27 июня 2020 года на официальном сайте Офиса генерального прокурора Украины был опубликован отчет Ирины Венедиктовой о ее первых ста днях работы на должности генерального прокурора. К сожалению, этот отчет свидетельствует о том, что правоохранительная система в нашей стране полностью дезорганизована и не исполняет надлежащим образом свои обязанности, особенно в сфере борьбы с коррупцией и разворовыванием бюджетных средств.
Несмотря на то, что на содержание органов следствия, прокуратуры и судов ежегодно за счет граждан Украины тратятся немалые средства, реальную борьбу с коррупцией правоохранительные органы не ведут.
Так, согласно Закону «О Государственном бюджете Украины на 2020 год», утвержденному Верховной Радой 14 ноября 2019 года, на потребности органов Национальной полиции, прокуратуры и судов предусмотрено 54 миллиарда 390 миллионов 858 тысяч гривен.
Кроме выделения значительных средств, по инициативе президента В.Зеленского Верховная Рада приняла и ряд законов для реформирования правоохранительных органов, в частности органов прокуратуры.
Но, к сожалению, после принятия 19 сентября 2019 года «революционного» закона о первоочередных мерах по реформе органов прокуратуры их работа фактически была парализована и развалена. Инициатором этого закона, как известно, был Руслан Рябошапка, которого по представлению президента Украины В.Зеленского назначили генеральным прокурором.
Сам закон был разработан в офисе президента Украины и одобрен президентской фракцией «Слуга народа», отдавшей за него 230 голосов. Кроме них, также проголосовали «за» 15 депутатов из группы «За будущее», два — из ОПЗЖ и 12 внефракционных.
После принятия указанного закона вместо организации планомерной работы в органах прокуратуры начались повальные увольнения, реорганизации, сокращения, аттестации, восстановление на должностях через суды ранее уволенных работников и т.п. Фактически работа прокуратуры была развалена и заблокирована. Так, Ирина Венедиктова в одном из своих выступлений привела следующий факт: в 1500 уголовных производствах, находящихся в органах Государственного бюро расследований, которое она тогда возглавляла, не были назначены процессуальные руководители-прокуроры. Таким образом, эти дела вообще не расследовались.
Поэтому Руслан Рябошапка был уволен с должности, и опять по инициативе президента В.Зеленского был назначен новый генеральный прокурор — Ирина Венедиктова.
И вот прошло сто дней с момента вступления на эту должность. Что же можно увидеть из ее отчета? Начнем разбирать по пунктам. Цитирую фрагменты из этого отчета. «100 дней на должности генерального прокурора я организую деятельность органов прокуратуры и координирую работу правоохранительной системы в сфере противодействия преступности. Чего больше всего ждет от меня общество? Конечно, «посадок». И они есть!».
Нет, общество ждет от вас не только «посадок». Общество ждет, что вы как генеральный прокурор наконец наведете порядок в органах прокуратуры и следствия, обеспечите неотвратимость наказания и возмещение нанесенных преступлениями убытков, особенно в сфере экономики. Разворовывание бюджетных средств, взяточничество, коррупция, моральная деградация чиновников — все это уже давно довело Украину как государство до банкротства, а значительную часть населения — до обнищания. Именно надежда украинцев, что пан Зеленский, став президентом, сломает коррупцию в Украине, и привела к его избранию на эту должность. Но народ ему уже не верит, как не верит и его «команде слуг». Согласно последнему социологическому опросу, президенту В.Зеленскому полностью доверяют всего 13% граждан. А еще год назад за него голосовали 73% тех, кто пришел на избирательные участки.
Однако вернемся к отчету. «За весну, ставшую символической порой наказаний, 4400 человек признаны виновными и осуждены к ограничению или лишению свободы. Среди них 28 человек, совершивших коррупционные преступления, семь — уголовные правонарушения, которыми нанесены убытки в особо крупных размерах, 40 участников организованных групп и преступных организаций».
Из указанного выше следует, что во всех делах, расследуемых под «процессуальным руководством» прокуроров, в судах за это время осуждены к ограничению или лишению свободы всего 28 человек, совершивших коррупционные преступления! То есть примерно по одному коррупционеру на область. За сто дней! Вот так в действительности ведется «борьба с коррупцией», которую так щедро обещал Владимир Зеленский избирателям, и они ему поверили. Уже второй год он является президентом Украины. По его инициативе утвержден уже второй генеральный прокурор, наделенный практически неограниченной властью в решении дел прокуратуры, в том числе кадровых вопросов. А более 10 000 прокуроров в суде (прокуроры поддерживают там обвинение и являются стороной процесса!) за сто дней способствовали осуждению к реальной мере наказания аж 28 коррупционеров. Вот такие «посадки» коррупционеров в действительности.
Более того, как следует из отчета, за этот период суды рассмотрели и вынесли приговор аж по семи уголовным правонарушениям, которыми нанесены убытки в особо крупных размерах. То есть практически борьба с преступлениями, когда правонарушители наносят убытки в особо крупных размерах, все это время не велась. Ведь СМИ ежедневно сообщают о десятках преступлений, которыми наносятся убытки в особо крупных размерах, а в судах всей Украины за сто дни осуждены всего лишь семь человек?
Идем дальше. По всей Украине за эти сто дней к реальному наказанию осуждены аж 40 участников организованных групп и преступных организаций. В одних Броварах недавно во время массовых разборок со стрельбой в жилом районе были задержаны свыше полусотни лиц. А ежедневные рейдерские вооруженные захваты, в которых принимают участие десятки, а то и сотни человек, а деятельность воров в законе, которые держат под своим влиянием целые регионы страны!
А чего стоит факт, о котором сообщается в отчете: «Пока внимание украинцев приковано к громким делам, под процессуальным руководством прокуроров органы правопорядка расследуют более 1 миллиона 400 тысяч уголовных производств. В суд направлено свыше 30 тысяч дел».
За сто дней 10 000 прокуроров направили в суд 30 тысяч дел. Вдумайтесь: по три дела на одного прокурора! То есть одно дело в месяц. Чем же тогда они вообще занимаются? И кому, в конце концов, надо такое «процессуальное руководство»? Это еще один повод к тому, чтобы немедленно пересмотреть уголовно-процессуальное законодательство и восстановить персональную ответственность и самостоятельность следователей при расследовании преступлений, оставив за прокурорами только прокурорский надзор за соблюдением законности при расследовании дел.
Пани генеральный прокурор, в течение ста дней, за которые вы отчитываетесь, в суд направлено всего 2% уголовных производств из тех, что расследовались! Остальные как расследовались годами, так и продолжают «расследоваться», пока их не закроют из-за истечения срока давности. Как видим, эта позорная практика, когда дела годами пылятся без надлежащего расследования в сейфах следователей и прокуроров, продолжается.
А что за этим стоит, недавно показали обществу руководители Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий и НАБУ Артем Сытник. За одно процессуальное решение о закрытии уголовного производства на четырех страницах им пытались передать взятку на 6 миллионов долларов. Кстати, через несколько дней после того, как по инициативе руководителя САП указанных лиц задержали, и у них были изъяты эти 6 миллионов наличных долларов, тут же в Офисе генерального прокурора был поднят вопрос об отстранении Назара Холодницкого от должности. Странное совпадение? Или поступила чья-то команда?
Такие взятки дают, конечно, не за каждое дело, но из тех 98% уголовных производств, которые так и не дошли до суда, думаю, во многих, очень многих делах и следователи, и особенно прокуроры-«процессуальные руководители» ежедневно получают немалые суммы взяток. Достаточно посмотреть регулярные сообщения СБУ о задержании прокуроров за взятки, чтобы убедиться, что единственная и едва ли не основная причина того, что 98% дел так и не были направлены в суд за время, в течение которого вы руководите прокуратурой, — взяточничество среди прокуроров и следователей. Но вы об этом почему-то промолчали в своем «отчете».
Идем дальше. Цитирую ваш отчет. «В 816 уголовных коррупционных производствах лицам сообщили о подозрении. В суд направлены 630 обвинительных актов. Сейчас судом вынесены обвинительные приговоры по 167 коррупционерам, возмещено почти 100 миллионов гривен убытков».
То есть, судя по вашему отчету, судом вынесены обвинительные приговоры по 167 коррупционерам, из которых только 28 осуждены к лишению или ограничению свободы. А что же по остальным? Вынесены штрафы по 17 тысяч гривен? Осуждены условно? Очевидно, нечем похвастаться прокуратуре и в этом вопросе. Вот так и ведется борьба с коррупцией во времена президента В.Зеленского.
Теперь еще один интересный факт, приведенный в отчете. В делах о коррупции возмещено почти (то есть меньше!) 100 миллионов гривен.
В одном деле, о котором я уже говорил выше, руководителю Специализированной антикоррупционной прокуратуры пытались дать взятку наличными на сумму 6 миллионов долларов, то есть более 150 миллионов гривен. А здесь стараются прикрыть собственную бездеятельность тем, что возмещено почти 100 миллионов гривен в 167 коррупционных преступлениях. Это еще одно подтверждение того, что в Украине правоохранительные органы не ведут реальную борьбу с коррупцией.
Вдумайтесь в эти цифры. Свыше 54 миллиардов гривен государство тратит на содержание прокуратуры, Национальной полиции и судов, а возмещено в коррупционных делах по приговорам судов менее 100 миллионов!
Для того чтобы взыскать с коррупционеров 1 гривню, государство тратит более 540 гривен на содержание органов, которые борются с коррупцией. Таков «экономический эффект» деятельности органов прокуратуры во главе с Ириной Венедиктовой.
А добавьте к этому расходы на содержание Государственного бюро расследований и других правоохранительных органов, и станет понятно, какую высокую цену платят граждане Украины за имитацию борьбы с коррупцией.
В отчете также названы результаты работы прокуратуры в борьбе с преступлениями в бюджетной сфере. «Сообщено о подозрении также в более чем тысяче уголовных производств о совершении преступлений в бюджетной сфере. В суд направлено 829 обвинительных актов и сейчас вынесено более 260 обвинительных приговоров».
К сожалению, не приведены конкретные цифры о размерах нанесенных государству этими преступлениями убытков и суммы, возмещенные преступниками по приговорам судов. Какую меру наказания получили указанные преступники? Условно, штраф, запретили на год-два занимать определенные должности? Почему генеральный прокурор молчит об этом? Очевидно, потому, что реально и на этом направлении работы деятельность прокуратуры, мягко говоря, малоэффективна.
Печально, но отчет генерального прокурора Украины еще раз подтвердил, что Украина как была, так и остается одной из самых коррумпированных стран мира. В то же время реальное состояние борьбы с коррупцией в стране времен президентства Владимира Зеленского не только не изменилось к лучшему, а наоборот, демонстрирует окончательный развал остатков правоохранительной системы под видом «реформ».