UA / RU
Поддержать ZN.ua

Когда следующие очередные парламентские выборы?

Конституционная математика.

Автор: Юлия Кириченко

На пресс-марафоне 26 ноября президент Украины отметил, что дату следующих очередных парламентских выборов должен определить Конституционный суд Украины. Как конституционалиста такая позиция меня удивила, потому что дата очередных парламентских выборов четко определена в Основном Законе Украины. Открываем часть первую статьи 77 Конституции и читаем: «Очередные выборы в ВРУ происходят в последнее воскресенье октября пятого года полномочий ВРУ». Фактически для определения даты нам необходимо посчитать и определить пятый год полномочий ВРУ текущего созыва при условии, что мы знаем начало ее полномочий. Это 29 августа 2019 года — нестандартный для нашей страны старт полномочий парламента, поскольку впервые в истории независимой Украины внеочередные выборы в ВРУ состоялись летом (то есть 21 июля 2019 года).

Поэтому посчитаем, исходя из правил математики:

Ответ: последнее воскресенье октября пятого года полномочий ВРУ29 октября 2023 года.

Хотелось бы поставить точку на этом, но в Украине как стране еще неустановившейся демократии так не получается. Ключевой момент, который следует раскрыть: почему вопрос даты следующих очередных парламентских выборов является дискуссионным, и гарант соблюдения Конституции не хочет видеть ответ в прямой норме Основного Закона Украины?

К сожалению, ответ неутешителен. В условиях низкой конституционной культуры как власти, так и общества Конституции часто не удается удерживать власть в рамках полномочий, предусмотренных этим законодательным актом. Для объяснения неконституционных действий власть начинает пытаться исказить содержание конституционных норм путем толкования положений Конституции. Для этого политической власти необходимо иметь «ручной» Конституционный суд Украины, поскольку только к полномочиям последнего относится предоставление окончательного официального толкования норм Конституции. И уже становится более понятной тезис президента Украины о необходимости именно Конституционному суду определить дату очередных парламентских выборов, хотя у последнего нет каких-либо полномочий по назначению очередных или внеочередных парламентских выборов. Хотелось бы предостеречь действующего президента от использования такой позорной практики предыдущих президентов Украины и напомнить, что даже в случае «успешного» политического давления на КСУ и получения политически мотивированного решения часто это не приводило к быстрому политически желательному результату. А в будущем было причиной политического поражения.

Наиболее ярко такие ситуации зафиксированы в решениях КСУ:

— «третий срок» для президента Леонида Кучмы (решение КСУ в деле о сроках пребывания на посту президента Украины от 25 декабря 2003 года);

— «следующая очередная сессия парламента — это любая сессия» для возможности принять конституционные изменения по децентрализации, инициированные президентом Петром Порошенко (решение КСУ от 15 марта 2016 года).

Не могу не вспомнить и неимоверное давление президента Виктора Януковича на Конституционный суд в 2010 году для получения решения КСУ об изменении Конституции Украины и возврате к редакции 1996 года с более сильными полномочиями президента в механизме государственной власти (решение КСУ от 10 сентября 2010 года). Напомню: накануне принятия этого решения пять судей КСУ неожиданно ушли в отставку «по собственному желанию», у суда появились новые судьи КСУ, и в результате мы получили изменение Конституции неконституционным образом и попытку узурпации власти… Революцию Достоинства и человеческие жертвы.

С учетом этих ярких примеров из современного украинского конституционализма предлагаю посмотреть на действия действующего президента в части формирования КСУ: отстранение от должности судей КСУ без конституционных полномочий на это, увольнение судей КСУ без конституционных полномочий на это и в завершение назначение двух судей КСУ на несуществующие вакантные должности по квоте президента Украины. Последнее не стоит расписывать, это хорошо сделал КСУ в своем постановлении, чем смог на сегодняшний день защитить себя от неконституционного вмешательства в свою деятельность президента. В частности, КСУ постановил председателю Конституционного суда Украины или судье Конституционного суда Украины, исполняющему его обязанности, созывать специальные пленарные заседания КСУ для принятия присяги судьями Конституционного суда Украины, назначенными президентом Украины указами от 26 ноября 2021 года №596/2021 и 597/2021, после прекращения полномочий или увольнения с должности на основаниях, определенных в статье 1491 Конституции Украины, судей Конституционного суда Украины, назначенных президентом Украины за период 2013–2018 годов.

Вернемся к вопросу даты следующих парламентских выборов, а именно — к возможности искажения конституционного урегулирования вопроса проведения парламентских выборов. Зацепкой в этом случае является положение части пятой статьи 76 Конституции, что срок полномочий ВРУ составляет пять лет. Но эти положения прежде всего надо толковать с учетом уже процитированных положений части первой статьи 77 Конституции, что «очередные выборы в ВРУ проходят в последнее воскресенье октября пятого года полномочий ВРУ». Вставка пятилетнего срока полномочий ВРУ исходит из позиции отсутствия парламентского кризиса и избрания парламента на очередных выборах. В этом случае срок полномочий парламента приблизительно варьируется вокруг пяти лет. В случае же досрочного прекращения полномочий Верховной Рады Украины и избрания следующего созыва ВРУ на внеочередных выборах, как правило, срок деятельности парламента будет меньше (кроме случая проведения досрочных выборов в конце сентября — начале октября).

Поэтому сегодня, когда полномочия парламента нынешнего созыва стартовали 29 августа 2019 года вследствие проведения внеочередных парламентских выборов, фактический срок полномочий ВРУ IX созыва согласно Конституции будет немногим более четырех лет. В то же время важно заметить, что приверженцы формальной ссылки только на конституционные положения о пятилетнем сроке полномочий парламента и, соответственно, проведения очередных парламентских выборов в последнее воскресенье октября 2024 года потерпят фиаско, поскольку тогда срок полномочий ВРУ опять не тождественен пяти годам, а превышает пятилетний срок приблизительно на четыре месяца. Исходя из электоральной демократии, именно увеличение срока полномочий является угрозой для демократии.

Следовательно, подытоживая, можно сказать, что вопрос сложности определения даты очередных парламентских выборов продиктован естественным желанием власти выйди за рамки своих полномочий, в частности путем увеличения срока полномочий текущего созыва парламента на один год.