UA / RU
Поддержать ZN.ua

К словам доверья больше нет…

Соперничество президента Петра Порошенко и премьера Арсения Яценюка приобретает все более явственные очертания. Их борьба за внимание украинского избирателя и западных партнеров Украины вызывает ощущение дежа вю, а у европейцев и американцев - недоумение и разочарование.

Автор: Николай Мороз

Соперничество президента Петра Порошенко и премьера Арсения Яценюка приобретает все более явственные очертания. Их борьба за внимание украинского избирателя и западных партнеров Украины вызывает ощущение дежа вю, а у европейцев и американцев - недоумение и разочарование. В свое время в ущерб национальным интересам соревновались между собой Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко, стремясь перехватить внимание масс-медиа и избирателя и "забанить" своего политического оппонента в информационном пространстве. В этих гонках было упущено не только драгоценное время, столь необходимое для проведения глубоких реформ, но и исторический шанс сойти с российской орбиты.

Повод для очередного разочарования П.Порошенко и А.Яценюк дали на минувшей неделе. Премьер, будучи в Брюсселе, принял участие в первом заседании Совета ассоциации Украина-ЕС, а украинский президент планировал спустя пару дней после главы правительства отправиться в Брюссель для участия в саммите Европейской народной партии и заседании Совета ЕС.

Но присутствие А.Яценюка было запланировано много недель назад. А вот появившаяся недели две назад новость о готовящейся поездке в бельгийскую столицу П.Порошенко стала неожиданностью. И если возможное присутствие президента на саммите ЕНП еще как-то можно было объяснить, то его настойчивое желание поучаствовать в заседании Совета ЕС выглядело более чем странно: в этом саммите, который проходит в закрытом формате, принимают участие только главы государств и правительств стран Евросоюза. 30 августа Порошенко уже участвовал в заседании Совета ЕС, но тогда это было редчайшим исключением из правил, призванным продемонстрировать Киеву не только поддержку со стороны Брюсселя в условиях российско-украинской войны, но также и единство ЕС в ситуации вокруг Украины.

Конечно же, можно понять желание Порошенко в очередной раз "засветиться" в компании лидеров стран-членов Евросоюза. С одной стороны, это создало бы политику прекрасный информационный повод для появления на телеэкранах: его присутствие на саммите Совета ЕС было бы для медиа событием не менее значимым, нежели участие премьера в первом заседании Совета ассоциации.

С другой стороны, украинский президент в мог бы лично обсудить украинские проблемы с главами государств и правительств, что привлекло бы уже слегка ослабевшее внимание к ситуации, сложившейся вокруг Украины.

Не получилось. Противником участия П.Порошенко в заседании Совета ЕС, в частности, как утверждают, выступил новый президент Европейского Совета Дональд Туск, посчитавший, что визит украинского президента будет не ко времени.

Но лично для П.Порошенко, может, оно и к лучшему, что не поехал в Брюссель. Поскольку и он бы услышал в свой адрес столь же жесткие слова, как и те, которые были высказаны А.Яценюку во время и после заседания Совета ассоциации Украина-ЕС: сначала реформы, а уж потом - финансовая помощь Европы.

Начиная с лета, риторика Запада стала меняться. Сегодня уже не услышишь слова "мы восхищены" и "мы потрясены", постоянно звучавшие во время Евромайдана из уст европейских и американских политиков в адрес сотен тысяч украинцев, на протяжении трех зимних месяцев отстаивавших на улицах Киева свои права и свободы. Эйфория прошла. Конечно, Украина - форпост борьбы за ценности, которые декларируют ЕС и США. Но Старому и Новому Свету надоели красивые слова украинских чиновников, обещающих провести реформы в условиях гибридной войны, но до сих пор ничего не предпринимающих. И кто поверит премьеру страны, занимающей, согласно результатам нового Индекса восприятия коррупции, 142 место из 175-ти, что правительству удалось искоренить коррупцию на макроуровне?

Падение доверия к украинскому правительству, разочарование официальным Киевом - тревожный симптом. В краткосрочной перспективе этот фактор влияет на скорость и объемы предоставления финансовых ресурсов. Собственно говоря, мы это видим уже сейчас: например, в Киеве ожидали, что в декабре МВФ выделит сдвоенный транш в размере 2,7–2,8 млрд долл. Сейчас эти деньги под вопросом. В лучшем случае очередной транш будет предоставлен в январе-феврале. Да и в итоговом решении заседания Совета ЕС подчеркивается, что деньги Евросоюзом будут выделяться лишь при выполнении Киевом требований МВФ.

В долгосрочной перспективе проведение косметических, а не структурных реформ будет иметь разрушительные последствия для украинского государства. Сегодня в Европе идет обсуждение украинского вопроса. И европейские политики его ставят так: можно ли считать Украину частью западного мира? Для того чтобы наша страна была интегрирована в европейские и евроатлантические структуры, необходимы структурные реформы. Если их не будет, то Украина выталкивается в серую, буферную, зону.

Ответ на свой вопрос европейские и американские политики получат уже в обозримом будущем.

Пока же в европейских столицах прозревают и приходят к выводу, что А.Яценюк - не политик-реформатор. И изменить это мнение уже сложно одними лишь обещаниями подготовить национальную стратегию реформ к донорской конференции по Украине.

Что ж, украинским политикам пора научиться отвечать за свои слова. И не только перед партнерами из Европейского Союза и Соединенных Штатов. Прежде всего, перед украинцами.

А.Яценюк во время ратификации украинским парламентом Соглашения об ассоциации с ЕС говорил о том, что имплементация ратифицированного документа должна быть завершена за два года - до 2017-го. П.Порошенко, в свою очередь, пообещал на днях в интервью Gazeta Wyborcza, что до 2020 г. Украина станет государством, свободным от коррупции, и будет соответствовать стандартам Европейского Союза. Ранее, в сентябре, он спрогнозировал, что в 2020 г. Украина сможет даже подать заявку на вступление в ЕС. А минувшей весной, будучи кандидатом в президенты, Петр Алексеевич уверенно заявлял, что безвизовый режим со странами Евросоюза Украина получит уже к концу текущего года…

Премьер и президент взяли уже столько обязательств, что пора что-то и сделать. Ведь и 2017-й, и 2020-й уже не за горами.

…Мало кто помнит, но в январе 2005-го Виктор Ющенко обещал осуществить необходимые стране реформы и начать переговоры о вступлении Украины в ЕС уже в 2007 г. Да, нужно ставить цели, фиксировать сроки. Но украинское общество за последний год стало значительно более взыскательным, чем было десять лет назад. И политики, в конце концов, должны начать отвечать за данные украинскому народу обещания. Иначе они повторят политическую судьбу если не Януковича, то Ющенко точно.