UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эпидемия: каждый сам за себя. Негласный договор власти и граждан

Почему государство решило, что наличие коек и вакцины — это все, что нужно для борьбы с ковидом?

Автор: Виктор Гавура

Интернет ломится от публикаций диванных экспертов по COVID-19, но ни один из авторитетных украинских эпидемиологов до сих пор не высказался об эпидемии ковид-вирусной инфекции в Украине. С полной ответственностью берусь за эту задачу.

С 21 октября, согласно постановлению Кабинета министров №1236, в Украине начали действовать новые карантинные правила перевозки пассажиров, которые распространяются на регионы с желтым, оранжевым и красным уровнем эпидемической опасности. На дорогах между областями транспорт будет проверять полиция. Нарушителей высаживать из автобусов не будут, но составят протокол. За проезд без тестов или сертификатов грозит штраф от 17 до 34 тыс. грн.

Не приведя систему здравоохранения в полную боевую готовность, начинать с этого не следовало. О готовности системы наглядно свидетельствует скандал с кислородом, который еще не на пике заболеваемости придется закупать в Польше.

Новые правила существенно ограничивают права и свободу граждан. Но ни один из существующих лабораторных тестов не дает гарантии, что обследуемый не является носителем COVID-19. Ни одна из вакцин не предотвращает носительства ковид-вируса. И наконец, переболевший ковид-вирусной инфекцией долгое время может оставаться носителем вируса, представляя опасность для окружающих.

С какой же целью введено столько ограничений? Лоскутные карантины в условиях современной Украины — иллюзия контроля, пустая трата времени и средств. Люди найдут, как обойти все запреты и рогатки.

Прививочная компания в Украине провалена, как проваливается все, за что ни возьмется нынешняя власть. Из-за ее безответственности Украина стала потенциальным распространителем ковид-вирусной инфекции в Европе и является первым кандидатом на закрытие границ всеми соседними государствами.

По TV демонстрируют огромные очереди на вакцинацию против ковид в неприспособленных для этого местах, где в тесном контакте люди инфицируют друг друга, разнося инфекцию по домам. При этом не обеспечивается ни медицинская, ни организационно-правовая помощь. Гражданин, получивший инъекцию вакцины, отправляется восвояси. Если через несколько минут появится реакция на вакцину, родственникам объяснят, что он умер от страха перед вакцинацией.

Парламент обязан в срочном порядке принять Закон о компенсации в случае тяжелых реакций на введение вакцины и выплачивать компенсацию незамедлительно. Нельзя скрывать случаи возникновения реакций на введение вакцины, пусть и немногочисленные. Если о них сообщать, давая исчерпывающие комментарии, это повысит доверие людей к вакцинации. О том, что вакцинироваться необходимо, нет смысла и говорить, эта тема уже увязла в зубах.

В современных условиях применять средневековые карантинные ограничения, основанные на принципе «запрещать и не пускать» — по меньшей мере неразумно. Ведь не секрет, что завоз очередного нового возбудителя COVID-19 на территорию Украины ничем не ограничен, и расследование подобных случаев не ведется. Об этом свидетельствуют жизненные реалии.

Человек приехал из-за границы, зарегистрировался в приложении «Дій вдома», сдал тест и два дня ждал, пока отрицательный результат внесут в базу, и он сможет выходить из дому. Через два дня позвонил на горячую линию Минздрава, где ему сказали «спасибо за звонок», пообещали внести результат в базу, но так и не внесли. Через три дня (послушно не покидая квартиры), человек позвонил в полицию, которая вроде бы должна была отслеживать, как вернувшиеся из-за границы соблюдают режим изоляции. Там ему ответили, что никаким отслеживанием не занимаются…

Как говорится, комментарии излишни.

Произошел некий негласный порочный сговор между гражданами и властью. Граждане получили возможность выбора: вакцинироваться или нет (благо вакцина есть). Власть — якобы обеспечила все необходимое (вакцину и койки). Вроде как и не придерешься ни к гражданам (умрут безответственные невакцинированные), ни к власти (ну, все, что смогла, сделала). Куда при этом делась та же вне всякого сомнения действенная на первом этапе эпидемии система «Дій вдома», непонятно.

Считаю необходимым бросить весь соответствующий потенциал страны на ее совершенствование. Сама жизнь показывает, что это — эффективный метод борьбы с пандемией. Если это необходимо, привлечь специалистов из-за границы, осветить в СМИ, отметить отличившихся правительственными наградами. За подобными методами борьбы с инфекционными заболеваниями — будущее.

Появление более злокачественных вариантов ковид-вирусной инфекции и повышенная миграция населения обуславливают быстрые изменения эпидемической ситуации. В условиях урбанизации — сосредоточения политической, экономической и культурной жизни в крупных городах — необходимы современные подходы к прерыванию механизма передачи инфекции.

Противоэпидемическая служба Украины имеет опыт борьбы с эпидемиями и достаточный ресурс. Но на период пика заболеваемости необходимо в срочном порядке привлечь и старые кадры эпидемиологов. Предложить им вернуться с их «заслуженной» пенсии и платить достойную зарплату. Старые кадры не оставят в беде, на их опыт можно положиться.

В сентябре ZN.UA писало о пилотном проекте под эгидой ВОЗ буковинских эпидемиологов в отслеживании контактов с подтвержденным случаем COVID-19. Это был дружеский жест помощи черновицким эпидемиологам от главы Бюро ВОЗ в Украине Ярно Хабихта. В начале нынешнего года, во время своего визита в Черновцы, в кабинетах областного центра контроля и профилактики болезней он увидел кипы папок. Выяснилось, что это не просто бумаги, а бумажные носители важной информации, которую фиксируют эпидемиологи во время расследования каждого случая инфицирования на территории области. Ярно Хабихт был приятно удивлен таким тщательным ведением эпидемических историй.

«Кипы папок», куда никто никогда не заглянет, — привет из прошлого... Разумеется, мы благодарны Ярно Хабихту за дружескую помощь. Благодаря ему Черновицкий областной центр контроля и профилактики болезней получил и компьютеры, и 90 мобильных телефонов со специальными функциями для оперативной работы эпидемиологов, а главное — программное обеспечение с доступом к серверу, который позволяет принимать и анализировать данные эпидрасследований каждого случая заболевания ковидом и сводить их в режиме онлайн в единую картину эпидситуации на уровне области. Кроме Буковины, ВОЗ финансово и организационно помогла ввести такой же проект в Одесской области. Эпидрасследования, тестирование и отслеживание контактов в очагах реально позволяют снизить темпы распространения ковид. Но будет ли упомянутый опыт распространен на всю страну, как то рекомендовано Постановлением главного государственного санитарного врача Украины №7? Учитывая, что остальным областям придется внедрять наработанный «пилотами» опыт за средства местных бюджетов?

На ненужную писанину нет времени. Необходимо во всю мощь использовать возможности компьютерной техники и программного обеспечения. Но разумно, чтобы не захлебнуться в потоке лишней информации. Для этой цели можно привлечь студентов мединститутов и опять-таки достойно оплачивать их труд.

Страхование всех участвующих в борьбе с эпидемией (и не только медработников) — святая обязанность государства. И компенсация за потерю здоровья и жизни должна быть существенной.

Совершенно неудовлетворительно проводятся дезинфекционные мероприятия, а это — один из действенных методов борьбы с ковид. Почему? Нет ни специалистов, ни средств.

Под влиянием стремительных социальных преобразований ускоряется эволюция инфекционных болезней, темпы ее измеряются уже не тысячелетиями или столетиями, как было раньше, а годами. В современных условиях нашел блестящее подтверждение закон, сформулированный Л.Громашевским, согласно которому эпидемиология каждой заразной болезни в ходе человеческой истории может испытывать изменения, если в социальной жизни общества наступают преобразования, влияющие стимулирующим или угнетающим образом на движущие силы эпидемического процесса.

Соответственно необходимы действенные, а не рутинные, современные противоэпидемические мероприятия, основанные не на запретах и ограничениях, а на эффективных методах пресечения передачи инфекции. Но это требует материальных затрат, их нельзя украсть под видом строительства дорог. Гораздо проще запрещать и «не пущать».

Каков же прогноз на сегодня? За недальновидность власти многие заплатят здоровьем, а некоторые — жизнью. Слабые умрут, а сильные выживут. Естественный отбор, все по Дарвину. К сожалению, не каждому дано видеть за сухими цифрами статистики человеческие судьбы.

А что будет завтра? Накатывающие каждые полгода новые волны пандемии и, соответственно, бесконечное количество повторных вакцинаций? Или коронавирус спустя некоторое время уйдет из человеческой популяции?

Ретроспективный эпидемиологический анализ особенностей эпидемии SARS, вызванной подобным коронавирусом, показывает, что более вероятен второй вариант. Как скоро это произойдет? По всем предпосылкам, «относительно» скоро, — в ближайшие год-два. Таким образом, прогноз на будущее оптимистический. Смущает небольшая оговорка — «относительно». Действительно, один-два года для истории — капля в море. Но, сколько за это время будет невосполнимых потерь, которых можно и нужно избежать?

На текущий момент остается открытым вопрос: «Что делать?» Он прост — закатать рукава и вычистить авгиевы конюшни, избавив страну от дилетантов и невежд.