Стихия недовольства кадровыми изменениями во власти бурлит на Ровненщине. Немало участников Майдана, представителей общественных организаций не скрывают разочарования новыми лицами, которые еще совсем недавно находились в оппозиции к режиму Януковича, а сегодня формируют новую власть. Во многих случаях небезразличные граждане не выдерживают и разрушают кулуарные договоренности политиков, дают почувствовать партиям и их лидерам силу народного негодования.
Распределение ключевых должностей в исполнительной власти западных областей по партийному принципу невозможно оправдать сложностью и драматизмом политической ситуации в Украине. Назначения непрофессионалов, афишированные как временное явление, угрожают полной профанацией власти, невиданной со времен независимости. На Ровненщине мало кто из политиков мог предположить, что даже когда область отдадут в сферу влияния "Свободы", то председателем Ровненской облгосадминистрации назначат Сергея Рыбачка, помощника народного депутата от "Свободы" Олега Осуховского и преподавателя Острожской академии. Он мало чем известен в масштабах области. Новый губернатор не имеет опыта хозяйственной и административной работы, за исключением управления гостиницей в г. Остроге, отданной в аренду под офисы и в настоящее время не используемой по назначению.
Сокращение количества заместителей с четырех до трех - единственный, пожалуй, позитив в изменении исполнительной власти на Ровненщине. Ведь один заместитель весьма недешево обходится бюджету - более 200 тыс. грн в год. Первый заместитель губернатора Юрий Приварский и претендент на должность - заместитель по гуманитарным вопросам Александр Савчук (кстати, помощник того же народного депутата О.Осуховского) - люди, которых не знает широкая общественность. Подобные назначения происходили и в 1992 г., как только были сформированы местные администрации. Тогда руководить ими назначали почти исключительно по принципу партийности, без учета достойных профессиональных качеств претендентов на высокие должности. Аналогичные ошибки допустили и после Майдана-2004. Это снизило управленческий уровень местной власти и покачнуло доверие к какой-либо власти со стороны общественности. Прошло более двух десятилетий - и наступаем на те же грабли?
Нетрудно догадаться, что среди председателей райгосадминистраций должности распределены по квотному принципу - в основном между "Свободой" и "Батьківщиной". В больших районах - Здолбуновском, Ровненском, Костопольском, Острожском, Радивиловском - будут руководить "свободовцы". Все они окажутся как будто бы на другой планете, поскольку не имеют достаточного опыта для высоких должностей. Районы поменьше будут возглавлять представители "Батьківщини". Но за ними тянутся большие или меньшие грехи. Например, общественность начала протестовать против назначения в Березном председателем райгосадминистрации Людмилы Пилипчук. Но партия быстро сориентировалась и уже сватает на эту должность ее брата Руслана. В Млинове должна руководить депутат облсовета от "Батьківщини" Алла Черний, которую хорошо осведомленные жители упрекают в сотрудничестве с провластным кандидатом Данилом Корилкевичем на парламентских выборах в 2012-м: она входила в конкурсную комиссию благотворительного фонда "Любіть Україну". А в Дубне и Корце общественность утерла нос партиям, формирующим новую власть. Люди настояли, чтобы в этих районах у власти остались незапятнанные председатели райгосадминистраций - соответственно Руслан Сивый и Михаил Волынец, назначенные еще в период правления Януковича. Население им доверяет.
Новые лица в старой системе исполнительной власти - неплохой сигнал для давно отложенной реформы местного самоуправления. С ее проведением районный и областной советы будут иметь полномочия формировать собственные исполнительные органы без раздутых штатов, а нынешним администрациям останутся только функции контроля. Местные депутаты будут избирать руководителей исполкомов, управлений и отделов и в случае ненадлежащего выполнения обязанностей смогут оперативно заменить их, не ожидая решения центральных органов.
В правоохранительной системе Ровненщины, как и всей Украины, кадрового голода нет. Желающих занять руководящие должности во все времена - хоть пруд пруди. Против нового руководителя областной милиции Вячеслава Чайки, который является ставленником ВО "Свобода" и баллотировался в Верховную Раду в 2012 г. по списку этой партии, выступило немало майдановцев - членов "Правого сектора", УНА, участников Автомайдана и др. Часть майдановцев и коллектив УМВД даже хотели вернуть в это кресло предыдущего руководителя областной милиции Дмитрия Лазарева, назначенного еще в январе Виталием Захарченко. Мотивация не особенно оригинальная - он показал себя опытным управленцем и не допустил кровопролития в области в тревожные дни Майдана. Однако для большинства оппозиционных партий и общественных активистов возврат вчерашних руководителей, "слуг режима Януковича", неприемлем.
Министр внутренних дел Арсений Аваков был вынужден утвердить решение с мягкой формулировкой - отстранить г-на Чайку от должности. Но пустоты в политике, как и в природе, не существует. Депутаты и общественные движения начали быстро продвигать на эту должность своих кандидатов. Но путь перекрыл люстрационный комитет, уверовавший, что способен заблокировать любое назначение. Его члены не добавили голосов за прохождение кандидатуры Николая Щирука, которого, по утверждению общественных активистов, лоббировал народный депутат от "Батьківщини" Николай Кучерук (они хорошо знакомы по работе в г. Костополе). Пока что не прошли люстрацию и другие претенденты на должность главного милиционера области - Сергей Максимов и Григорий Заричнюк, выдвинутые уже снизу - общественными советами и движениями.
Общественность не может смириться с назначением нового прокурора области Сергея Кубрака, состоявшимся по старой традиции, то есть негласно, - прислали. К нему есть серьезные претензии по поводу дорогого автомобиля "Ауди Q7" стоимостью почти 1 млн грн.
Во многом справедливо мнение члена координационного совета гражданской сети ОПОРА Андрея Токарного: "Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура, СБУ должны объявить имена претендентов до их назначения. Ведь общественность имеет право предварительно обсудить ту или иную кандидатуру. Наша задача - собрать информацию о бывшей и настоящей деятельности претендента и представить ее тому органу, который будет назначать этого человека на должность. Возможно, после полученных сведений руководство правоохранительного органа Украины не захочет работать с этим лицом. А в случае назначения это будет говорить о том, что министр внутренних дел, генеральный прокурор, глава СБУ берут на себя ответственность за действия назначенного ими областного начальника. К сожалению, практика последних назначений на Ровненщине показывает, что "новая" кадровая политика в правоохранительной системе Украины ничем не отличается от методов режима Януковича.
Актуально - требовать от законодателей внесения изменений в законы "О милиции", "О прокуратуре", "О Службе безопасности Украины" с четко выписанной процедурой назначения руководителей этих структур в областях и районах.
Сегодня как никогда очевидно - необходимо изменение системы власти: исполнительной, правоохранительной, судебной. С сужением пространства для служебных злоупотреблений и коррупции, когда ценятся профессионализм и моральные качества претендента на высокую должность. Тогда меньше работы будут иметь люстрационные комитеты и общественные движения с неопределенными полномочиями, но большими амбициями. А общество не будет чувствовать себя обманутым, как это неоднократно случалось в новейшей истории Украины.