UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ложь убивающая

"Укроборонпром" сравнительно оперативно и по-своему четко отреагировал на публикацию в ZN.UA статьи "Тень" войны". Государственный концерн, чьи предприятия и посреднические фирмы, во время военных действий продавали оружие защитникам Украины, подал в суд на еженедельник "Зеркало недели. Украина", автора статьи Дмитрия Менделеева и активиста-волонтера батальона "Азов" Светлану Зварич. Не отстало и Министерство обороны. Обе организации решили защитить свою деловую репутацию.

Автор: Дмитрий Менделеев

"Укроборонпром" сравнительно оперативно и по-своему четко отреагировал на публикацию в ZN.UA статьи "Тень" войны". Государственный концерн, чьи предприятия и посреднические фирмы, во время военных действий продавали оружие защитникам Украины, подал в суд на еженедельник "Зеркало недели. Украина", автора статьи Дмитрия Менделеева и активиста-волонтера батальона "Азов" Светлану Зварич. Не отстало и Министерство обороны. Обе организации решили защитить свою деловую репутацию.

Мы не станем утомлять читателей подробным разбором искового заявления, которое само в себе несет доказательство незаконной деятельности Концерна и его предприятий: благодаря временно исполняющему обязанности генерального директора Концерна С.Пинькасу редакции удалось получить практически полные данные об упомянутых в "Тени войны" договорах реализации на внутреннем рынке оружия и боевой техники.

Пункт №1. К сведению Министерства обороны, "Укроборонпрома" и других коммерческих структур, масштабная продажа оружия внутри страны уже сама по себе является преступлением. Ни в одной стране мира не существует легальной схемы продажи вооружений и боевой техники на внутреннем рынке. Еще раз акцентирую внимание на том, что эту продукцию имеют право покупать на внутреннем рынке только воинские формирования, созданные в соответствии с законодательством. Это означает, что внутри страны никакая коммерческая структура - ни государственная, ни частная, ни физическое, ни юридическое лицо - не вправе покупать оружие и боевую технику для собственных нужд!

Все имущество военного и двойного назначения, высвобождаемое Генштабом Минобороны как излишнее, может быть реализовано исключительно за пределами Украины. Снять оружие и боевую технику с учета в войсках можно лишь после передачи этого имущества иностранному покупателю. На практике же происходит иначе. Об одном из таких эпизодов упоминалось в предыдущих материалах об истории с ООО "НВК "Техимпекс" (см.ZN.UA № 41 от 9.11.2013), которое по такой схеме, при содействии ГП "Укроборонсервис" сначала купило на внутреннем рынке авиадвигатели, а потом через тот же "Укроборонсервис" продало их как собственное имущество на внешнем рынке. Дельта от этой операции по подсчетам Госфининспекции составила 4,6 млн грн. При этом двигатели территорию воинской части не покидали, а контракт с иностранным покупателем "Укроборонсервис" подписал задолго до покупки военного имущества "НВК "Техимпекс" на внутреннем рынке. Но при этом заметим, что подобные незаконные сделки осуществлялись в мирное время. А вот продавать оружие во время войны своим же воинам - это не просто преступление. Это - кощунство. Кстати, в материалах искового заявления "Укроборонпрома", "Техимпекс" снова упоминается как покупатель почти 27 тысяч автоматов АКМ.

Пункт №2. Все военное имущество, упомянутое в предыдущем материале - "Тень войны", - было продано уполномоченными предприятиями на внутреннем рынке. "Необходимо назвать "героев", особо отличившихся в распродаже военного имущества. Так, по данным на первое полугодие, только в 2014 г. государственной фирмой "Укринмаш" на внутреннем рынке были проданы 35900 автоматов АКМ (калибр 7,62 мм), 1237 гранатометов РПГ-7В, почти пять тысяч авиационных ракет, 60 противотанковых ракетных комплексов "Фагот". Еще одно государственное предприятие "Промоборонэкспорт" продало на внутреннем рынке десять БТР-70, предприятие "Спецтехноэкспорт" - 23 беспилотника "Рейс". Кому "ушли" 10 тысяч касок и два вертолета Ми-8? Перечень продавцов и "товаров" достаточно длинный". О том, что перечень длинный, свидетельствует отчет Минобороны об отчужденном военном имуществе через уполномоченные правительством предприятия, подписанный директором департамента финансов МО. Вы можете поверить, что с этим отчетом руководители "Укроборонпрома" не знакомы?

Копию полного перечня смотрите по ссылке.

Более того, пункт №3. Истцы утверждают, что оружие продавалось до официального объявления АТО, а не после. Буквоеды не заметили "зеленых человечков" в Крыму, тысячи наемников и сотни профессиональных инструкторов иностранного государства на Донбассе. Возникает вопрос: а кому же тогда оружие продавалось на внутреннем рынке? Притом, что оружием и боевой техникой наши защитники должны быть вооружены бесплатно, а не за деньги благотворителей. Из бюджета на эти цели выделены астрономические средства. И, тем не менее, государственные и уполномоченные правительством структуры не остановили продажи оружия, которого так нехватает фронту, ни до, ни во время АТО. О чем свидетельствуют даты реализации контрактов в графах вышеупомянутого перечня. Более того, вокруг этого имущества кружатся дельцы разного пошиба, предлагающие потенциальным покупателям свои услуги. Дело дошло до того, что покупателям предлагают особую услугу - вывести военное имущество из боевого состава. Естественно, что без коррупционеров в погонах и государственных коммерсантов такое практически провернуть невозможно.

Именно с такими деятелями и столкнулась Светлана Зварыч, обеспечивающая за благотворительные средства поставки оружия и боевой техники добровольцам, участвующим в боевых действиях на востоке страны. Ей слово:

- Есть у нас государственный концерн "Укроборонпром"? На его сайте есть раздел "миссия". В этом разделе указано, что одной из задач государственного предприятия является "наиболее полное удовлетворение потребностей Вооруженных Сил Украины и других военных формирований в новейших образцах вооружения, осуществление модернизации, ремонта и утилизации". Чтобы выполнять эту почетную миссию, государственный концерн объединил десятки предприятий оборонного комплекса. Казалось бы, когда же еще наиболее полно удовлетворять потребности ВСУ и добровольческих формирований в новейших вооружениях, модернизировать и ремонтировать технику, как не во время боевых действий? Однако украинская военная жизнь показала, что эту миссию государственный концерн выполнить не может. А это означает, что нужны изменения, нужны немедленные и продуктивные реформы. И Министерство обороны, и миссионеров надо реформировать. Нужно кардинальное изменение материально-технического обеспечения, нужны изменения в порядке передачи техники и оружия военным формированиям, нужна государственная поддержка новейших военных разработок и военного производства. А еще нужен глубокий анализ и выводы из нынешних ситуаций, когда "другие военные формирования", которыми являются добровольческие батальоны, со стрелковым оружием противостоят вражеским танкам, в зоне боевых действий ездят на школьных автобусах и т.п. И это в то время, когда Интернет пестреет объявлениями о продаже военной техники с припиской "только что из конверсии".

Честно говоря, после выхода статьи "Тень войны" мы ожидали откровенного разговора с миссионерами, которые монополизировали миссию максимально полно удовлетворять потребности Вооруженных сил Украины и других военных формирований новейшими образцами вооружения, которых нет у добровольцев. Однако вместо анализа, вместо попыток получить информацию о посредниках, местах продажи, об обстоятельствах к нам поступил... иск от государственного концерна "Укроборонпром" и Министерства обороны о защите деловой репутации. Вообще-то, деловую репутацию этим двум учреждениям лучше отстаивать среди бойцов и офицеров, воюющих на фронте. А там оценка хоть и искренняя, но малоцензурная.

Государственный концерн "Укроборонпром" возмутился "успешным "оружейным" шопингом", когда в июле этого года за безналичные гривни Благотворительного фонда для добровольцев были закуплены 200 автоматов (АКМ 7,62) и 20 пулеметов КМ на заводе "Маяк", входящем в государственный концерн "Укроборонпром". Договор был заключен 28 июля 2014 г. А теперь внимание: "Укроборонпром" в иске утверждает, что оружие было закуплено до начала АТО! То есть 28 июля 2014 г., на день заключения договора, никакого АТО не было! Вот так - не было у нас сотен убитых и раненых, не было российских и пророссийских боевиков! Не бы-ло!

Я - волонтер Благотворительной организации "Благотворительный фонд образовательных инноваций". БФ занимается материально-техническим обеспечением батальона "Азов", который недавно стал полком. "Азов", несмотря на утверждения "Укроборонпрома" о том, что летом никакого АТО не было, с марта этого года воюет на востоке. Сначала это был "Черный корпус". В мае "черные человечки" стали батальоном МВД "Азов". В Википедии можно прочитать о боевых операциях "Азова". Коротко: "черные человечки" провели ряд успешных партизанских акций, а с начала мая вступили в военное противостояние с сепаратистами на юго-востоке Донецкой области. Инициатором создания и руководителем "Черного корпуса" был Андрей Билецкий.

13 июня 2014 г. батальон "Азов" освободил от боевиков Мариуполь - город, в котором более 500 тыс. населения. К началу июля "азовцы" практически полностью контролировали побережье Азовского моря, освободили от боевиков Марьинку и первыми вошли в Донецк. Подразделения батальона велели тяжелые бои на подступах к Иловайску. Сейчас "Азов" задействован в обороне Мариуполя. Зона ответственности: юго-восток Донецкой области. За время боевых действий батальон "Азов" потерял 14 бойцов, ранены 27. Более 40 бойцов представлены к наградам разных уровней.

Таким образом, в суде нам надо доказать: а) по состоянию на 28 июля 2014 г. в Украине шла война под названием "АТО"; б) добровольцы реально воевали и воюют; в) добровольческим батальонам нужно оружие; г) государственные структуры продают оружие для добровольцев.

Добровольцы постоянно подчеркивают - техники и оружия не хватает! "На Донбассе давно уже продолжается не антитеррористическая операция, а настоящая российско-украинская война. Однако украинским добровольцам до сих пор отказывают в полноценном обеспечении бронетехникой и оружием", - об этом в августовском эфире 5 канала заявил один из командиров 11-го батальона территориальной обороны "Киевская Русь" Василий Щербаков. С таким же заявлением выступил командир добровольческого батальона "Донбасс" Семен Семенченко: "Батальону "Донбасс", как и Национальной гвардии, не хватает оружия, которое есть у Министерства обороны. Нужно, чтобы нам от Министерства обороны передали часть оружия, поскольку оно там есть, а у Национальной гвардии его нет". "Нас посылают в бой, чтобы мы защищали Родину - и без оружия", - возмущался командир батальона ОУН по прозвищу Бас под администрацией президента 4 сентября. Не хватало оружия и батальону "Азов". Так что в июле, по поручению командира батальона "Азов" и "Благотворительного фонда образовательных инноваций", я побывала на заводе "Маяк". Там выслушала жалобы руководства завода на "Укроборонпром", Министерство обороны, руководство правительства о том, что во время войны те не покупают "маяковского" оружия для армии и добровольцев, и завод вынужден продавать его за рубеж. Только за три месяца АТО завод "Маяк" продал за рубеж больше оружия, чем за весь прошлый год. Мне, как и Сергею Одаренко - автору материала об украинском оборонпроме (журнал "Корреспондент", №24), показали "залежи" автоматов и пулеметов и даже дали пострелять. Показали еще фильм о БРДМах, которые якобы были произведены то ли для Ирака, то ли для какой-то африканской страны, и предложили их купить… по 176 тыс. долл., но готовы были торговаться. Доложила обо всем увиденном и услышанном руководству, которое упорно не хотело верить, что такие сокровища совсем рядом. Однако решили попробовать вооружиться, и 18 июля Благотворительный фонд направил в МВД письмо за №11/23-07: "Благотворительная организация "Благотворительный фонд образовательных инноваций" готова закупить для бойцов спецбатальона "Азов", входящего в состав Министерства внутренних дел Украины и задействованного в Антитеррористической операции, необходимое военное оборудование и оружие производства ПАО "Завод "Маяк". 23 июля от завода "Маяк" на мою электронную почту поступил проект договора, а уже 28 июля "Договор на снабжение имущества специального назначения" был подписан под № 143-ю. Это "имущество" отличалось от того, о котором говорилось в представленной нами заявке: БРДМ на практике оказались с кучей проблем. В процессе редактирования договора увеличили количество автоматов со 100 штук до 200. Цена - 2,5 тыс. грн! Ну почему же не взять больше? Окончательный перечень "имущества" - 200 штук автоматов АКМ, 20 пулеметов КМ, станки и короба под патроны. Завод "Маяк" подготовил первую партию оружия. МВД ее получило и передало добровольческому батальону. 30 июля Благотворительный фонд заплатил заводу "Маяк" 190832,04 грн, а 20 августа еще 250 тыс. грн. Теперь завод "Маяк" утверждает, что имел дело только с МВД. Тогда на каком основании средства принял от Благотворительного фонда? Может, завод "Маяк" их вернет?

Ознакомиться с договором можно по ссылке.

Кстати, конфуз получился не только с пулеметами, которые нам сначала поставили без стволов. Отдельный скандал - со станками под пулеметы. После подписания договора оказалось, что завод "Маяк" их не производил и даже чертежей на них не имел. Однако два станка нам все же передали. А вот двух других, которые фигурируют в договоре и крайне необходимы, нет до сих пор. Но в этом случае "Укроборонпром" не заботится о деловой репутации.

Теперь о СБР-3, горячей линии и том, как радиолокационная станция стала инженерно-строительной машиной. Горячая линия была и есть. И мы на нее звонили, поскольку купились на пресс-релиз, распространенный государственным концерном в августе 2014 г., где сообщалось, что горячую линию открыли, прежде всего, для быстрой коммуникации с волонтерами и волонтерскими организациями. "Мы стремимся объединить усилия тысяч украинцев, которые в сложный период делают все возможное для поддержки украинской армии и защищенности нашей страны", - говорится в сообщении "Укроборонпрома". Телефон горячей линии "Укроборонпрома" (044) 489-18-54, и именно на этот номер мы звонили, пытаясь получить СБР-3 или "Барсук". Факты звонков легко проверить по данным операторов.

СБР-3 - это радиолокационная станция ближней разведки, которая предназначена для выявления движущейся техники и живой силы противника в любое время суток и года в отсутствие оптической видимости (в тумане, дыму, пыли, при атмосферных осадках). Она имеет такой вид. СБР-3 или ее аналог "азовцам" нужны давно. Она незаменима в степях и для наблюдения за морем. Обжегшись на горячей линии, батальон обратился в МВД с просьбой получить эту радиолокационную станцию в Министерстве обороны. Из Министерства обороны поступил ответ за №220/8480 от 01.10.2014 г., где сообщается, что "Министерство обороны Украины имеет возможность передать военную технику, которая по своему техническому состоянию нуждается в проведении капитального ремонта, а именно, БАТ-2, МДК-3, БРДМ-2, ИМР, СБР-3", и предлагается ее осмотреть "с целью принятия решения о ее восстановлении и дальнейшей эксплуатации". О каком капитальном ремонте радиолокационной станции СБР-3 идет речь? Министр обороны Гелетей зачислил этот радиоэлектронный девайс в... инженерно-строительную технику? Хотя, конечно, после заявления министра Гелетея о применении ядерного оружия в степях Украины, это уже и не представляется катастрофой.

Имела продолжение также история с инженерными машинами БАТ-2, которые нам предлагали посредники и демонстрировали на территории одной из нежинских военных частей. Согласно цитируемому выше письму наш представитель вместе с сотрудником МВД поехал осматривать технику. К тем БАТам, которые якобы были проданы еще одним государственным концерном - "Техвоенсервис" - по счету №186 от 12.02.2014 г. и которые нам предлагали по 20 тыс. долл., не допустили. Объяснение - именно эти БАТы находятся на балансе инженерных войск! А как тогда их собирались продать? Ответы на эти и другие вопросы ищет военная прокуратура, - заключает Светлана Зварич.

Впрочем, военная прокуратура ищет ответ и на другой вопрос. Собственно, ответом на него и стал иск государственных структур к тем, кто посмел возмутиться: а) продолжением торговли оружием на внешнем и внутреннем рынках в то время, когда его не хватает защитникам страны; б) масштабной продажей уполномоченными Кабмином структурами и госпредприятиями оружия на внутреннем рынке Украины; в) продажей Украинским государством оружия защитникам Родины за деньги, собранные гражданами. Осмелимся предположить, что толчком к подобной реакции стало поручение президента Украины Петра Порошенко (см.на сайте), направленное Генеральному прокурору Яреме 7 сентября 2014 г. Поручение родилось через два дня после выхода статьи "Тень войны" и было сформулировано во время заседания в АП с силовиками. В поручении говорится: "По результатам проведенной проверки, в случае подтверждения наличия состава преступления по признаку подрыва обороноспособности государства, привлечь к ответственности (внимание! - Ред.) автора статьи о продаже оружия и военного имущества, которая была выложена на сайте интернет-издания "Зеркало недели". Срок - две недели".

Шок. Убийственная логика.