Петр Порошенко взял Львовщину, но остался без столицы «новой» Украины. Из Львова, по его плану, должен был начаться крестовый поход против «зеленой чумы». Эпитеты и гиперболы, которыми оперировал стабильно наезжающий во Львов поддерживать своего кандидата Олега Синютку экс-президент, свидетельствовали об одном: Порошенко, потерявшему Киев и Винницу, критично нужна точка опоры для создания «материнского» региона.
Однако в какой-то момент бесконечных нарочито патриотичных митингов (Порошенко таки рейдернул у страны тему), концертов и речей появилось стойкое ощущение, что экс перегнул и передавил. Избирателю оказался ближе монотонный и уставший от рабочей ситуации в городе интеллигентствующий Садовый, нежели напористый и натасканный на дебаты пиар-технологом Грынивым Олег Синютка. Смешав в одном флаконе образы Ляшко и Порошенко, крепкий хозяйственник Синютка так и не нашел своего лица.
Но мы отнюдь не в сказке с хорошим концом для Садового. У действующего мэра снова нет большинства в раде. И это совсем не 2015-й, когда стопроцентно договороспособный Садовый мог просто положиться на всегда хороший аппетит «Свободы». Многие считают, что реальность для него — ловушка, куда Андрей Иванович был загнан с самого старта кампании. Как в силу жесткого противостояния местных кланов, стоящих за политическими силами, так и из-за обострившимся глобальным политическим противостоянием, частью которого является Порошенко.
Вчерашний перенос Территориальной избирательной комиссией (ТИК) первой сессии Львовской городской рады с 3 декабря (депутаты должны были принимать присягу вместе с избранным городским головой) на сегодня подтверждает эту версию. Еще до объявления официальных результатов выборов, поздравив Садового с пирровой победой, команда Порошенко не стала медлить с наступлением. На повестке дня — продолжение войны.
В результате которой будет только один проигравший: Львов.
Бизнес-лобовая с держателями партийных франшиз
Для того чтобы понять перспективу Садового во Львове, стоит сделать шаг назад.
В 2015 году, на старте своей третьей каденции, Садовый также имел кризис. Однако первую скрипку в оппозиции тогда играла «Свобода», которая сегодня со своими шестью мандатами — на подтанцовке у ЕС. На тот момент это была единственная фракция, не подписавшая с Садовым меморандум о сотрудничестве, посредством которого Садовый создал и удерживал ситуативное большинство. «Самопоміч», «Громадянська позиція», «Народный контроль», иногда БПП и УКРОП были его политической основой. Но главная сделка была заключена совсем на другом уровне.
«Свобода» и Игорь Кривецкий. Важно знать, что «Свобода» всю каденцию оставалась в публичной оппозиции к Садовому. При этом для того чтобы собрать вокруг себя сторонников и двумя третями горрады отправить Садового в отставку, ей не хватало всего лишь нескольких голосов. Это была реальная «золотая акция», которую политическая сила Олега Тягнибока так и не использовала. Ибо условия, на которых держались договоренности мэра со «Свободой», последнюю устраивали больше, чем его отставка.
Речь, естественно, не о договоренностях Садового с политически угасавшим, но всегда падким на деньги Тягнибоком (Коломойский, Сивкович, Клюев, Новинский, Ахметов — в числе не раз называемых медиа доноров партии), а о сделке с нынешним спонсором «Свободы» — нардепом VII созыва Игорем Кривецким, некогда известным во Львове авторитетом по прозвищу Пупс. Сейчас Кривецкий вполне легально бизнесменствует, рассказывая на камеру об успехах своей бизнес-империи. А также подтверждая активное участие в жизни партии.
Не удивительно, что «Свобода» всегда рассчитывала на самый большой «кусок» в городе. И имела его. До определенного момента. Первый серьезный публичный конфликт мэра с Кривецким был связан с парком культуры «Романтик», на который Кривецкий положил глаз. Но Садовый не оправдал ожиданий партнера.
ЕС и Григорий Козловский. Депутат городской рады — один из известных собственников табачного бизнеса во Львове. Козловский помогал Садовому решать проблемы с правоохранителями после «наезда» Порошенко в 2016-м. Конфликт между Козловским и Садовым наметился по линии городских рынков. Публичным стал скандал, когда городская власть заявила, что «дочь Козловского незаконно получила во владение два львовских рынка — «Винниківський» и «Підзамче». Но если присмотреться к бизнес-карте города, то вряд ли не заметишь, что собственником почти всей недвижимости в центре является Козловский. Так Садовый расплачивался с ним за услуги по силовикам.
Однако все это были лишь первые ласточки зарождающейся вражды львовских кланов. Детонатором большого взрыва стала децентрализация с ее дележом громад и районов. Садовый, по итогам утверждения перспективных планов новых ОТГ, забрал под Львов село Брюховичи и город Винники, за которые боролись Кривецкий и Козловский. Эту историю мы подробно описали в проекте «Страна по полочкам. Львов». Здесь лишь напомним, что Брюховичи для Львова — как Конча-Заспа для Киева, где проходит реальная жизнь местных хозяев. А в Винниках Козловский — большой почитатель спорта — открыл футбольную школу и опекает местный клуб. Садовый заступил на территорию, не оговоренную в сделке.
«Кривецкий и Козловский вложили много денег, чтобы заблокировать этот ход Садового. Но здесь мэр точно договорился с «зелеными», — рассказывал нам во время написания проекта источник. — Кабмин пошел по плану мэра, который сегодня в достаточно хороших отношениях с губернатором Козицким. И имеет выход на заместителя ОПУ Кирилла Тимошенко. На самом деле это очень серьезная земельная победа действующего мэра над конкурентами, за которую его сегодня демонстративно обесценивают в городской раде».
Вследствие этих перипетий сделка между властью и держателями ключевых партийных франшиз Львова была разорвана. И первый шаг сделал Садовый. Нам остается лишь догадываться, что подстегнуло Андрея Ивановича на такие невиданные дерзости. Возможно, мэр просто устал от ярма, которое исправно нес пять лет, и решил эффектно «завязать» с мэрством. О чем он, собственно, публично и заявил.
В результате за месяц до старта местной кампании «Свобода» при поддержке БПП полностью заблокировала работу городской рады. Ровно с того момента Садовый не провел через орган местного самоуправления ни одного своего решения. Зато принял главное: снова пошел в мэры. Последовавшая за этим избирательная кампания стала настоящей линией фронта. О чем сам Садовый неоднократно заявлял медиа, называя эти выборы самыми сложными и грязными из всех, которые ему пришлось пережить.
Попасть в шторм на политическом верху — это одно, а вот войти в параллельную схватку с акулами, контролирующими глубину, — совсем другое.
Тень несвятого Петра и «обязы» Садового
Образ проповедующего с лета во Львове экс-президента Порошенко никого не оставил равнодушным. На его митинговое приветствие «Слава Иисусу Христу!» уверовавшие ответили галочкой в бюллетене областной и городской рад, где ЕС взяла большинство. Оппоненты разнесли в клочья сутану Лжепетра, проголосовав во Львове не за Синютку, а за Садового.
История этого политического конфликта тянется из 2014 года, когда зашедшая в парламент «Самопоміч» Садового пошла вразрез с видением Порошенко в отношении «Минска», внесения изменений в Конституцию и в других принципиальных для экс-президента вопросах. В то время как глава фракции Олег Березюк и вице-спикер Оксана Сыроид, расшатывая коалицию, проявляли принципиальную позицию в парламенте, Порошенко расшатывал Львов «мусорным кризисом».
Здесь речь не о том, что Садовый четвертые (!) выборы подряд обещает городу мусороперерабатывающий завод, а о методах, которые использовал Порошенко по отношению к строптивому политическому оппоненту. А также о том, что плевать хотел Петр Алексеевич на крыс, которые бегали тогда по домам львовян. Впрочем, местный люд не только верующий, но и по-христиански всепрощающий. Теперь вместо того чтобы назвать место, где установлен памятник из консервных банок и Порошенко, и Садовому, мы вынуждены живописать их высокие отношения.
Не будем гадать, жалеет ли Садовый о том, что никак не конвертировал кратковременный успех «Самопомочі». Что в 2015-м не решился на участие в выборах мэра столицы, посчитав, что финансовые вложения не стоят этой политической инвестиции в собственное будущее. (Из столицы в президенты, как известно, — один шаг.) Что отказался от предлагаемого ему Порошенко премьерства, решив, что это — ловушка. Дерзости же обернуть ее против оппонента и стать равным Порошенко у Садового не хватило. Впору Андрею Ивановичу оказался исключительно Львов. Как в итоге и политическому его проекту.
В результате, отказавшись от развития своей партии, а себя — как полноценного лидера не местечковой, а национальной «Самопомочі», Садовый стратегически проиграл сражение Порошенко еще вчера. Хотя сегодня и одержал верх в тактическом бою. У мэра банально не хватит ресурсов, чтобы драться долго. А подносить запасные патроны некому.
Главной целью кампании ЕС и «Свободы» было набрать 2/3 голосов в городскую раду, чтобы не только заблокировать Садового в случае победы, но и отправить его в отставку. И сегодня у ЕС (26 мандатов), «Варты» (7) и «Свободы» (6) совокупно 39 голосов. Недостающие три, а то и больше дадут всегда готовые к маневру застройщики от того же «Голоса».
Уже очевидно, что события будут развиваться стремительно. Раненый зверь обычно не тянет с повторным нападением и действует еще более агрессивно. «Порошенко получил очень неприятный щелчок по носу, потому как был на сто процентов уверен в победе Синютки, — рассказывает наш источник в городской раде. — Они уже практически расписали большинство, отдав кресло секретаря рады «свободовцу», главе фракции прошлого созыва Маркияну Лопачаку. Что, кстати, не сильно обрадовало «Варту». Которой Садовый еще до выборов предложил этот ключевой портфель. И его победа спутала карты. Теперь гипотетически может сыграть золотая акция «Варты».
Поэтому такая спешка с проведением первой сессии. Команда Порошенко не столько хотела назначить замов Садовому (о чем мэр заявил в видеообращении), сколько публично зафиксировать формат своего большинства. Без активного включения в переговоры Садового. Что, собственно, и сделали сегодня 39 принявших присягу депутатов от ЕС, «Свободы» и «Варты». «Самопомочі» и «Голоса» в Ратуше ожидаемо не было.
Допустим, если Садового окончательно списали, как он будет работать без большинства?
«Логичный вопрос. У него все-таки есть медиа, — продолжает источник. — И он публично будет предлагать городу хорошие решения, за которые рада ожидаемо не будет голосовать. В итоге народ в мельчайших подробностях узнает, как «плохая» рада мешает работать «хорошему» мэру, продолжающему бой с бандитами. И медийно, и как менеджер Садовый, конечно, на голову выше всех вместе взятых оппонентов. И, наверное, он все еще надеется стабилизировать ситуацию и войти в большие переговоры. Однако не будем забывать, что мы наблюдаем не просто политический конфликт. Речь о бизнес-конфликте между Садовым и бенефициарами ЕС и «Свободы», который будет развиваться совсем по другим законам».
На самом деле Садовый — богатейший человек, который мог спокойно выполнить свое обещание и больше не баллотироваться, выехав в какую-нибудь красивую южную страну. Более того, он еще и умный человек, точно понимавший, какой расклад мог ждать его в случае победы на выборах мэра. По утверждениям ряда наших источников, возможный максимум Садового на посту — год. И он, якобы, прекрасно об этом знал. Однако сделал выбор в пользу продолжения конфронтации. Почему? Версий несколько.
Во-первых, Садовый не мог просто так бросить свою команду. Даже на локальном уровне у него были обязательства перед людьми. И надо признать, что в то время как Синютку водил за руку ПАП и рейтинг ЕС, Садовый сам тянул «Самопоміч». До выборов ей не давали больше 10%, в итоге она взяла 26% и 17 мандатов.
Во-вторых, угроза аудита, которой, по нашей информации, панически боялся мэр. Садовый очень грамотный менеджер, никогда лично не подписывавший неправильные документы. Однако вряд ли он не понимал, что при желании и профессионализме легко обнаружить результаты его бизнес-сделок с бывшими политическими партнерами. Возможно, контакт с Банковой, который у него установлен через нынешнего "любимчика" Зеленского — зама главы ОПУ Кирилла Тимошенко, позволит сгладить самые острые углы.
В-третьих, загнанный в угол Садовый выиграл время. На то, чтобы подготовить себе подушку безопасности и понять, как развиваться дальше.
Но даже если гипотетически предположить, что Садовый «умрет, но не сдастся» и, благодаря никогда не подводившей его договороспособности, перетянет на свою сторону часть депутатов или даже (о чудо!) подпишет мировую с Козловским/Кривецким, — мы не говорим о качестве управления Львовом. При всех реверансах Садовому, сделавшему из Львова туристическую и технологическую столицу Украины, новые «обязы» опять потянут на дно.
Этот текст вообще не о качестве и не о людях. А о реалиях происходящего в большинстве городов страны. Где голосовать ходили люди, а выбрали себе мэров в лучшем случае местные политические кланы, а не криминалитет. Просто в этой конкретной ситуации на территорию Львова зашел оставшийся без собственного дома политический гигант Порошенко. И в раскрывшемся на всеобщее обозрение львовском кейсе, как в капле, отразилась страна.