«Политика - это бокс, в котором нокаутирующие удары достаются публике»
Последние недели в столице оказались достаточно богаты на события. Причем, главным образом - произошедшие. Судите, впрочем, сами.
Бездействие профильного комитета Омельченко, отказавшегося рекомендовать парламенту возможную дату выборов мэра (как на Банковой указали, так и решили?). Отставка Черновецкого за день до окончания официального срока полномочий (как оказалось, хороший плацдарм для будущего манипулирования датой теперь уже внеочередных выборов). Неспособность (без команды сверху) секретаря Киевсовета Гереги оперативно провести пленарное заседание совета и дать официальный повод ВР назначить выборы до ухода Рады на летние каникулы. Создание конституционным большинством парламентской комиссии по расследованию деятельности Киеврады и Черновецкого (ух ты! Только Израиль никого не выдает…). Критика вице-премьера Колесникова в адрес Попова, плохо поработавшего над проектом фанзоны к Евро-2012 (как бы неожиданно); недовольство Азарова - в тот же адрес, но уже по поводу провала подготовки к чемпионату принимающей Александровской больницы; порицания прокурором столицы киевских чиновников, «давящих мелкий бизнес». (Как кстати замечено! И прямо по рейтингу…) Настоятельные публичные рекомендации штатного социолога-политтехнолога регионалов Копатько (орбита Ахметова), проводить выборы мэра летом. Заявления главы парламентской фракции ПР Ефремова о возможных совместных выборах мэра и Киевсовета в 2013 году (тень резидента Семьи-главы ДУСи - Кравца). Очередная реплика Кличко о том, что он не пойдет в правительство, но готов ломать какую-то систему. (Где - в Киеве или в парламенте? Вопрос по-прежнему остается формально открытым.)
Тем не менее из всего этого столичного хаоса выстраивается четкая линия противостояния двух позиций в стане власти - проводить выборы мэра Киева ДО или ПОСЛЕ выборов в Верховную раду. И основана она исключительно на большой перспективе, где ключевыми вопросами являются возможная конфигурация оппозиционных сил в ВР, а также будущие президентские выборы.
Однако давайте обо всем по порядку и буквально по пунктам.
Решение комитета Омельченко. Еще за неделю до заседания профильного комитета на столе у его главы экс-мэра столицы Александра Омельченко лежал рабочий документ с четким юридическим обоснованием проведения выборов мэра Киева в августе (не позднее 60 дней после окончания официального срока полномочий мэра столицы, что произошло бы, как мы уже разбирались, 3 июня). Тем не менее, на решающем заседании 23 мая комитет не выполнил публичную просьбу спикера Литвина - назвать возможную дату выборов - и снял с себя ответственность за «огромное количество законодательных нестыковок и юридических несоответствий», порекомендовав определиться с датой самому президиуму ВР. Что произошло? Как уточнил позицию комитета в короткой телефонной беседе с ZN.UA сам Омельченко, у депутатов просто не оказалось официального основания - проекта постановления о проведении выборов, которое бы они, согласно процедуре утвердили или, аргументировав, - отклонили. Почему сей проект не подготовили, к примеру, те же депутаты оппозиционных фракций или сам Омельченко, давно и публично настаивающие на выборах, - вопрос. Такой же вопрос можно адресовать гаранту и его команде, которая, как и следовало ожидать, под прикрытием широкого демократичного обсуждения даты выборов в парламенте на тот момент делала ставки совсем в другой игре.
Отставка Черновецкого. Леонид Михалыч, пребывая на святой земле, в очередной раз чуть всех не запутал. Некоторые наблюдатели даже оценили его порыв как благородный. А если взять во внимание еще и создание по следам отставки Черновецкого парламентской ВСК (очередной пиар-бутафории) по расследованию его деятельности и Киевсовета, то мэра впору к мученикам причислять. Однако, как говорится, тише едешь, больше видишь. А посмотреть в этой истории, действительно, есть на что. Ну, вот хотя бы на тот факт, что одним росчерком пера Леонид Михайлович изменил юридический статус выборов мэра столицы. Если бы 3 июня его полномочия закончились согласно закону, то выборы в августе - неизбежность. Теперь же, они при любых раскладах - внеочередные, поскольку Черновецкий «улетел» за день до окончания своей каденции. А значит, парламент получил достаточно широкий люфт для того, чтобы хорошо подумать о времени их проведения. Хотя здесь, собственно, и думать особо не нужно. Как известно, в действие вступили статьи закона о местном самоуправлении. Если совсем коротко, то механизм окончательного вывода Киева из космической галактики Черновецкого (о том, куда - на орбиту Ахметова или на путь Семьи - чуть ниже), выглядит следующим образом: Черновецкий официально сложит с себя полномочия только после того, как Киевсовет официально примет к сведению его отставку (ст. 79, п.1, п.7). С того момента исполнять обязанности будет секретарь совета Галина Герега. Она же, согласно ст. 42.п.3 того же закона, в течение 15 дней должна обратиться в Верховную раду с просьбой назначить выборы мэра. А теперь читаем особенно внимательно.
Очередное пленарное заседание Киевсовета назначено на 12 июля. Последнее же перед летними каникулами заседание парламента пройдет 6 июля. По меньшей мере, об этом свидетельствует официальное расписание на сайте ВР. Таким образом, рассмотреть ходатайство Киевсовета парламент сможет только в сентябре, когда народные депутаты вернутся с морей. А выборы могут быть назначены исключительно на ноябрь (т.к. закон оговаривает срок избирательной кампании в 60 дней). Да и то если ВР примет такое решение оперативно. Однако здесь стоит вспомнить заявление Ефремова о планах ПР совместить внеочередные выборы мэра с очередными выборами Киевсовета и провести их в 2013 году. (При этом ограничив каденцию депутатов и мэра 2015 годом, когда согласно Конституции Украины местные выборы пройдут по всей стране).
Как известно, оппозиционные фракции Киевсовета БЮТ и Блок Кличко уже выступили с официальными заявлениями, требуя перенести пленарное заседание сессии Киеврады на ближайшее время. Однако у секретаря Киевсовета Галины Гереги, к которой ZN.UA обратилось за комментарием и которую те же оппозиционеры обвиняют в осведомленности о возможной отставке Черновецкого и предусмотрительном переносе заседания с июня на июль, собственное мнение на этот счет.
- Сейчас идет много разговоров по поводу того, что я якобы знала о будущей отставке Черновецкого и пр. и пр. Не знала. И в спешном порядке вернулась из командировки во Львов, - заявила Герега. - Более того, решение о переносе пленарного заседания с июня на 12 июля было принято единогласно на согласительном совете глав фракций. Основной мотив - Евро-2012. Для того, чтобы не создавать дополнительного скопления людей в центре, депутатов и отпустили в официальные отпуска. Куда они, кстати, уже успешно и разъехались. Если же у оппозиционных фракций были какие-то свои соображения на счет возможного развития событий (а об официальном окончании срока полномочий Черновецкого 3 июня многие из них публично заявляли), они должны были их озвучить или оспорить в мае на совете. Собственно, когда мы и принимали это решение.
Что касается нынешнего предложения перенести заседание на ближайшие дни, то я, как только вернулась, сразу же обзвонила всех глав фракций. Виталия Кличко в том числе. Проблема в том, что большинства депутатов действительно нет в Киеве. И у меня нет уверенности в том, что я смогу обеспечить кворум. К тому же хотелось бы, что бы подобное решение мы принимали в составе максимального количества депутатов, а не 62-мя голосами тех, кого удалось вызвонить. Однако, если оппозиционные фракции сами соберут кворум и в зале будет хотя бы 80 депутатов, только спасибо им скажу, - заключила Герега.
Из всего вышесказанного можно сделать первый важный для нас вывод (второй чуть ниже): оперативной команды Банковой срочно собирать сессию и принимать отставку Черновецкого Герега не получила. Значит, решено тянуть время?
Линия Кравца (Семьи). Администрация президента сегодня прилагает неимоверные усилия для того, чтобы… выиграть все выборы. Сначала в Киеве. Рецепт, похоже, один. Провести и выиграть выборы мэра после выборов в парламент: Кличко-то уже угнездится в Верховной Раде, а без него Попов легко приходит к финишу первым. Далее: растянуть новую оппозицию в парламенте на многочисленных лидеров. Поэтому Кличко в парламенте этой группе кажется нужнее, чем в Киеве. Когда всех много - разводить и договариваться проще. Да и списков, куда можно втюхать своих, больше… И, наконец, перед президентскими легче: на размытом поле оппозиции - много желающих… А если еще и Тимошенко попробовать выпустить?.. Как говорится, разделяй и властвуй: князей много, а Янукович один... А почему, собственно, нет? Потому что…
Линия Ахметова. Как оказалось, скандал с Андреевским спуском, забравший у Попова пять процентов заветного рейтинга (согласно внутренней социологии Банковой до Андреевского разрыв между Кличко и Поповым составлял четыре процента, сейчас - девять) был только началом отдельной стратегии известных регионалов. После грубой подножки, подставленной Попову компанией Ахметова, последовала череда мелких тычков. Вице-премьер Борис Колесников, премьер-министр Николай Азаров, прокурор Киева Анатолий Мельник резко, публично и почти синхронно указали (внимание!) главному кандидату от власти в столичные мэры на недостатки…И это на фоне заявлений штатного социолога Копатько о том, что выборы надо проводить как можно быстрее, потому что как на дрожжах растет личный рейтинг Попова. В чем фишка? Возможно в том, что Кличко в парламенте Ахметову не нужен? Ну, так как нужен Яценюк, готовящийся стать президентом?..
Линия Кличко. Позволим себе повториться, что заминка власти с назначением даты выборов оказалась на руку передумавшему идти в мэры Кличко. Вероятно, будущие дивиденды от большой политики перевесили сегодняшнее предложение Рината Леонидовича - все-таки заняться Киевом. Правда, Виталий Владимирович за полтора месяца так и не нашел в себе сил уведомить о своем решении поверившего в него избирателя. Кличко предпочел переложить ответственность исключительно на власть. Которая, «оттягивая выборы, готовит площадку для Попова», «наращивает рейтинг Попова» и пр. и пр.
Не убедительно. Так как в силе остаются вопросы: для кого готовил площадку сам Кличко, когда, к примеру, зная, что официально полномочия Черновецкого закончатся
3 июня, 24 мая согласился на перенос пленарного заседания Киевсовета на июль? Что хочет сказать, лишь громко констатируя планы власти, а не активно отстаивая законную и скорую дату выборов? А ведь отстаивать и констатировать - это довольно разные вещи… Как бокс и политика. Здесь нокаутирующие удары достаются исключительно публике. Тем более от двойной игры. В результате, совместными усилиями власти и оппозиции Киев с его свободами и правами решать, самоуправлять, избирать - отправлен в отставку. Ну, или если еще точнее, - в нокаут…