UA / RU
Поддержать ZN.ua

Коррупция для служебного пользования…

Отстраненный ранее от исполнения полномочий тогдашним премьер-министром А.Яценюком фигурант крупного коррупционного скандала - глава Госэкспортконтроля Ю.Терещенко - приступил к исполнению своих обязанностей уже с новым правительством под руководством В.Гройсмана.

Автор: Дмитрий Менделеев

Отстраненный ранее от исполнения полномочий тогдашним премьер-министром А.Яценюком фигурант крупного коррупционного скандала - глава Госэкспортконтроля Ю.Терещенко - приступил к исполнению своих обязанностей уже с новым правительством под руководством В.Гройсмана.

Необходимо напомнить, что в начале декабря 2015 г. во время получения взятки был задержан заместитель директора департамента экспертизы Госэкспортконтроля Украины С.Головатый. Подробности этого коррупционного скандала подробно описаны в статье Дмитрия Менделеева "Деньги, подпись, два ствола…" (ZN.UA №50 от 28 декабря 2015 г.).

Несмотря на громкое задержание и полученные в ходе проведения досудебного следствия материалы о системной коррупции в сфере экспортного контроля, задержанный чиновник в соответствии с судебными решениями вышел на свободу, а лица, в отношении которых получены неопровержимые свидетельства о их причастности к созданию коррупционных схем, как ни в чем не бывало продолжают работать на своих должностях.

Учитывая общественный резонанс, президент был вынужден в феврале 2016 г. обратиться с письмами в Генпрокуратуру, НАБУ и к правительству с требованием немедленно отреагировать на эти события и привлечь к ответственности выявленных коррупционеров.

После неоднократных заявлений главы державы о бездеятельности правоохранительных органов и руководителей правительства в борьбе с коррупцией, а также необходимости привлечения к ответственности выявленных коррупционеров, А.Яценюк, скрепя сердце (или кошелек), все же дал поручение Нацгосслужбе Украины с привлечением работников правоохранительных органов, секретариата КМУ и Минэкономразвития провести служебное расследование в Госэкспортконтроле о возможном ненадлежащем исполнении служебных обязанностей и превышении служебных полномочий главой службы.

Работа комиссии завершилась, как это принято, актом, который обязательно должен войти в историю как пример рождения коррупции от коррупции. Практически каждая страница этого загрифованного от общественности документа вполне может стать предметом для исследования следователями НАБУ. В случае, если к результатам проверки следователи НАБУ не смогут получить допуск, редакция еженедельника любезно представляет некоторые выдержки из этого чиновничьего опуса.

коМИССИЯ невыполнима?

Пестрый состав правительственной комиссии является неоспоримым свидетельством того, что перед ней и не ставилась задача выявить и тщательно исследовать деятельность чиновников Государственной службы экспортного контроля Украины. Следует отметить, что среди членов комиссии нет ни одного специалиста или эксперта, способного дать квалифицированную оценку функционирования системы экспортного контроля. Вполне возможно, что таким образом была реализована задача максимальной минимизации последствий ее работы для Ю.Терещенко.

После анализа акта складывается впечатление, что борьбой с коррупцией в исполнительной власти у нас в стране занимается только президент. Без его указания глава правительства даже и не подумал бы создать соответствующую комиссию по проведению служебного расследования по выявленным фактам коррупции и взяточничества высокопоставленных чиновников. Премьер-министр почти четыре месяца ждал, что проблема Ю.Терещенко рассосется сама собой. А ведь принятие решения о проведении подобных мероприятий предписано главе правительства Законом "О Кабинете министров Украины". Вряд ли у кого-то возникнут сомнения, что за четыре месяца нельзя не "подчистить" особо явные следы преступных деяний и уничтожить соответствующие улики. Вероятно, именно по вышеуказанным обстоятельствам, не найдя соответствующих уличающих материалов в Госэкспортконтроле, Нацгосслужба обратилась к администрации президента с просьбой предоставить информацию об имеющихся в администрации документах и материалах, в том числе переписку с правоохранительными органами по вопросам совершения коррупционных преступлений главой Госэкспортконтроля. Однако через четыре дня, на момент завершения работы комиссии, президентская администрация не удосужилась предоставить комиссарам улики в отношении преступных деяний Ю.Терещенко.

В связи с этим в акте служебного расследования отмечено, что информация, изложенная в письме президента о наличии обоснованных подозрений в совершении коррупционных деяний Ю.Терещенко, не нашла своего подтверждения! Судя по всему, по мнению Нацгосслужбы и членов правительственной комиссии, администрация президента в Украине является хранилищем улик правоохранительных органов, и она должна была в кратчайшие сроки добыть и предоставить документальные доказательства преступлений. Может быть, комиссия ожидала получить от президента расписки в получении взяток высокопоставленным чиновником или хотя бы пачки меченных купюр, видеозаписи злодеяний, ну на худой конец - записи разговоров вымогателей?

В состав комиссии входили аж целых два оперработника Службы безопасности Украины. Да, именно той самой службы, которая поймала на взятке заместителя директора департамента Госэкспортконтроля С.Головатого! Той самой службы, которая проводила обыски в рабочих кабинетах и местах жительства подозреваемых в коррупции чиновников, обнаружив неоспоримые доказательства преступлений! Именно оперработники этой службы в ходе одного из обысков обнаружили досье на своего патрона - генерала В.Грицака, доложившего президенту о системной коррупции в Госэкспортконтроле! Так вот, два указанных мною представителя СБУ Владимир С. и Александр П. поставили свои подписи под актом, утверждающим, что президент изложил в своем письме информацию, которая не подтвердилась!

Может быть, я что-то пропустил, а Василий Грицак все еще глава СБУ?

Какие же выводы могла сделать комиссия, поставившая изначально под сомнение достоверность информации президента и председателя СБУ? Как и ожидалось, за три недели своей работы комиссары не нашли коррупции в деятельности Ю.Терещенко, а посему в связи с выявленными недостатками ограничились предложением привлечь его к дисциплинарной ответственности. Дословно вывод комиссии звучит так: "Комиссией не выявлены основания для вывода о причастности к коррупционным действиям главы Госэкспортконтроля Терещенко Ю.Ф.". Так что, Петр Алексеевич, пишите письма! Может быть, вас мародеры все же услышат!

Президенту, премьер-министру и главе СБУ на заметку…

И все-таки, несмотря на показательную либеральность правительственной комиссии к коррупционным проявлениям в Госэкспортконтроле, ее членов можно похвалить за открытие еще одной схемы мародерства.

Напомню, что предметом расследования стало немотивированное затягивание выдачи разрешений на экспортные операции предприятиям, что в конечном итоге создавало основу для клиентской "благодарности", стимулирующей ускорение деятельности чиновников Госэкспортконтроля.

Изобретательности коррупционеров-схемотехников можно только позавидовать. Вторая схема уже использует не разрешительную систему, а карательную.

Оказывается, Госэкспортконтроль в нашей стране наделен функцией проводить в предусмотренных законом случаях расследования, связанные с нарушениями субъектами осуществления международных передач товаров требований законодательства в сфере государственного экспортного контроля. Согласно действующему законодательству, по результатам таких расследований чиновники обязаны информировать соответствующие органы досудебного следствия. Ни в 2015-м, ни в текущем году подобной информации в правоохранительные органы из указанного органа исполнительной власти не поступало. Это зафиксировано в акте правительственной комиссии.

Что, не было никаких нарушений? Оказывается, были! Именно из-за выявленных подобных нарушений чиновники отказали в выдаче субъектам хозяйствования 275 документов разрешительного характера, что и должно было стать основанием для применения соответствующих санкций к этим предприятиям. При этом предприятия могут быть оштрафованы на значительные суммы, которые должны поступать в государственный бюджет. В 2015 г. чиновники составили всего 22 протокола о нарушениях, ограничившись при этом фиксацией наименее общественно опасных нарушений, предусматривающих штраф в сумме всего лишь 8500 грн.

А вот, например, своим личным решением Ю.Терещенко "простил" ПАО "Сентрасервис Продакшн Юкрейн" уплату штрафа в бюджет в сумме 2,695 млн грн. Подчиненные главы службы так "старались", что составили протокол лишь через четыре месяца после истечения предусмотренного годового срока привлечения к ответственности.

Аналогичным образом действовали сотрудники Госэкспортконтроля и с выявленными нарушениями во внешнеэкономической деятельности ГП "Антонов". В этом случае протокол был составлен лишь через полгода после выявления правонарушения, что и послужило основанием для закрытия дела.

Подобным образом закрыты дела по протоколам относительно ООО "Украинская спичечная компания" и ООО "Авиас". Это далеко не бедные компании, особенно последняя, входящая в бизнес-империю И.Коломойского.

В какую сумму обошлась государственному бюджету подобная "лояльность" Ю.Терещенко к нарушителям законодательства? А в какие суммы обошлись предприятиям "услуги" чиновников из службы? Как подобное всепрощенчество Госэкспортконтроля может быть квалифицировано по статьям Уголовного кодекса, это вопрос к правоохранительным органам. Надеюсь, что для проведения соответствующих мероприятий главам СБУ В.Грицаку и НАБУ А.Сытнику, а также будущему руководителю Генпрокуратуры не потребуется персональное письмо от Петра Порошенко для того, чтобы соответствующим образом отреагировать на обнародованные материалы. Надеюсь, что они не будут в данном случае ждать, как бывший глава правительства, четыре месяца.

Кстати, и о роли профильного министерства правоохранителям забывать не надо. Можно сделать много неприятных открытий.

Сколько стоит государству министерская бесконтрольность?

Напомню, что деятельность Госэкспортконтроля направляется и координируется КМУ через соответствующего профильного министра. В данном случае министра экономического развития и торговли. Естественно, за безобразия, творящиеся в службе, долю ответственности должен нести министр. Поразительно, но Минэкономразвития, отвечающее за формирование и реализацию политики в сфере экспортного контроля, почти четыре месяца хранило гробовое молчание и по истечении этого срока все же направило Ю.Терещенко письмо с требованием безотлагательно отстранить пойманного на взятке С.Головатого от исполнения обязанностей. Правда, к тому времени С.Головатый дважды был отстранен от своих обязанностей согласно определениям судов и уже уволился с работы по собственному желанию.

Стоит отметить, что для чиновников из этого ведомства, кроме "быстроты" реакции, еще характерна "подслеповатость и глухота".

О том, что чиновники Госэкспортконтроля ведут противоправную деятельность, жалобы от предприятий в Минэкономразвития начали приходить с конца 2015 г. Как отреагировали в этом ведомстве на поступающую информацию? Да никак! Просто проигнорировали! Естественно, что никто за это ответственности не понес. Более того, министерство так и не начало проверку жалоб субъектов хозяйствования. И это ведомство в нашей стране формирует политику во всей внешнеэкономической деятельности!

Да что там субъекты хозяйствования. Вероятно, в Минэкономразвития жаждут международных скандалов!

До сих пор в Госэкспортконтроле на рассмотрении находятся заявки на поставки изделий производства украинских предприятий для обеспечения реализации международных космических проектов в рамках поддержки работы Международной космической станции. Еще в феврале прошлого года НАСА направило письмо в НКАУ с просьбой содействовать ускорению вопроса обеспечения поставок комплектующих. Чем закончится поединок Терещенко и НАСА для Украины? Не думаю, что наши международные партнеры ограничатся только материальными санкциями.

Аналогичная ситуация складывается и с рассмотрением Госэкспортконтролем заявки белорусского предприятия "Белвнешпромсервис" на транзит через территорию Украины специзделий в ОАЭ.

К срыву выполнения контрактных обязательств и нанесению ущерба может привести затягивание рассмотрения в службе заявки на поставку изделий из Украины в адрес словацкой компании S.V.S. s.r.o. Об этой ситуации ZN.UA ранее информировало общественность.

Ни на один из этих фактов ни представители Минэкономразвития, ни работающие с ними в паре оперработники СБУ внимания не обратили. Как "не заметили" и многочисленных эпизодов нарушения порядка рассмотрения чиновниками экспортного контроля обращений субъектов хозяйствования относительно получения разрешительных и гарантийных документов, в том числе и тех, которые детально описаны в ZN.UA.

Нет никаких сомнений в том, что факты нарушений сроков и порядка рассмотрения обращений предприятий в Госэкспортконтроле носят системный характер, следствием которых является невыполнение Украиной внешнеэкономических контрактов. Но когда такие нарушения происходят при получении разрешений на импорт товаров военного назначения в рамках выполнения оборонного заказа, то действия чиновников необходимо рассматривать как посягательство на основы национальной безопасности. Если членам комиссии о таких фактах не известно, то приведу в качестве примера факт нарушений сроков при рассмотрении заявок ГК "Укрспецэкспорт" №28503301 от 24 декабря 2015 г. и ГП ГХВИФ "Укринмаш" №28533200 от 25 ноября 2015 г. на импорт товаров военного назначения для выполнения гособоронзаказа.

По расчетам "Укринмаша", в результате затягивания чиновниками экспортного контроля сроков рассмотрения разрешения на импорт товаров военного назначения по государственному контракту в интересах Минобороны материальный ущерб может составить 576 тыс. грн. А ведь оборонный заказ финансируется из госбюджета! Так, может, компенсировать эти убытки из карманов чиновников Госэкспортконтроля?

Надо отдать должное работникам Минэкономразвития, участвующим в проведении служебной проверки в составе правительственной комиссии. Даже унтер-офицерской вдове так не удавалось себя высечь, как это сделал чиновник этого ведомства некий В.Шмелев, подмахнувший акт, в котором поставил неуд за работу собственному ведомству. А ведь именно этот чиновник по функционалу занимается в министерстве сферой экспортного контроля и несет за все это прямую ответственность, и не только служебную.

Терещенко vs НАБУ: кто кого?

Напомню, что Национальным антикоррупционным бюро Украины проводится досудебное расследование в уголовном производстве №22015000000000347 от 02 ноября 2015 г. по признакам состава уголовного преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 368 УК Украины.

Досудебным расследованием установлено, что с конца октября 2014-го в Государственной службе экспортного контроля Украины функционирует преступная схема вымогательства и получения неправомерной выгоды от субъектов хозяйствования по их регистрации в качестве субъектов объектов осуществления международных передач товаров военного назначения и двойного использования и предоставления им разрешений (заключений) на право экспорта и импорта товаров военного назначения и двойного использования. При этом чиновники Госэкспортконстроля действуют по предварительному сговору с работниками Службы безопасности Украины и должностными лицами Министерства обороны Украины.

В этих двух абзацах максимально сохранены формулировки многочисленных определений судов из Единого реестра судебных решений. Сделано это специально для понимания того, что увольнение по собственному желанию из службы фигуранта коррупционного скандала С.Головатого никоим образом не сказалось на продолжении функционирования упомянутой преступной схемы. Никуда не делись остальные чиновники и работники Госэкспортконтроля, Минобороны и СБ Украины. Легким испугом отделался и сам Ю.Терещенко, который, сидя в своем теплом кресле, организует "круговую оборону" с использованием своего служебного положения.

Надо быть очень наивным, предполагая, что чиновники, причастные к коррупции, будут сидеть сложа руки и не предпринимать никаких действий по уничтожению в служебных кабинетах, электронных базах данных, местах жительства улик и доказательств их преступных деяний.

Закрадываются большие сомнения, что у следователей НАБУ хватит упорства довести это резонансное дело до конца.

В этом контексте уже сейчас пора бы начать изучение вопроса, как удалось правительственной комиссии проявить беспрецедентную лояльность к коррупционным проявлениям в Госэкспортконтроле и создать "очистительную грамоту" для высокопоставленных чиновников. Да еще и с грифом - "Для служебного пользования"!

От кого засекретили материалы служебного расследования правительственной комиссии чиновники Нацгосслужбы? Какие тайны скрывают они от общественности, президента, генпрокурора, НАБУ?