомство Василия Цушко, согласно букве и духу закона, вняло обиженным истцам. А так как в это время Василий Цушко, по всей видимости, был особенно чутким к справедливости, то АМКУ постановило попросту отменить торги.

Люди Ежеля взяли под козырек и мгновенно бросились исполнять указание АМКУ. А поскольку в решении антимонопольщиков напрочь отсутствовали предложения на предмет «устранить нарушения и провести торги заново», то Минобороны с чувством реализованной безопасности торги отменило, решив опять провести «закупку у одного участника».

Напомним, что для подобной процедуры в то время еще требовалась виза Министерства экономики. Так как люди военные - не самые большие любители экспериментов, они, не мудрствуя лукаво, попросили дать разрешение купить «у одного» сразу до конца 2011 года. На сумму 621 млн. гривен. Минэкономики с просителями согласилось, удовлетворив их несуразную просьбу.

Несуразность состояла в следующем. АМКУ отменил торги в марте, а действующие контракты с поставщиками заканчивались 1 ап­реля. То есть провести новые открытые торги по всей процедуре Минобороны действительно не успевало. Поэтому у них не было другого варианта, кроме как закупки питания на второй квартал по процедуре «у одного участника». Но на третий и четвертый кварталы это делалось запросто. И Минобороны обязано было организовать открытые торги. Однако чиновники решили не париться со всеми этими играми в «прозрачность и конкурентность», а потому решили проблему одним махом - закупить питание «у одного участника» с апреля и до конца года. Тут и случился скандал.

Операция 3. Вывести Сухомлина сухим из воды

621 миллион за питание солдат смутил даже далеких от этой сферы граждан. Еще больше волнения усилились после вмешательства профильного комитета Рады, экс-министра обороны Анатолия Гриценко. Он, напомним, подсчитал, что на такой сделке навар част­­ных поставщиков составит
213 млн. гривен, то есть почти треть от общей суммы контракта, и сделал эту информацию публичной.

Впрочем, уже не раз было доказано, что Виктору Януковичу малоинтересны сообщения о бюджетных хищениях, каковых сотни. Другое дело, когда вскрываются факты освоения госбюджета, о которых президент не был предварительно уведомлен организаторами схемы.

Похоже, такая же ситуация сло­жилась в отношениях Ежеля с Януковичем на закупке продовольствия солдатам. Еще более ситуацию подогрело ведомство первого вице-премьера Андрея Клюева: его первый заместитель Вадим Копы­лов публично объявил, что сделка Минобороны достойна самого тщательного расследования. Таковое тут же началось в отношении замминистра экономики Александра Сухомлина. Именно он удовлетворил ту самую просьбу Минобороны о закупке «у одного участника» ценой в 621 миллион. Параллельно в военное ведомство прибыл отряд ревизоров.

Незамедлительно появились результаты. Минобороны, которое уже действительно никак не могло закупить услуги питания на второй квартал по процедуре открытых торгов, подало новую заявку, уже только на второй квартал. Правда, ее цена - 212,78 млн. гривен - все равно вызывала вопросы. Ведь если по этой цене кормить армию все три квартала, то стоимость питания до конца года составит 638,34 млн. гривен, что даже больше, чем упомянутая выше сумма в 621 миллион.

Однако общение с ревизорами не прошло бесследно. И в итоговых контрактах стояла более низкая цена питания - 193,26 млн. гривен за квартал, то есть на 10% меньше заявленной суммы. Но все равно далеко от расчетов по действующим нормам питания.

Туманом завершилось расследование в отношении замминистра экономики Сухомлина. В апреле президент таки уволил его с должности. Однако вовсе не по причине злоупотреблений с тендерами, как до сих пор думают многие журналисты. Причина намного банальнее: из-за реорганизации Минис­терства экономики в Министерство экономического развития.

Более того, в процессе заметания следов был изобретен еще один удивительный способ обхождения с законом о госзакупках. Выяснилось, что уже на следующий день после скандального сообщения Копылова о расследовании в отношении Сухомлина еще одно загадочное ООО - «Энер­готехкомплекс» - обратилось в Антимонопольный комитет с требованием отменить ту самую скандальную закупку на 621 миллион.

Мол, «були допущені порушення, які вплинули на об’єк­тивність визначення переможця процедури закупівлі», хотя никаких конкретных данных об этих ошибках жалобщик не предоставил.

Но даже этой милой абстракции хватило ведомству Цушко для отмены скандальной закупки. Один из сотрудников Мин­экономики, долгое время занимавшийся вопросами отмены торгов, в разговоре с автором выразил свое искреннее удивление подобным прецедентом: «Такого за все время работы я вообще не помню, чтобы по «левой» жалобе отменяли уже проведенную «закупку у одного».

Очевидно, отмена скандальной закупки и дала основания для сворачивания расследования по Сухомлину - преступления формально больше нет, значит, виноватого как бы тоже нет. И Сухомлин ушел в отставку… по сокращению штатов.

Финальная операция.
На круги своя

Ежель в это время не сидел сложа руки. В середине апреля вместе с Януковичем и Клюевым он принял участие в торжественной высадке рябины в Енакиево по случаю важного и актуального праздника - Дня космонавтики, навечно вошедшего в дом Виктора Федоровича благодаря Георгию Береговому. Именно после енакиевской рябины скандал с едой солдат и вопрос ответственности министра обороны потеряли актуальность. Добиться на тот момент удалось следующего: Минобороны несколько умерило свои аппетиты (до 193 млн. гривен за квартал) плюс объявило открытый конкурс на поставку продовольствия на второе полугодие.

И вот в начале июля первые при Ежеле открытые торги по выбору поставщиков питания для армии состоялись. Но результаты понуждают то ли смеяться, то ли плакать. Полученная на тендере цена питания за один квартал составила 230 млн. гривен! То есть почти на четверть дороже, чем стоимость питания в предыдущем квартале, полученная, напомним, по результатам закупки «у одного участника». И больше, чем стоимость одного квартала питания на том скандальном тендере ценой 621 млн. гривен.

А секрет феномена прост. Дело в том, что в открытых торгах удалось принять участие только тем фирмам, которые последние полгода избирались поставщиками по неконкурентной процедуре. То есть все они группой подались на разные тендеры по разным военным округам. Только в одном тендере давали победить одной фирме, а в другом - другой. Так все и поделили.

На всякий случай туда вписался и «жалобщик» самого первого тендера - ООО «Метсобстар-ХК». Всегда ж надо иметь кого-то, кто может тендер отменить.

Причем «Метсобстар» хоть и подал заявку, но был решительно отвергнут конкурсным комитетом.

Будете смеяться, но причина звучит так: «Відсутні забезпечення пропозиції конкурсних торгів; довідка про наявність обладнання, матеріально-технічної бази та транспортних засобів; довідка про наявність працівників; довідка про досвід виконання аналогічних договорів; довідка з податкової інспекції про відсутність заборгованості по обов’язкових платежах до бюджету та довідка про можливість забезпечення кількісного та якісного надання послуг».

То есть в этот раз Минобороны выбросило из многомиллионного тендера предприимчивых деятелей с уставным капиталом в 5000 гривен, а те смиренно приняли грустную реальность. И даже не пожаловались в АМКУ, где всего полгода назад их жалоба на притеснения со стороны ведомства Ежеля была удовлетворена по высшему разряду. Можно не сомневаться, что профессиональные истцы и в этот раз пожаловались бы на притеснения, но, судя по достигнутой на тендере цене, настоящих обиженных просто не нашлось.

Теперь, после хоть и филькиного, но формально законного и открытого тендера, жаловаться в АМКУ смысла нет. Ведь у фирм-победителей и Минобороны железное алиби. Участники торгов предлагали цену питания ровно такую, какую они считали нужным предложить для борьбы с конкурентами. Команда Ежеля тоже может разводить руками, которые ничего не брали: «Мы действовали в строгом соответствии с законом, выбирали самые дешевые предложения из тех, которые были поданы на тендер, и даже явных проходимцев выкинули»…

Остались невыясненными буквально два нюанса. Во-первых: Минобороны обратится к правительству за выделением дополнительных денег тогда, когда они уже закончатся или чуть раньше? А во-вторых: по какой бюджетной статье будут перебрасывать деньги «из парада - в социальную защиту»? Потому как один премьер уже перебрасывал с экологии в пенсии, и что-то не очень получилось.

Хотя со вторым вопросом все же более понятно. Деньги можно никуда не сбрасывать, оставив военному ведомству. Ему они теперь очень нужны. Чтобы вместо парада устроить себе «ну, просто праздник какой-то»…