UA / RU
Поддержать ZN.ua

Голосеевский котел

Ранее одна из самых тихих и спокойных киевских улиц - Полковника Потехина - стала "горячей точкой" столицы. Сюда регулярно приезжают телевидение, полиция и оперативно-следственные группы. Здесь, спустя два года после Революции достоинства, вновь востребованные кем-то титушки запугивают и оскорбляют людей, отстаивающих свои права, а хорошо организованные молодые люди в берцах и одинаковой черной униформе с закрытыми лицами на глазах у правоохранителей пытаются разгонять мирные акции местных жителей. Это не обычная "проблемная стройка" столицы. У нее весьма специфический заказчик - Служба безопасности Украины. И очень уязвимый и беззащитный сосед - Голосеевский лес.

Автор: Татьяна Силина

Стопками сложенные автомобильные шины, остатки новогодних елок, палатки, запах дыма горящих дров и греющиеся возле железной бочки люди с решительными лицами - это не воспоминания о зиме 2014-го, это зима 2016-го. На заборе плакаты: "Защита Голосеево - наш третий Майдан" и "Грабли прочь от Голосеевского леса!".

Ранее одна из самых тихих и спокойных киевских улиц - Полковника Потехина - стала "горячей точкой" столицы. Сюда регулярно приезжают телевидение, полиция и оперативно-следственные группы. Здесь, спустя два года после Революции достоинства, вновь востребованные кем-то титушки запугивают и оскорбляют людей, отстаивающих свои права, а хорошо организованные молодые люди в берцах и одинаковой черной униформе с закрытыми лицами на глазах у правоохранителей пытаются разгонять мирные акции местных жителей.

Пенсионеры и молодые мамы с колясками, преподаватели и предприниматели, студенты и участники АТО круглосуточно мерзнут на февральском ветру, чтобы не допустить строительства огромного каменного монстра - жилого комплекса Bergen.

Это не обычная "проблемная стройка" столицы. У нее весьма специфический заказчик - Служба безопасности Украины. И очень уязвимый и беззащитный сосед - Голосеевский лес.

ЗАКАЗЧИК.
СБУ в законе

Для начала немного истории - о том, как СБУ, призванная блюсти в т.ч. и экономическую, и экологическую безопасность страны, отдала государственные земли обороны под грандиозную коммерческую застройку, угрожающую непоправимыми последствиями объекту Природно-заповедного фонда Украины - Национальному природному парку "Голосеевский".

С советских времен местные жители мирно соседствовали с киевской войсковой частью Е6642 на ул. Полковника Потехина, 9, выполнявшей функции "глушилки вражеских голосов". Большая часть помещений и оборудования в/ч находилась под землей, а на поверхности зеленели трава и деревья. Старожилы рассказывают, что последний начальник части любовно выращивал женьшень на грядке и трогательно оберегал семейство колонков, расположившееся в норе прямо возле КПП. После развала Союза, когда необходимость в "глушилке" отпала, и в начале 90-х зашла речь о более общественно полезном применении этой земли, начальник эсбэушной части подписал согласие на передачу данного участка земли Голосеевскому парку.

Но, как часто у нас бывает, государственная бюрократическая трясина похоронила изначально благие намерения представителей СБУ. А за последующие годы территория воинской части (по сей день обнесенная мрачным бетонным забором с колючей проволокой и закрытая для обычных граждан) не только превратилась в чудесную березовую рощу, но и разожгла аппетиты у желающих выгодно реализовать лакомый кусочек земли в прекрасном месте столицы.

После принятия Киеврадой 18.03.2004 г. решения "Об оформлении права пользования земельными участками" СБУ получила 31.01. 2005 г. государственный акт на право постоянного пользования земельным участком площадью 4,6114 га на ул. Полковника Потехина, 9 в Голосеевском районе г. Киева. Особо обратим ваше внимание, что в данном документе указано: целевое назначение (использование) участка - "обслуживание и эксплуатация зданий и сооружений войсковой части Е6642".

Активные действия вокруг этого земельного участка начались только с приходом к власти команды Януковича. Решением Киеврады от 01.11.2012 г. за подписью его тогдашнего секретаря Г.Гереги было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу данного земельного участка Службе безопасности Украины для строительства жилых домов.

Попутно отметим, что, согласно письму замдиректора департамента земельных ресурсов КГГА Ю.Мосийчука от 11.12.2015 г., упомянутое решение Киеврады "не является разрешительным документом на проведение строительных работ"; на сегодня КГГА "распоряжение об изменении целевого назначения земельного участка не выдавала"; а проект землеустройства "для подготовки соответствующего проекта решения Киеврады" в профильный департамент "не поступал".

Потому что его не существует. Как признал 22 декабря 2015 г. во время совещания в КГГА по поводу ситуации, сложившейся вокруг строительства на Потехина, 9, замначальника департамента хозяйственного обеспечения СБУ В.Засуцкий, "Службой безопасности проект землеотвода не делался". Почему? Представитель СБУ поясняет это тем, что своим распоряжением №822-р от 2.10.2013 г. Кабинет министров утвердил перечень участков, принадлежащих землям обороны, на которых планируется строительство жилья для военнослужащих Службы безопасности и членов их семей, и один из этих участков - на Потехина, 9. Кроме того, как многократно подчеркивали представители СБУ, добавленная в Закон об использовании земель обороны ч. 2 позволяет строить жилье для военнослужащих на землях обороны без изменения их целевого назначения.

Но, похоже, СБУ слишком вольно трактует эти законодательные акты и, поэтому стоит остановиться на них подробнее.

Ч. 2 ст. 4 Закона об использовании земель обороны действительно гласит, что "Земли обороны могут использоваться для строительства объектов социально-культурного назначения, жилья для военнослужащих и членов их семей, а также социального и доступного жилья без изменения их целевого назначения".

Но что имел в виду законодатель? Юристы, имевшие отношение к разработке данного акта, утверждают: закон предполагает, что на землях обороны может быть построено жилье лишь для военнослужащих, т.е. все 100% квартир должны предназначаться военным и членам их семей, других категорий граждан законодатель не указал. Поэтому строительство коммерческого жилья не для военнослужащих на землях обороны - это нарушение как Закона об использовании земель обороны, так и ст. 77 Земельного кодекса Украины.

С таким мнением согласен и известный юрист, кандидат юридических наук Станислав Батрин, к которому мы обратились за комментарием: "Земли обороны могут быть использованы исключительно с целью обеспечения деятельности четко определенного круга субъектов, однако не в предпринимательских целях субъектов частного права. Так, согласно ст. 1 Закона Украины "Об использовании земель обороны", землями обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, учреждений, военных учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных сил Украины, других военных формирований, созданных в соответствии с законами Украины".

Комментируя ч. 2 ст. 4 Закона, С.Батрин подчеркивает, что в ней речь идет о случаях строительства именно для целей, определенных ст. 1 Закона Украины "Об использовании земель обороны": "Это, в частности, и случаи, когда есть необходимость в обеспечении жильем военнослужащих, но не каких-либо третьих лиц. Собственно, и ст. 4 данного нормативного акта регулирует правоотношения относительно использования земель обороны в хозяйственных целях. Но, повторю, хозяйственных целей исключительно воинских частей, учреждений, военных учебных заведений, предприятий и организаций ВСУ и других военных формирований".

От себя добавим, что в распоряжении КМУ №822, на которое так любят ссылаться представители СБУ, указан перечень участков, принадлежащих землям обороны, и четко записано, что на них планируется "строительство жилья для военнослужащих Службы безопасности и членов их семей". Точка. Другие категории граждан, для которых на указанных участках земель обороны может быть построено жилье, в распоряжении КМУ не указаны.

Г-н Засуцкий пафосно заявляет, что "земли обороны - это наше святое". Спикер СБУ Е.Гитлянская еще в июле 2015-го в комментарии "Новому региону" доказывала: "Мы строим не коммерческое, а социальное жилье для тех, кто на Востоке Украины за всех нас проливает кровь и даже отдал свои жизни". Но при этом СБУ достаточно невнятно поясняет, почему на землях обороны (кроме возведения квартир для военнослужащих) разворачивается еще и грандиозное строительство коммерческого жилья, а также торгового центра: из запланированных 3269 квартир для СБУ предназначены лишь 327 (т.е. всего 10%). Остальные 90% квартир уже активно распродаются частной компанией "Фундамент", расположившей свой офис продаж на территории воинской части СБУ, а билборды с рекламой жилого комплекса Bergen развешаны по всему Киеву.

Пытаясь как-то оправдать коммерческую застройку на землях обороны, представители СБУ напоминают, что в Законе об использовании земель обороны также говорится о социальном и доступном жилье, и указывают на низкие цены на квартиры в строящемся комплексе. Но это подмена понятий. Законодательство Украины четко определяет, что является социальным и доступным жильем. В Законе о жилом фонде социального назначения сказано: "социальное жилье - жилье всех форм собственности (кроме социальных общежитий) из жилого фонда социального назначения, которое безоплатно предоставляется гражданам Украины, нуждающимся в социальной защите, на основании договора найма на определенный срок". Это, согласитесь, не наш случай.

Доступное же жилье - это жилье, которое приобретается в рамках т.н. программы "70x30" - Государственной целевой социально-экономической программы строительства (приобретения) доступного жилья на 2010-2017 гг., утвержденной постановлением КМУ от 11.11.
2009 г., №1249. В рамках этой программы граждане, имеющие право на господдержку (определяются согласно постановлению КМУ от 11.02.2009 г., №140 "Об утверждении Порядка обеспечения граждан доступным жильем"), оплачивают лишь 70% стоимости приобретаемого жилья, остальные 30% вносятся государством из бюджетных средств. Так что это тоже не наш случай (тем более что в бюджете ни в прошлом, ни в нынешнем году средства на данную программу не выделяются).

Что же касается многократных упоминаний Е.Гитлянской и В.Засуцким воинов АТО, для которых якобы и начато строительство жилья на Потехина, 9, то их слова звучат, как минимум, цинично, ведь строительство огромного комплекса задумывалось и проектировалось задолго до начала боевых действий на Востоке страны (Градостроительные условия и ограничения были выданы Службе безопасности еще в 2012 г.). А тема АТО, похоже, возникла как удобное прикрытие лишь после того, как местные жители стали протестовать против строительства панельного монстра на границе с Голосеевским лесом.

Никто не спорит, сотрудники СБУ, воевавшие в АТО и нуждающиеся в жилье, должны его получить. Но СБУ уже достраивает за бюджетные средства большой комплекс на ул. Трутенко в том же Голосеевском районе, где все квартиры (ориентировочно 1350) предназначены для сотрудников СБУ. Все равно мало? Можно построить еще два дома - на необходимые 327 квартир. Нет денег? Без участия частного инвестора не обойтись? Но в мае прошлого года премьер Яценюк подписал постановление правительства о выделении 1 млрд грн из бюджета на закупку жилья для участников АТО и членов семей погибших во время антитеррористической операции. Эти средства предназначены для использования не только Министерством обороны, но и МВД, и СБУ. А в т.г. в бюджете СБУ отдельной строкой заложены 120 млн грн на строительство жилья для военнослужащих. Если в последующие годы будет выделяться не меньше, то за четыре года (срок строительства комплекса Bergen, в котором СБУ планирует получить квартиры для своих участников АТО), - это почти 0,5 млрд грн. Неужели не хватит, чтобы построить 327 квартир?

Но с инвестором, наверное, строить интереснее… Вот только вопрос - кому?

ЗАСТРОЙЩИКИ.
Деньги уйдут в офшоры?

Янукович, Азаров и Якименко уже давно далеко, однако начатое ими дело застройки земель обороны в стенах СБУ живет. Занятно, но активное продвижение проекта строительства на территории войсковой части Е6642 началось именно при новой власти. Правда, курируют его старые кадры.

Начальник департамента хозяйственного обеспечения СБУ полковник Владимир Киптенко был назначен на эту должность указом президента Януковича в 2013 г. В Интернете вы не найдете много информации об этом человеке. Вот разве что в обнародованном Г.Москалем после бегства Януковича и Якименко плане разгона Майдана В.Киптенко указан как ответственный за "основной и запасной пункты дислокации сил и средств" операции, обеспечение "скрытого перемещения в указанные пункты" и освещение места проведения операции. Помните те огромные прожектора, что слепили протестующих? После Революции достоинства Киптенко сохранил свой пост. На сайте СБУ вывешено его заявление с просьбой пройти процедуру очищения власти - люстрацию. Видимо, прошел. Остался на своем месте и его заместитель - работающий в хоздепартаменте СБУ с незапамятных времен полковник В.Засуцкий.

Зимой 2014 г, в разгар революции, СБУ объявила конкурс на строительство жилья на земельном участке на Потехина, 9. Победителем, как было указано на официальном сайте СБУ, в феврале стало ООО "Аркада-будівництво", предложившее Службе безопасности 332 квартиры общей площадью 20001 кв м.

Но летом 2014-го СБУ почему-то объявила повторный конкурс (одобренный уже В.Наливайченко) и определила нового победителя - ООО "Домостроительная компания №7" (ДСК-7), предложившего СБУ 327 квартир общей площадью
17536,58 кв м (что очевидно меньше, нежели предлагало "Аркада-будівництво").

Мы услышали различные версии причин проведения повторного конкурса. Г-н Засуцкий на совещании в КГГА 22 декабря 2015 г. пояснил, что конкурс проводился во время Революции достоинства, и в связи с этим с инвестором не был подписан договор в течение 30 дней, как того требует постановление КМУ от 6.07.2011 г., №715 "Некоторые вопросы строительства жилья для военнослужащих и членов их семей на земельных участках, принадлежащих землям обороны" (принятое правительством Азарова, которое, по мнению, некоторых юристов, явно превысило свои определенные Конституцией и законами Украины полномочия, принимая данный акт).

В офисе ООО "Аркада-будівництво" нам озвучили несколько иную версию событий двухлетней давности. По свидетельству юридической службы компании, "деятельность в системе финансово-кредитных механизмов требует от застройщика наличия прав на частичное выполнение функций заказчика строительства, что, в свою очередь, возможно лишь при условии заключения соответствующего договора с землепользователем, в данном случае - с СБУ. Поскольку между СБУ, как землепользователем, и ООО "Аркада-будівництво", как застройщиком, не была достигнута договоренность по всем существенным условиям договора о частичной передаче функций заказчика, ООО "Аркада-будівництво" было вынуждено отказаться от дальнейших правоотношений с указанной организацией". По словам директора ООО "Аркада-будівництво" Владимира Бабия, возглавляемая им компания претензий к организатору конкурса - СБУ - не имеет.

Тем не менее, весьма любопытно, что, по свидетельству В.Засуцкого, 15 марта 2015 г. победителю второго конкурса - "ДСК-7" СБУ была "выдана доверенность на выполнение функций заказчика". "Мы передали права заказчика в полном объеме, за исключением земельного участка", - заявил замглавы хоздепартамента СБУ. Почему же, интересно, этого не было сделано с ООО "Аркада-будівництво", просившим передать ему лишь часть функций заказчика?

Дальше - интереснее. Реагируя на телесюжет программы "Схемы", посвященный скандальной стройке на ул. Потехина, спикер СБУ Гитлянская на своей странице в Фейсбуке 1 февраля сообщила очередную версию причин второго тендера: "Проведение повторного конкурса по отбору застройщика обусловлено возвращением СБУ секретариатом КМУ ранее отосланных материалов о результатах конкурса без их рассмотрения. Это произошло из-за смены руководства Службы. Поэтому предыдущий конкурс является не состоявшимся, и договор по его результатам не заключался".

Примерно об этом говорится и в протоколе №3 от 15 июля 2014 г. заседания конкурсной комиссии Центрального управления СБУ, копией которого располагает редакция. Согласно документу, В.Киптенко напомнил членам конкурсной комиссии, что "заключение договора с ООО "Аркада-будівництво" не было осуществлено в связи с несогласованием Кабинетом министров Украины в установленные сроки проекта договора".

Но, как оказалось, родившийся в результате второго конкурса договор между СБУ и "ДСК-7" тоже не был "освящен" Кабинетом министров, как того требует п. 2 столь любимого Службой безопасности распоряжения КМУ №822!

В ответ на информационный запрос одного из жителей ул. Потехина, департамент информации и коммуникаций с общественностью Секретариата КМУ подтвердил, что СБУ 05.09.2014 г. прислала в Кабмин проект вышеупомянутого договора с просьбой поручить соответствующему органу исполнительной власти согласовать его в десятидневный срок. Однако в связи с тем, что "решением правительства Минюсту поручено проработать вопрос относительно пересмотра полномочий правительства и центральных органов исполнительной власти с целью лишения Кабинета министров неприсущих функций", "согласование проекта договора, о котором шла речь в информационном запросе, Кабинетом министров не осуществлялось, а сам проект возвращен Службе безопасности Украины".

Возникает логичный вопрос: если первый конкурс считается не состоявшимся потому, что его материалы были возвращены СБУ без рассмотрения правительством, то почему же сотрудником Службы безопасности В.Засуцким 23 сентября 2014 г. в нарушение действующего по сей день п. 2 распоряжения КМУ №822 был подписан договор с "ДСК-7", также не прошедший согласования в Кабмине? Ведь если быть последовательным и логичным, то надо было проводить третий конкурс.

Почему нельзя было сделать все по закону и дождаться принятия ныне готовящегося нового акта правительства, регулирующего механизм организации строительства жилья для военнослужащих и членов их семей без привлечения средств госбюджета и определяющего центральный орган исполнительной власти, на который будет возложено согласование проектов договоров о строительстве этого жилья? К чему такая спешка?

Но еще больше вопросов возникает, если вникнуть, с кем же Служба безопасности подписала договор, и кто ведет строительство на территории воинской части СБУ.

Удивительно, но конкурс на грандиозное строительство целого квартала из восьми 27-этажных домов (13 секций) по заказу спецслужбы выиграла компания, о которой никто из опрошенных нами авторитетных представителей строительной отрасли ничего не слышал, и чей уставной фонд составляет всего
50 тыс. грн. (меньше 2 тыс. долл.)! Кроме того, по информации, полученной из фискальных органов, по состоянию на 25.01.2016 г. плательщик налогов ООО "ДСК-7" "имеет налоговый долг и согласно пункту 88.2 ст. 88 Налогового кодекса Украины у налоговых органов государственной службы возникло право налогового залога на имущество такого плательщика".

Согласно данным открытого Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (ЕГР), учредителями "ДСК-7" являются гражданин Белик Роман Александрович (Переяслав-Хмельницкий район, село Стовпяги), внесший в уставной фонд 90% всей суммы (45 тыс. грн) и являющийся конечным бенефициаром, а также ООО "Компания по управлению активами "Украинское инвестиционное общество", дотачавшее уставной фонд еще 5 тыс. грн. Дозвонившись голове Стовпягинской сельрады, чтобы больше узнать о тамошнем выдающемся застройщике Р.Белике, мы выяснили, что данный гражданин постоянно в с. Стовпяги не проживает, несколько лет назад он купил там хату, которую использует как дачу, и приезжает в село всего несколько раз в году.

Еще более интересную информацию мы получили о генеральном подрядчике строительства комплекса Bergen - ООО "СК "Азур Груп". И хотя в договоре между СБУ и "ДСК-7" сказано, что выбор генерального и других подрядчиков возлагается на Сторону-2, т.е. "ДСК-7", спецслужбе, наверное, должно знать, кто ведет строительство на землях обороны ("это наше святое", вы же помните?).

Согласно данным ЕГР, учредителями "СК "Азур Груп" являются ООО "КЖБК" (код ЕГРПОУ 38077923), зарегистрированное в Киеве по тому же адресу, что и "Азур Груп" - ул. Днепровская набережная, 19а, и компания с ограниченной ответственностью "Амбер Рутения Лимитед", зарегистрированная в столице Кипра Никосии по адресу ул. Орфеос, 4В.

Увы, данных об ООО "КЖБК" в едином реестре не оказалось. Но когда мы ввели в систему код ЕГРПОУ этой компании, выяснилось, что под таким номером в реестре значится ООО "Фундамент-девелопмент", зарегистрированное по уже знакомому нам адресу -
ул. Днепровская набережная, 19а.

Кстати, когда жители Голосеево направили в СБУ запрос, на каких основаниях работники фирмы "Фундамент" не только находятся на территории в/ч Е6642, но также используют помещения этой воинской части, В.Киптенко письменно ответил, что "информация относительно ЧАО фирма "Фундамент" в департаменте хозяйственного обеспечения СБ Украины отсутствует". Поэтому предлагаем сотрудникам СБУ далее читать особенно внимательно.

Итак, единственным учредителем ООО "Фундамент-девелопмент" является компания "Кисеторн Лимитед", зарегистрированная на Кипре по тому же адресу, что и "Амбер Рутения Лимитед". Обе кипрские фирмы обслуживает одна и та же кипрская консалтинговая фирма Alpha IBC Ltd., чей юридический адрес совпадает с адресом этих компаний. И у "Амбер Рутения Лимитед", и у "Кисеторн Лимитед" размер уставного фонда - 1 тыс. евро.

Кто же является конечным бенефициарным собственником? Увы, определить это вряд ли удастся. По данным кипрского госреестра Департамента регистратора компаний, учредителем Amber Rutenia Limited является компания Meditor Finance Ltd., зарегистрированная на далеком карибском о. Невис из группы Малых Антильских Островов. Федерация Сент-Китс и Невис - это классический офшор, законодательно охраняющий конфиденциальность бенефициаров зарегистрированных там компаний. Рекламные объявления, которыми пестрит Интернет, сообщают, что прибыль и активы, полученные вне территории этого государства, не облагаются налогами и сборами, не подлежат валютному контролю; а легкое получение гражданства (двойного или полного) для всей семьи, включая несовершеннолетних детей и родителей пенсионного возраста, обеспечит безвизовый въезд более чем в 120 стран мира, включая государства ЕС, Канаду, Швейцарию и большинство стран Британского Содружества.

Учредитель Kicetorn Limited, второй кипрской фирмы с украинскими корнями - Vigor Investment Ltd - тоже находится в офшоре, на Маршалловых Островах, где открытие компании является "распространенным и востребованным вариантом оптимизации налогообложения"…

Не чуждые вопросам строительства люди утверждают, что застройщик уже выходит в прибыль, получая в свое распоряжение всего 30% сдаваемого им жилья; а 90%, как в случае с застройкой на Потехина, - это сверхприбыль. "Это невиданная и наглая сделка", - заявили нам в одной весьма компетентной структуре. В свое время "Наші гроші", проведя собственное расследование, связывали "Азур Груп" с бывшим директором "Киевгорстроя", многолетним главой департамента строительства КГГА и депутатом Киеврады М.Голицей и его партнером В.Пузийчуком. Однако эксперты, хорошо ориентирующиеся на отечественном строительном рынке, сомневаются, что сделка подобного масштаба по зубам даже Голице, и советуют искать "рыбу покрупнее", скорее всего, уже уплывшую от наших берегов. В народе же активно муссируются слухи о причастности к афере структур "Саши-стоматолога"…

То, что все "акулы" отечественного бизнеса стараются "оптимизировать" свои налоги, ни для кого в Украине не является секретом. Удивляет другое: в то время, когда руководство государства постоянно заявляет о необходимости борьбы с выводом денег из Украины в офшоры, Служба безопасности, по сути, помогает открывать шлюзы для выкачивания средств из выпрашивающей деньги у международных структур нищей страны, предоставляя возможность строить на государственных землях обороны коммерческое жилье компаниям, чья сверхприбыль от этой сделки, вероятнее всего, утечет на далекие острова. В чьи карманы? Неужели спецслужбе неизвестно? Так, может, Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ), Генпрокуратура и Госслужба финансового мониторинга помогут ей разобраться и заодно выяснят обстоятельства и нюансы заключения этой сделки?

От редакции. Просим считать эту статью официальным обращением в НАБУ о возбуждении уголовного производства на предмет установления признаков коррупции в деятельности упомянутых в публикации должностных лиц.

(О негативных последствиях стройки на Потехина, 9 для Национального природного парка "Голосеевский", для Голосеевского района и Киева читайте в следующем номере.)


Фото Наталии Клименко
и Лилии Завойской