UA / RU
Поддержать ZN.ua

Крым, Рим и мир

В зеркале визита Вселенского патриарха Варфоломея.

Автор: Екатерина Щеткина

Вселенский патриарх Варфоломей прибыл в Украину. Не впервые, но именно в этот раз его визит вызывает особый интерес, настроения публики колеблются между раздражением и воодушевлением — как никогда раньше. Впервые в нашей истории патриарх Варфоломей на украинской земле — не просто один из гостей, но звезда первой величины, к нему приковано внимание и верующих, и неверующих, и поклонников, и противников. Это заслуженная слава: взнос, который этот человек сделал в нашу историю и нашу независимость, заслуживает теплой встречи.

От купели до Платформы

Патриарх Варфоломей прибыл в Украину по приглашению президента Владимира Зеленского. Это интересный факт, потому что Владимир Зеленский — пока единственный президент, который пришел во власть не только без церковной поддержки, но вообще без всякого понимания того, какой вес и значение церкви играют в украинской политике и общественной жизни.

Опыт — лучший учитель. Спустя совсем немного времени президенту пришлось извиниться за «термос», а там и выступить инициатором визита Вселенского патриарха в Украину. Те, кто считал, что «проект ПЦУ» схлопнется вместе с уходом Петра Порошенко с президентского поста, что ПЦУ будет предметом раздражения и ревности со стороны президента Зеленского, ошибались. По целому ряду причин Зеленский не просто смирился с победой предшественника, но и старается ее развить и «оседлать»: не сомневаюсь, он с огромным удовольствием приветствовал в Киеве патриарха Варфоломея.

Не только потому, что это понравится той части электората, которую он надеется «перетянуть» у Порошенко. Визит патриарха Константинопольского именно в эти дни как нельзя кстати из-за Крымской платформы. Само присутствие патриарха Варфоломея в Киеве — рядом с делегатами Платформы — очень символично: оно напоминает о том, что киевское крещение имеет крымский пролог. Не только крымские татары, все мы, украинские христиане, связаны с этой землей пуповиной крещения.

А крестный ход — против

Медийную часть подготовки к визиту Вселенского патриарха почти полностью взяла на себя УПЦ МП и ее спонсоры. Для начала они, презрев аномальную жару и карантинные ограничения, провели в День крещения Руси многотысячный крестный ход, который пестрел плакатами в стиле «Варфоломей, гоу хоум». В результате, вольно или невольно, крестный ход в честь крещения Руси оказался «крестным ходом протии Варфоломея». «Крестный ход против...» — оригинальный жанр, характерный именно для русского православия.

Официальные спикеры митрополии потом отбивались от журналистов в том смысле, что плакаты — это «инициатива снизу», что это «голос нашего народа» и т.д. Мы, мол, этого не санкционировали. Но пускай знает Вселенский патриарх, что его тут не ждут.

Не знаю, кто что санкционировал, но спустя немного времени в УПЦ МП снова разразились креативом — по соцсетям поплыл флешмоб «Варфоломей, мы тебя не звали». Инициатором называют Запорожскую епархию УПЦ МП во главе которой стоит одиозный митрополит Лука (Коваленко). Креатив получился в стиле советской пионерии — девушки и тетушки в платочках стоят на крылечке церкви и держат ватман с посланием некоему Варфоломею. Глядя на строгие лица девушек, понимаешь, что стоит этому Варфоломею — кем бы он ни был — сунуться к ним на порог, они его веником, веником...

Вежливый человек не ходит в гости без приглашения. Поэтому патриарх Варфоломей вряд ли нарушит священный покой строгих дам Запорожской епархии. Он прибыл в Украину по приглашению президента Владимира Зеленского. За которого, скорее всего, голосовала немалая часть этих дам. Так что запорожские плакаты выглядят вдвойне комично.

Креативщики это если не понимают, то чувствуют — и берут на тон выше. На авансцену проталкивается организация «Миряне» (еще месяц назад вряд ли кто о ней слышал) и призывает во имя спасения православия блокировать... Верховную Раду. Чтобы не пустить туда Варфоломея. Не спрашивайте, почему именно ВР, а не, скажем, Софийский собор, где патриарх будет править воскресную литургию. По всей видимости, православным «Мирянам» такая локация, как ВР, ближе, понятнее и известнее, чем главный собор Киевской Руси.

Креатив не остановить — он бьет по площадям: одновременно со строгими девушками и разнузданными «Мирянами» в медиапространстве появляется «письмо интеллигенции» с призывом к патриарху Варфоломею «отложить визит». Вот не «отменить», а именно «отложить». Во благовремении, так сказать. Почему? Во-первых, потому что это «посеет вражду». То есть имеет место обыкновенный шантаж. Во-вторых, это, по мнению подписантов — людей с академическими степенями и медийной популярностью, — непременно принесет страдания украинским верующим. Именно так, в третьем лице — чистая-незамутненная «забота о ближних».

Строки о «страданиях верующих» в письме неравнодушных академиков и телепродюсеров резонируют с заявлениями представителей УПЦ МП. «Страдания миллионов украинских верующих» кочуют из текста в текст. По этим спекуляциям на чувствах верующих вы безошибочно узнаете русское православие путинского извода. Причем уважение к «страданиям», у официальных голосов Московского патриархата (и в Украине, и за ее пределами) очень избирательно. Когда, например, головорезы Гиркина «наносили визит» в Украину — и это действительно принесло страдания миллионам и верующих, и неверующих — они почему-то не протестовали. Никто не вывел верующих с плакатами «Гиркин, мы тебя не звали» или «Путин, уходи!». А если и надрывали эфир «страданиями», то виновными в них странным образом оказывался кто угодно, только не «визитеры».

Весь этот креатив имеет по крайней мере один положительный эффект: теперь никто из вас не сможет сказать, что вы ничего не знали о грядущем Варфоломее!

Между Вторым и Третьим Римом

Как и следовало ожидать, патриарха Варфоломея не смутили ни крестные ходы, ни строгие девушки, ни даже академики с продюсерами. Он приехал и мог убедиться в том, что с момента его первого визита — в 1997-м, когда его фактически не пустили дальше Одессы, — его авторитет в Украине только увеличивался и теперь достиг апогея. В этот раз он в Киеве не просто желанный — долгожданный гость. Человек, который разрубил гордиев узел раскола и вместе с ним одну из прочных нитей, связывавших Независимую Украину с империей и советским прошлым.

Да, так или иначе автокефалия — это политический акт. Но давайте сразу договоримся: церковь не «вне политики». Никогда и нигде. Церкви — мощные институты, имеющие огромные ресурсы, широкие интересы и колоссальный опыт политической борьбы и союзов как между собой, так и с «внешними», т.е. светскими политическими силами. То, что мы наблюдаем сейчас в треугольнике Фанар—Киев—Москва — церковная политика в чистом, почти рафинированном виде. Да и самому этому треугольнику без малого тысяча лет.

В церковной политике, как и в политике вообще, сила — это еще далеко не все. Например, сколько у патриарха Варфоломея дивизий? А сколько дивизий стоит на страже интересов Московского патриарха? Тем не менее патриарх Варфоломей может приехать в Украину. А патриарх Московский — нет. В глазах многих украинцев — и воцерковленных, и невоцерковленных — Томос об автокефалии украинской церкви — подкупающая победа политики, дипломатии и веры над грубой силой.

Приезд патриарха Варфоломея в Украину — как гостя президента и духовного лидера — может быть воспринят как «въезд победителя» в завоеванный/отвоеванный город. Отчасти так оно и есть. Патриарх Константинопольский может приехать в Киев, а патриарх Московский — нет.

Так чья это территория?

Ответ, впрочем, не так очевиден, как может показаться, если мерить политику Вселенского патриарха московскими лекалами. Для патриарха Варфоломея это не борьба за территории — к чему ему территории? Это борьба за вес и авторитет, который в современном мире не имеет прямой зависимости от количества аршин, на которых сидишь. Разница между Византийской и Московской империей в данной точке истории заметна невооруженным глазом. В Византии, возможно, и считают эти территории «духовными провинциями», но никаких политических претензий на них не предъявляют. Лидер ограничивается духовным попечительством. В отличие от Москвы, для которой «духовная связь» очень быстро оказывается ширмой и поводом для полномасштабной политической гегемонии и даже прямой оккупации.

Так кого же нам стоит предпочесть?

Ответ снова кажется очевидным.

Православный мир патриарха Варфоломея

Однако визит патриарха Варфоломея не стоит рассматривать только как стремление «застолбить территорию». Для него Украина — выигранная битва. Но это только веха на пути к амбициозной цели — вернуть патриарху града Константинополя тот вес в православном и шире — христианском мире, который у него был в лучшие времена Византии. Дело тут не только в «амбициях», «самолюбии» или даже «мании величия». У патриарха Варфоломея есть страстное желание объединить православный мир, распавшийся на множество «удельных княжеств» — поместных церквей. Они заняты своими «домашними» проблемами, внутренней политикой, в то время как удельный вес православия в мире сокращается. И это на фоне заметного роста ближайших «конкурентов» — католиков, мусульман и протестантов. В данный момент православие на религиозной карте выглядит аутсайдером. С этим надо что-то делать.

Патриарх Варфоломей чувствует себя лидером, который мог бы собрать воедино православную церковь — без уточнения «национальных координат», — чтобы напомнить ей, что она в первую очередь православная, а уж потом — Румынская, Украинская или Русская. И постараться дать православию дорогу в будущее. Вернуть церкви живое ощущение соборности, почти забытое, сократившееся до формального проговаривания этого слова в Символе Веры и до ритуального перечисления имен предстоятелей согласно диптиху.