UA / RU
Поддержать ZN.ua

Есть такая профессия: Родину зачищать

Совершенно очевидно, что назвать министра П. Лебедева знатоком военного строительства и военного дела было бы очень большим преувеличением. С учетом его коммерческого опыта он, пожалуй, лучше всего претендует на роль армейского интенданта, а не стратегического реформатора.

Автор: Дмитрий Менделеев

В начале текущего месяца, в обстановке повышенной секретности, на заседании правительства наконец-то был одобрен проект Государственной комплексной программы реформирования и развития Вооруженных сил Украины на период до 2017 г.

С момента окончания предыдущей программы армия уже два с половиной года жила сама по себе и будет жить дальше, пока проект программы, претерпевая изменения, продолжит путешествовать между СНБОУ и администрацией президента. Анализ недостатков этого опуса - дело неблагодарное, военные специалисты и эксперты найдут для себя там не много нового. А вот на некоторых аспектах личного вклада П.Лебедева в реформу армии следует остановиться поподробнее.

Два предыдущих назначенца В.Януковича - бывший советник президента М.Ежель, да и ныне здравствующий советник Д.Саламатин - так и не смогли родить хоть какую-то программу своей деятельности, поскольку были серьезно увлечены одной задачей - установлением контроля над ресурсными и финансовыми потоками в вооруженных силах. Какая же роль в реализации реформы вооруженных сил отведена президентом П.Лебедеву, сейчас сложно сказать. Совершенно очевидно, что назвать министра Лебедева знатоком военного строительства и военного дела было бы очень большим преувеличением. С учетом его коммерческого опыта он, пожалуй, лучше всего претендует на роль армейского интенданта, а не стратегического реформатора. В чем, по своему, преемственнически последователен.

Министр Ю.Ехануров настолько был занят раздачей военной земли и недвижимости, что не успел даже и глазом моргнуть, как расстался с министерским постом. В коридорах Минобороны и Генштаба многие, в ожидании нового назначения, говорили вовсе не шепотом фразу из анекдота - "хуже быть не может". Как же они ошибались! Когда на горизонте появился М.Ежель, оказалось, может.

Поначалу, учитывая фатум предшественника, Ежель осторожничал, но не выдержал соблазна, не прошел мимо каждой солдатской пайки, из стоимости которой почти 7 грн "уплывали" в карманы ушлых коммерсантов. В строительстве жилья схемы "освоения" бюджетных средств также были банальны и просты. Даже Генпрокуратура знала о том, что при Михаиле Брониславовиче жилье для военных сдавалось без крыш, дверей и целых этажей.

А вот стратегии переброса бюджетных рек Д.Саламатиным, П.Лебедев может пока только завидовать. О бурных финансовых потоках, вытекающих из Минобороны и сферы ВТС, спецслужбы знали не понаслышке, но, как говорят сведущие сотрудники СБУ, как всегда чуть-чуть не хватило до … посадки. Вряд ли эти материалы когда-либо станут достоянием гласности. Очевидно Марс разрешает выносить сумки с деньгами, а выносить сор из избы не позволит никому!

Лебедев все же не настолько голоден, чтобы начать бросаться на все плохо лежащее. Во-первых, как-никак коммерсант и уже состоявшийся миллионер. Во-вторых, опыт предыдущих товарищей для него является показательным. Вполне возможно, что и о материалах по Саламатину и его соратникам, собранных спецслужбами, ему известно. А, кроме того, затянувшиеся раздумья власти, оставить ли Лебедева министром обороны ради обеспечения захода в парламент по его избирательному округу миллиардера Вадима Новинского, сорвали возможность активно развернуться в первые 100 дней пребывания Павла Валентиновича в Минобороны.

Напомню также, что Лебедеву досталась армия без специального фонда государственного бюджета, наполнявшегося поступлениями от реализации излишнего военного имущества, поступлений бюджетных учреждений, аренды временно неиспользуемого военного недвижимого имущества. Ранее распоряжаться этими средствами мог лично министр.

"А це ще на огірки?.."

В ходе упомянутого заседания Кабмина больше всего нареканий было на озвученные министром суммы, которые необходимо дополнительно выделить из госбюджета на реформы. К запланированным до 2017 г. на содержание армии 100 млрд грн П.Лебедев запросил еще 31 млрд. И как заявил военный чиновник, эти дополнительные миллиарды он заработает в ходе реализации излишков военного имущества. На торги будет выставлено почти 56 тыс. га земель обороны и более 30 тыс. единиц военной техники. В то же время Лебедев умолчал, что в первом квартале текущего года в бюджет поступило лишь 50 млн грн от реализации военного имущества, и при таких темпах наполнения общего фонда бюджета Павел Валентинович сможет получить необходимый ему финансовый ресурс через 157 лет.

Реалистичность планов Лебедева подверг сомнению Н.Азаров, предложив для контроля наполнения бюджета создать межведомственную группу во главе с С.Арбузовым, которого, как заявил премьер-министр, П.Лебедев убедил в своих возможностях организовать грандиозную, и, главное, дережаводоходную распродажу военного имущества.

Не секрет, что из запланированных до 2017 г. 100 млрд грн госбюджета почти 90% пойдут на выплату денежного довольствия военным. Все остальное должно быть потрачено на подготовку армии, закупку и ремонт вооружений. По предложению министра в 2017 г. бюджет Минобороны, по сравнению с текущим годом, должен увеличиться почти в два раза и достичь 31,5 млрд грн. Вопрос: способно ли государство изыскать подобные средства в скудном государственном бюджете? Финансисты страны продолжают стоять на своем и уже сообщили П.Лебедеву, что рассчитывать он может лишь на утвержденные правительством ранее прогнозные показатели ассигнований на потребности обороны до 2023 г. Это означает, что финансирование подготовки армии, модернизации и закупки вооружений будет осуществляться, как и в былые годы, по остаточному принципу.

Конечно же, последнее слово в этом вопросе - за президентом, который может согласиться с доводами Минфина по поводу отсутствия возможностей бюджета выделить такие огромные ассигнования на реформу армии. Тогда команда Лебедева вряд ли сможет рассчитывать на 31-миллиардный бюджетный доппаек.

В то же время, практически никто из членов правительства не обратил внимания на то, что министр предполагает сократить армию более чем на 60 тыс. человек: около 36 тыс. военнослужащих и 24 тыс. служащих. При этом половина этого количества будет уволена в первый год реформы.

И опять же, никто из членов правительства не спросил Лебедева: "А как будет решаться вопрос с обеспечением увольняемых офицеров жильем? Как и где их трудоустроить? В какую сумму обойдутся государству пособия по увольнению?".

По всей вероятности, вопрос о потерях личного состава для наших армейских реформаторов не стоит, поскольку нашел свое отражение в проекте программы реформирования и развития вооруженных сил.

Некоторую часть бюджетных средств, по планам Минобороны, предполагается направить на расходы, связанные с помощью военнослужащим, которые станут инвалидами или погибнут во время проведения реформы. Число таких военных, по мнению Минобороны, составит 2500 чел., то есть по 500 чел. на каждый год реформирования армии! Неумолимая штука - эта статистика!

Кроме того, армейские чиновники предполагают, что им нужно будет ежегодно в течение пяти лет отправлять в декрет почти по тысяче женщин-военнослужащих. Ну а если план по этому пункту военной реформы не будет выполнен, что тогда? Бросить на выполнение этой задачи спецназ?

На фоне фанфар Минобороны по поводу того, что осенний призыв этого года станет последним, Павел Валентинович в проекте программы указывает, что условия для этого будут создаваться только лишь в 2013 и 2014 гг. Сегодня этих условий нет. Нет ни соответствующей инфраструктуры - фонда служебного жилья, ни соответствующего денежного содержания, ни интересной боевой подготовки.

Благотворительность
как форма отката?

Как заявил на минувшей неделе в СМИ директор финансового департамента Минобороны И.Марко, в некий благотворительный фонд при министерстве уже поступило 26 млн грн на приобретение жилья для военнослужащих. Это неплохо, ибо эта сумма вполне может конкурировать с бюджетным финансированием покупки жилья для армии.

Коммерсанты, страждущие и жаждущие попасть на рынок Минобороны, впервые за период своей работы с военным ведомством столкнулись с весьма интересной забавой - существованием вышеупомянутого благотворительного фонда. По сведениям из Минобороны, П.Лебедев в бытность своей работы коммерсантом имел отличный опыт по созданию подобного рода фондов. Поэтому и перенес свой коммерческий опыт на плодородную ниву минобороновского бюджета.

Для того, чтобы разыскать хоть какую-то информацию об этом фонде, пришлось немало попотеть. Никаких сведений на официальном сайте военного ведомства обнаружить не удалось. В самом министерстве об этом фонде вслух не говорят.

Так кто же все-таки эти благодетели, перечисляющие деньги в фонд? Как и откуда они узнают, на какие счета необходимо направить благотворительную помощь армии? Может быть, это фонды Ахметова или Пинчука, фонды собаководов или завидных невест? Если это так, то заранее прошу прощения у Павла Валентиновича!

А если предположить, что мы имеем дело с добровольно-принудительным характером участия предприятий в перечислении средств на благотворительность министра обороны, открывающей им возможность поучаствовать в тендерных закупках? Это лихо переводит всю конструкцию в плоскость уголовного права. Судя по всему, в правовом департаменте Минобороны некому подсказать министру, что существует Закон "Об основах предотвращения и противодействия коррупции". Дело - за малым. Теперь правоохранителям нужно провести сравнительный анализ благотворителей и поставщиков имущества и услуг для Минобороны. Есть ли среди них те, кто хоть как-то замечен в сношениях с Минобороны?

Для упрощения этой задачи публикую номера счетов в Госказначействе для перечисления благотворительной помощи (по тексту справки, полученной от одной из коммерческих структур в Минобороны):

"Для строительства (приобретения) жилья для военнослужащих ВСУ -

31 252 277 220 021;

Для обеспечения деятельности ВС Украины и подготовки войск (закупки вещевого имущества, горюче-смазочных материалов, продовольствия, услуг, в том числе по ремонту техники) -

31 251 277 220 390;

Для медицинского лечения, реабилитации, санаторного обеспечения личного состава ВСУ -

31 259 277 220 565".

Больше всего порадовало указание, что благотворитель, передавая Минобороны ценности в материальной форме, должен отразить это в учете Госказначейства. И ничего, что ст. 17 Закона "Об основах предотвращения и противодействия коррупции" такую помощь прямо запрещает.

При моделировании ситуации, возникают вопросы; а если предприятие честно (?) выиграло тендер и отказалось участвовать в благотворительности? Какой тогда сценарий развития событий выберет руководитель Минобороны? Будет угрожать? Признает тендер недействительным? Не заплатит за выполнение договорных обязательств? Или использует сразу все свои возможности?

Хорошо бы провести анализ и выяснить: какая часть средств, перечисленных Министерством обороны коммерсантам, вернется на благотворительные счета, придуманные Лебедевым? Неужели контрагенты Минобороны так эффективно работают на рынке питания солдат или в сфере государственных закупок или утилизации боеприпасов, что достигают такой прибыльности и такой экономии, позволяющей им перечислять средства в благотворительные фонды П.Лебедева?

Утилизация путем подрыва… безопасности

Самое яркое новшество изобрели горячие головы в Минобороны под благовидным предлогом "экономии" бюджетных средств, направляемых на утилизацию боеприпасов.

Военные "кулибины" придумали проводить утилизацию снарядов, мин и других боеприпасов методом подрыва на полигонах. Конечно же, сказать, что уничтожение и утилизация - близкие по смыслу операции, можно с большой натяжкой. В проекте постановления правительства военные чиновники указывают, что уничтожение боеприпасов путем подрыва или сжигания направлено на "безопасную и экологически чистую смену их свойств". Создается впечатление, что П.Лебедев открыл глаза общественности, экологам и мировому сообществу на такое важное открытие, родившееся с его приходом в Минобороны.

Печальный опыт такого рода "утилизации" боеприпасов у нас в стране есть. Правда, не на полигонах, а прямо в местах их хранения. Вспомним взрывы складов в Новобогдановке и Лозовой, где за несколько дней было уничтожено около 200 тыс. тонн снарядов, мин и ракет. Потери бюджета на ликвидацию последствий этих катастроф астрономические и исчисляются сотнями миллионов гривен, ущерб нанесен колоссальный, и не только экологии.

Ни для кого не секрет, что во время утилизации боеприпасов на территории Новомосковского полигона в Днепропетровской области в конце мая сдетонировал снаряд, вследствие чего двое военнослужащих оказались в больнице. Казалось бы, уголовное дело, возбужденное прокуратурой по этому факту, должно бы остановить министра Лебедева. Но в своем письме в Минфин он продолжает настаивать на том, что сэкономит немало бюджетных денег, подрывая на полигонах по всей стране ненужные вооруженным силам боеприпасы, кощунственно утверждая, что, даже подвергая опасности жизнь солдат, ему удастся обеспечить жильем 1,6 тыс. военнослужащих.

Вряд ли министра обороны может оправдать даже благое намерение направить сэкономленные таким образом средства на закупку жилья для военнослужащих.

Кстати, Российская Федерация, угробив несколько десятков военнослужащих и умудрившись пустить на ветер 6 млн т боеприпасов, планирует от подобной затеи отказаться.

Во всем мире давно уже ориентируются на вторую часть процесса утилизации - реализацию продуктов утилизации, позволяющую не только аккумулировать средства для проведения утилизации последующих партий боеприпасов, но и получать существенную прибыль. Естественно, что уничтожение боеприпасов методом подрыва не предполагает получения продуктов утилизации, а соответственно, поступлений в достаточно скудный оборонный бюджет. А вот другая сторона этой медали отнюдь не убыточная. При системе учета в армии, позволяющей топить в пожарных прудах пусковые установки к противотанковым ракетным комплексам, как это было в воинской части на территории Хмельницкой области, можно предположить, что и у снарядов "вырастут ноги". А если верить заявлениям Генеральной прокуратуры, то боеприпасы с украинских военных складов уже давно свободно "ходят" как по Украине, так и за рубеж. Есть у кого-то сомнения, что утилизация путем подрыва - прекрасная возможность скрыть масштабы воровства?

Лебединая верность традициям

Следует напомнить, что два предыдущих министра "обожглись" на решении земельных вопросов.

Павел Валентинович, вероятно, решил от них не отставать. Именно поэтому первые документы, поступившие в Кабмин после его назначения, касались вопросов отчуждения земель Минобороны. Первые позиции в списках земельных участков для строительства жилья военнослужащим, утвержденных на заседании правительства, заняли, разумеется, земли в Севастополе и в Киеве.

К безвозмездной передаче в коммунальную собственность готовится участок в центре Севастополя на 4-й Бастионной улице, где расположен стадион Военно-морских сил. Для этого по результатам рабочей поездки В.Януковича в Севастополь готовится даже отдельное президентское поручение. При пятитысячной очереди военнослужащих на получение жилья в Крыму компенсация Минобороны за этот участок могла бы уже на треть эту очередь сократить.

По такой же схеме в ближайшее время может уйти военный городок, занимаемый Академией военно-морских сил. Сколько может стоить эта земля? Думаю, что продажа только этих двух участков вполне позволила бы решить проблему с обеспечением жильем военнослужащих не только в Севастополе.

Пробивной силе П.Лебедева можно только подивиться, а настойчивости и упорству - позавидовать. Дело дошло до абсурда: министр предложил внести изменения в Земельный кодекс и наделить министерство такими же полномочиями в сфере управления земельными отношениями, как у Госземагентства и у Фонда госимущества.

Очень успешной была атака Лебедева на администрацию президента. Ему удалось даже отменить решение Комитета по реформированию и развитию армии, которым предписывалось лишить Минобороны функции распродажи имущества. Парадоксально, но факт! Комитету для этого даже не понадобилось собираться.

Энергичность министра и его чиновников в вопросе распродажи земли привлекла, как это ни странно, внимание Генеральной прокуратуры, быстренько направившей в военное ведомство запрос о правомерности внесения некоторых земель обороны в списки для организации строительства. Надо отдать должное прокуратуре, что она хоть так отреагировала на бурную деятельность Лебедева. Вероятно, такая же реакция будет и на списки земель обороны, которые министр собирается передать местным администрациям для последующей реализации.

Еще раз о тех, кто по уши залез в солдатские котелки

Однако есть проблема, в решении которой мы, возможно, можем отдать должное министру обороны. О том, как хлебали военные чиновники из солдатских котелков при Еханурове, Ежеле и Саламатине, я писал уже неоднократно. К сожалению, все правоохранительные органы делали вид, что они тройка. Но не судебно-расстрельная, а обезьянья: слепо-глухо-немая. И вот на днях удалось добыть очень интересный документ. Речь идет о письме президенту, в котором Лебедев описывает сложную ситуацию на рынке услуг по питанию солдат. Павел Валентинович с завидной точностью открывает глаза В.Януковичу на то, о чем я писал ранее в своих статьях. Министр прозрел: компании ООО "Оптукрпром-ВР", ООО "Медсобстар-ХК" и ООО "Продовольственная компания ЗС", аффилированные с неким гражданином О.Атаянцем, практически монополизировали оказание услуг по питанию солдат. Мало того, они срывают открытые торги на 2013 г. по этому виду закупок.

Дальше еще интереснее! Министр прямо заявляет о совершении этими структурами преступления. Оказывается, упомянутые компании, используя схемы искусственного завышения стоимости товарно-материальных ценностей, "вынули" из Минобороны и вывели через ряд фиктивных фирм в теневой сектор экономики почти 288 млн грн бюджетных средств!

Не прошло и трех месяцев, как на обращение Лебедева отреагировало Главное следственное управления Министерства внутренних дел.

Как сообщают следователи, Главным следственным управлением МВД с 26 февраля сего года ведется уголовное производство относительно нанесения Минобороны материального ущерба в особо крупных размерах путем нарушения тендерной процедуры закупки услуг питания.

После обращения Лебедева и завершения тендеров, новые договоры на обеспечение питанием были заключены с фирмами, носящими иные названия. Но изменились ли только названия или принципы и хозяева тоже? Это мы вскорости узнаем. В нашей стране ведь все тайное рано или поздно становится явным. Вот, правда, и безнаказанным - тоже…