Неравенство экономического и военного потенциалов Украины и России, даже с учетом помощи Запада, обусловливает тот факт, что при поддержке политики Путина большинством населения война будет длиться долго. Необходимо искать пути для изменения настроений российского общества, активизации антивоенного движения. Для этого нужна эффективная система контрпропаганды. Она должна быть ориентирована в первую очередь на группы населения России, которые, с одной стороны, меньше зомбированы, а с другой — способны на активные выступления. Здесь может помочь исторический опыт.
В 1960-х годах США отправили войска, чтобы помочь правительству Южного Вьетнама противостоять войскам Северного Вьетнама и местным повстанцам. Это решение было поддержано большинством населения и обеими ведущими партиями. Но со временем в СМИ стало появляться множество документальных материалов о жестокости этой войны, гибели мирного населения. Возникло массовое антивоенное движение. Большинство его участников были студентами и учениками старших классов (в США 12-летнее среднее образование, поэтому школу обычно заканчивают в 18 лет). Такая высокая активность молодежи стала для всех неожиданностью. Ведь до того молодежь, как правило, не интересовалась политикой. Проводились многочисленные митинги, демонстрации, походы на Вашингтон. В октябре 1969 года прошла массовая демонстрация против войны, по всей стране на улицы вышло около двух миллионов человек. В 1970 году в ответ на вторжение американских войск в Камбоджу и расстрел акции протеста в Кентском университете бастовали четыре миллиона студентов и школьников.
Согласно опросам, три четверти американцев поддерживали политику правительства во Вьетнаме. Но большинство было пассивным, а меньшинство, протестовавшее против войны, — активным. На определенном этапе часть представителей элиты, видя глубокий раскол в обществе и то, что их дети, внуки принимают участие в антивоенном движении, изменила свой взгляд. И США вывели войска из Вьетнама.
Молодежь — основная движущая сила большинства революций, произошедших в последние столетия, включительно с «арабской весной».
В России во второй половине ХІХ — начале ХХ века регулярно проходили студенческие выступления. В них участвовали студенты из ряда городов. Самой массовой была первая всероссийская забастовка студентов в 1899 году. В ней приняли участие 25 тысяч студентов — около 2/3 всех студентов страны. Эта забастовка была ответом на избиение нагайками студентов Санкт-Петербургского университета. Молодежь активно участвовала в революциях 1905-го и 1917 годов.
Каковы же настроения российской молодежи сейчас? Независимый проект Russian Field провел опрос об отношении россиян к войне в Украине. (См. Коллективный портрет участника войны — сайт Радио Свобода от 11.06.2022.) Проявилась четкая тенденция: чем младше человек, тем вероятнее, что он будет против войны. Среди людей в возрасте за 60 лет «спецоперацию» поддерживают 68% и всего 17% — против. В то же время среди людей в возрасте от 18 до 29 лет войну в Украине поддерживают 42%, а 39% — против. 19% молодых людей не смогли ответить на этот вопрос. Многие из них — противники войны, просто не говорят об этом. При этом самый пацифистский регион — Москва.
Молодежь менее зомбирована, поскольку намного меньше смотрит телевизор. Она способна к самоорганизации. Молодые люди хорошо владеют ІТ и могут обойти блокирование Госкомнадзора. Поэтому контрпропагандистская работа должна быть ориентирована в первую очередь на молодежь.
Между неподдержкой войны и активным выступлением против нее — большая дистанция. Чтобы настроения молодежи изменились, нужно приложить много усилий. Задачу облегчает то, что в молодости человек способен быстро менять взгляды. Молодежи присуще стремление к справедливости, она остро ощущает несправедливость и готова бороться с ней. Поэтому во время работы с молодежью мало помогут экономические выкладки и юридические аргументы. Действенными будут прежде всего фото- и видеоматериалы, повествующие об ужасах войны, преступлениях российских военных, свидетельства очевидцев.
Российская пропаганда тоже давит на эмоции. Достаточно вспомнить россказни о «Хатыни» в Одессе, так называемую аллею ангелов в Донецке, где похоронены дети. Розенбаум написал песню о погибших детях Донбасса. Но после Бучи, Мариуполя, Кременчуга и других городов у нас намного больше аргументов.
«Нам … надо вызывать читателей на внимание к тому, что их окружает, надо колоть глаза всякими мерзостями, преследовать, мучить, не давать отдыху — до того, чтобы противно стало читателю все это богатство грязи и чтобы он, задетый наконец за живое, вскочил с азартом и вымолвил: «Да что же, дескать, это наконец за каторга! Лучше уж пропадай моя душонка, а жить в этом омуте не хочу больше». Вот чего надобно добиться», — писал Добролюбов в одном из писем.
Колоть глаза россиян всякой мерзостью — вот основная задача нашей контрпропаганды. Чтобы достучаться до молодежи, нужны качественные фото- и видеоматериалы. Вспомним снова войну во Вьетнаме. Колоссальный общественный резонанс имела фотография «Напалм во Вьетнаме», на которой изображена девятилетняя девочка, пострадавшая от напалма, а также фото рыдающей девушки над телом студента Кентского университета, убитого во время митинга.
Российская пропаганда убеждает, что Россия бьет высокоточным оружием исключительно по военным объектам. Жертвы среди гражданского населения замалчиваются. Если же не удается, объясняют тем, что люди погибли от украинских ракет (вокзал в Краматорске). Разрушение домов далеко от линии фронта (в частности в Киеве, Одессе) объясняются действиями украинской ПВО.
Для противодействия российской пропаганде нужно реализовать проект под условным названием «Ужасы войны». Необходимо создать каналы в Telegram, YouTube, размещая там видеоматериалы о самых резонансных преступлениях российских военных. Одни каналы должны быть на русском языке, другие — на английском и т.п. Нужно активно распространять фото разрушенного драмтеатра в Мариуполе, братских могил как символов «освобождения». Надо использовать и другой подход. Идентифицировав преступника в российской форме, нужно размещать соответствующую информацию в социальных сетях, чтобы знакомые, земляки узнавали о его «славных» делах.
Значительное влияние могут оказывать и карикатуры. Президент Никсон заявил, что его политику во Вьетнаме поддерживает молчаливое большинство американцев. После этого в СМИ появилась карикатура. На ней был изображен человек, связанный и с кляпом во рту. Рядом с ним Никсон произносит: «Я говорю от лица молчаливого большинства!». Этот образ, кстати, хорошо передает современную ситуацию в России.
Настоящее лицо Путина впервые наглядно проявилось в Чечне. А позже те, кто разрушил Грозный, многие другие города и поселки в Чечне, проливали крокодиловы слезы по поводу гибели мирных жителей на Донбассе. Нужно рассказать молодежи о полковнике Юрии Буданове и прочих «героях» той войны, демонстрировать фото разрушенного Грозного и других городов. Незаслуженно забыты книги Анны Политковской «Вторая чеченская» и другие. Кстати, она украинка, ее девичья фамилия — Мазепа.
Контрпропагандистскую работу с российской молодежью нужно проводить в тесном сотрудничестве с российскими оппозиционерами, преимущественно через них. Без этого она не будет успешной. Российская аудитория услышит их скорее, чем украинцев.
Сегодня речь идет о существовании Украины как независимого государства. Мы не должны отталкивать ни одного из противников Путина. Нужно руководствоваться идеей Дэн Сяопина, что неважно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей. Следует вспомнить, что во времена Второй мировой войны лидеры стран Запада пошли даже на союз со Сталиным, хотя хорошо понимали, кто он такой.
Нет ничего вреднее и опаснее рассуждений, что россияне всегда были и будут рабами власти, имперцами. Те, кто жил в эпоху перестройки, хорошо помнят, какие настроения были в России относительно недавно. А то, что очень многие люди заражены великорусским шовинизмом, — результат в первую очередь многолетнего целенаправленного промывания мозгов. Хорошо организованная контрпропаганда существенно приблизит нашу победу, позволит спасти тысячи жизней. Пренебрежение ею — отдалит победу.
Больше статей Анатолия Щербака читайте по ссылке.