UA / RU
Поддержать ZN.ua

Канонический юбилей

В патриотической Тернопольщине власть предержащие и большинство жителей хотят видеть Почаевскую лавру институтом, работающим на укрепление украинской государственности. В то же время духовные чины обители убеждены, что главная миссия Церкви - не вмешиваться в национальные вопросы, а вести народ к Христу, и от этой позиции не отступают.

Автор: Роман Якель

На днях Почаевская лавра отметила 775-летие. Ее история началась с 1240 г., когда, спасаясь от монголо-татарского нашествия, на Почаевской горе поселились монахи из Киево-Печерского монастыря. Юбилей православной святыни связали с еще одной памятной датой - по преданиям, 5 августа 1675 г. Богоматерь с ангелами и игуменом - преподобным Иовом спасла монастырь в Почаеве от нападения турок. В честь важности этих событий состоялись богослужения в лавре 4–5 августа, которые возглавил предстоятель УПЦ митрополит Киевский и всей Украины Онуфрий. Он призвал верян к неполитическим стремлениям - молиться за восстановление мира в Украине, а также с высшим духовенством УПЦ и паломниками прошелся крестным ходом, почитая Почаевскую икону Божьей матери. Визит митрополита Онуфрия в Почаев прошел незаметно, без дискуссий в коридорах местной власти, широкой рекламы в областных СМИ и на внешних носителях - в Тернопольщине веряне УПЦ в меньшинстве, а областная власть неблагосклонно относится к УПЦ МП, считая ее нынешней пятой колонной Москвы.

В патриотической Тернопольщине власть предержащие и большинство жителей хотят видеть Почаевскую лавру институтом, работающим на укрепление украинской государственности. В то же время духовные чины обители убеждены, что главная миссия Церкви - не вмешиваться в национальные вопросы, а вести народ к Христу, и от этой позиции не отступают.

Но вне декларированной цели - "приблизить украинский народ к Богу" - УПЦ на Западе Украины, и в частности в Почаеве, создает свою отдельную летопись. Иерархи этой церкви не отрицают, что начало духовной жизни в Почаеве дали монахи из "матери городов русских" - из Киева, и монастырь является неотъемлемой частью украинской истории. Но такие важные события общеукраинского прошлого, как, например, перенесение иконы Божьей матери с имения землевладелицы Анны Гойской на Почаевскую гору в 1597 г., отражение заступницей нападения турок на монастырь в 1675 г. духовенство лавры выдает за достояние канонического православия. Козырем служит каноническое признание Московской церкви Константинопольским патриархом, состоявшееся в то время (1589 г.). Но общность упомянутого религиозно-культурного наследия для всего украинского народа при этом отходит на задний план.

Период возврата Почаевской лавры к украинским корням был слишком коротким. Тогда, в 1991–1992 гг., при наместничестве Якова (Панчука), епископа Почаевского, богослужение в храмах монастыря стали отправлять на украинском языке. За намерение подчинить лавру митрополиту Филарету (Денисенко), который к тому времени был смещен с должности предстоятеля УПЦ, монахи выгнали его из монастыря. С 1992 г., когда наместником избрали иеромонаха Федора (Гаюна), русификация лавры возобновилась. Из книжного магазина были изъяты богослужебные украиноязычные книги, расчищены библиотечные фонды. Сожгли книги Ивана Огиенко "Свята Почаївська Лавра", Семена Жука "Короткий історичний нарис Почаївської Успенської Лаври" и др., правдиво отображающие историю святыни. Начатый Федором курс на преобразование Почаевской лавры в форпост российского православия перед католическим миром продолжил нынешний наместник лавры митрополит Владимир (Мороз)…

Официально ни настоятель, ни члены духовного собора лавры не выступают против независимости и территориальной целостности Украины. Но братия позволяет себе делать близкие к таким идеям заявления. В конце прошлого года общественность всколыхнуло "Обращение монаха Бенедикта к русским патриотам", в котором монах, преувеличивая последствия вхождения Волыни в Российскую империю после третьего раздела Польши, призывает россиян с России и теперь "подать руку помощи россиянам в Галичине". Кременецкий райотдел милиции открыл криминальное производство по факту "нарушения равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности, религиозных убеждений, инвалидности и по другим признакам" (ч. 1 ст. 161 Уголовного кодекса Украины). Досудебное расследование продолжается до сих пор: эксперты никак не могут предоставить вывод, есть ли в высказываниях монаха это "нарушение равноправия".

На 24-м году независимости Украины богослужение в храмах лавры осуществляется, так сказать, на русском варианте церковно-славянского языка: церковные иерархи и богословы УПЦ считают, что украинский перевод церковно-славянской богослужебной лексики будет казаться пародией, а для ряда аскетических терминов нет украинских соответствий. Поэтому получается, что самым близким к церковному языку является русский.

Не обошлось в Почаевской лавре и без российской политической пропаганды. Недавно на территории монастыря можно было свободно приобрести изданные в Москве и Санкт-Петербурге книги, в которых возвеличивается великое российское государство, прославляются "подвиги" российской армии в войне с Грузией в 2008-м (например, "В кильватере "Титаника", "Из смерти в жизнь" и т.п.). И только после того, как общественные организации и журналисты ударили в набат, обратились к наместнику лавры, эти издания были изъяты из книжного магазина.

В мае 2001 г. Кабмин проявил определенную заботу относительно сохранения ценного культурного наследия и создал Кременецко-Почаевский историко-архитектурный заповедник, куда был включен комплекс зданий Почаевского монастыря. И уже через два года, в июле 2003-го, тогдашний премьер-министр Янукович подписал распоряжение об изъятии сооружений Почаевской Свято-Успенской лавры из состава монастыря. Но не парадокс ли, что шесть зданий, являющихся памятками архитектуры национального значения, изъяли только формально. Они до сих пор находятся на балансе заповедника. А все ремонтные и реставрационные работы относительно них лавра напрямую согласовывает в Министерстве культуры.

Тернопольский облсовет трижды обращался в Кабмин, возглавляемый Юлией Тимошенко и Арсением Яценюком (к нему апеллировали дважды!) с просьбой отменить "лаврское" распоряжение, подписанное Януковичем, и не допустить передачи Почаевской лавры в собственность УПЦ МП. "Национальные святыни должны принадлежать только украинскому народу!" - поставили точку областные депутаты. Но никто из руководителей правительства не решился сделать предложенные им шаги. Очевидно, ими руководила боязнь потерять электоральную поддержку верян самой большой православной конфессии в Украине - УПЦ.

Во времена Януковича Почаевская лавра приобрела немалую благосклонность власти. Выразительные факты: сам экс-президент здесь дважды принимал участие в Рождественских богослужениях - в 2011 и 2012 гг. Огромная машина гостиничных услуг, питания, продажи икон, книг с ежедневным оборотом в десятки тысяч гривен почти перестала платить налоги. Например, в 2013-м, по данным управления ГФС в области, Почаевский монастырь заплатил аж 22 тыс. грн в местный бюджет, или 60 грн в день. После свержения власти Януковича этот субъект хозяйствования платит несколько больше в местную казну и фонды (в первом полугодии заплачено почти 35 тыс. грн местных налогов плюс 135 тыс. грн единого социального взноса), но эти суммы совершенно не соотносимы с ежедневной колоссальной выручкой от торговли и услуг.

В первые недели после бегства Януковича монахи и охрана Почаевской лавры крайне перепугались, что "Правый сектор", "Свобода", общественные организации Майдана силой будут выселять их из обители. Автор этих строк был свидетелем, как в храмах лавры ограничили богослужение, охрана тщательно присматривалась к посетителям. Насельников монастыря никто не выселял, зато они заговорили, по крайней мере на людях, по-украински. А прошло полтора-два месяца - и все вернулось на круги своя. Братья и охрана, не стыдясь, разговаривают почти исключительно на русском языке.

Почаевская лавра не отличается религиозной терпимостью к другим конфессиям в Украине. В ее типографии издают, а в иконно-книжной лавке распространяют литературу как собственную, так и изданную в России, которая клеймит неканоническое православие, раскольников (УПЦ КП и УАПЦ), униатов, католиков, протестантские "секты", а деятельность известных украинских политических и религиозных деятелей, в частности Степана Бандеры, Андрея Шептицкого, изображает исключительно темными красками - как нацистских прислужников, убийц. Чего стоят только названия "просветительских" книг - "Розкол. Патріотизм чи злочин?", "Чому розкольницькі угруповання в Україні називаються неканонічними" и др. И уже из острых междоусобиц православных церквей видно, насколько далеким является создание Единой поместной церкви в Украине, проекты которой уже давно описывают политики.