UA / RU
Поддержать ZN.ua

Экватор работы парламента: где #Зрада и #Перемога?

«Рух ЧЕСНО», проанализировав количественные показатели Верховной Рады , анализирует качественную составляющую работы законодательного органа

Авторы: Ирина Федорив, Вита Думанская

Народные депутаты ІХ созыва отработали в Верховной Раде ровно половину времени. «Рух ЧЕСНО», проанализировав количественные показатели парламента, анализирует качественную составляющую работы законодательного органа страны.

 

 

Запрос на качественное правосудие в Украине сейчас довольно высок. Чтобы преодолеть коррупцию, должна заработать система наказаний. А это — полномочия судебной ветви власти.

Неоспоримой победой является изменение порядка отбора членов как Высшего совета правосудия (ВСП), так и Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС). До этого состав ВСП формировался из лояльных лиц. Теперь решающий голос будет за независимыми экспертами, которые войдут в Этический совет ВРП. Здесь нужно поздравить с успешным адвокатством Центр противодействия коррупции, Центр политико-правовых реформ, компанию «Де-Юре» и «Автомайдан».

Кроме того, из-за уменьшения количества дел, идущих на рассмотрение в Высший антикоррупционный суд (ВАКС), депутаты разблокировали его работу, что позволило судьям сосредоточиться на делах высокопоставленной коррупции.

Но остаются еще серьезные вызовы. Конкурсная процедура должна заработать и для судей Конституционного суда (законопроект уже прошел первое чтение). Конституционный суд отличился тем, что отменил уголовную ответственность за недостоверное декларирование, и это вызвало уличные протесты и конституционный кризис в государстве.

Кроме Конституционного суда, давно назрел вопрос с Окружным админсудом города Киева (ОАСК). Председателю суда Вовку вручили подозрение в захвате государственной власти. Законопроект, которым должны были ликвидировать ОАСК, еще не прошел даже первого чтения.

 

 

Неопровержимым успехом является внедрение в Раде сенсорной кнопки, делающей невозможным нарушение Конституции. «Рух ЧЕСНО» девять лет ловил в Раде кнопкодавов. За это время были пойманы 318 кнопкодавов и зафиксировано 2 153 факта кнопкодавства.

В парламенте пытались по возможности отсрочить внедрение сенсорной кнопки и на короткое время криминализировали кнопкодавство. «Руху ЧЕСНО» за этот период удалось зафиксировать два факта кнопкодавства. Первое судебное заседание в деле нардепа-кнопкодава Владислава Поляка состоялось лишь через год после правонарушения. Это еще раз доказывает: наказание — неэффективный метод, и только сенсорная кнопка на 100% предотвращает кнопкодавство.

Сейчас одна из ключевых трансформаций, которые должны состояться в законодательстве, регулирующем политическую систему, — изменения в Избирательный кодекс. Над ними трудятся в рабочей группе под председательством народного депутата Алины Загоруйко («Слуга народа»). Следующие парламентские выборы должны состояться по новым правилам, понятным и кандидатам, и избирателям, до сих пор ломающим голову, как можно победить, получив ноль голосов.

«Рух ЧЕСНО» уже обнародовал систематизированный анализ проблем, существующих в действующей редакции Избирательного кодекса, и предложил способы их решения. Надеемся, законотворцы это учтут.

Кроме Избирательного кодекса, есть еще один вопрос, зависящий от одной поправки и политической воли большинства в Раде. Парламентские партии решили прикрыться карантином и позволили себе не подавать в НАПК финансовую отчетность. Таким образом изменения, за которые общественный сектор боролся не один год, поставлены на паузу.

Соответственно, больше года общественность и СМИ не получают информации о донорах партий, и следовательно, им неизвестно происхождение средств, которыми оперируют партии. «Рух ЧЕСНО» неоднократно писал о необходимости возобновить отчетность, но парламент медлит с принятием поправок к ЗУ «О политических партиях».

Парламентским партиям, получающим государственное финансирование из бюджета, так не понравилось, что НАПК может из-за нарушения заблокировать поступление средств на счета партий, что все фракции начали серьезно думать о лишении НАПК таких полномочий. После продолжительных дискуссий и предупреждений со стороны общественного сектора законодательную инициативу отклонили.

Депутаты «Голоса» Александра Устинова и Ярослав Юрчишин подали альтернативное предложение. Правда, после трех попыток рассмотреть правки ко второму чтению инициатива «заглохла» из-за разных взглядов на то, кто же должен принимать решение об остановке государственного финансирования: НАПК или ОАСК. Финотчетность партий, по самым оптимистичным сценариям, будет восстановлена разве что в конце года.

Народные депутаты подчеркивали, что они сняли с себя неприкосновенность. И теперь для привлечения политика к ответственности согласие Верховной Рады не нужно. Но генпрокурор определяет, поддерживает ли ходатайство о задержании и ведении следственных и оперативно-розыскных действий. На самом деле неприкосновенность не отменили, а ограничили: за голосование и высказывания в парламенте народные избранники ответственность нести не будут.

29 августа 2019 года Зеленский внес законопроект об особой процедуре отстранения президента Украины от должности (импичмент). Несмотря на большой объем документа, наличие к нему замечаний Главного научно-экспертного управления ВРУ и, соответственно, необходимости рассмотрения проекта в двух чтениях, Рада справилась с ним за полчаса на заседании 10 сентября. Такая поспешность вызвала резкую критику со стороны оппозиционных фракций, обвинивших «слуг» в нарушении регламента.

Закон об импичменте предусматривает, что нардепы могут отстранить президента от должности «исключительно в случае совершения им государственной измены или другого преступления». Основанием для инициирования импичмента является письменное представление, подписанное большинством народных депутатов. В законе есть интересная деталь: если Верховная Рада проваливает принятие постановления об импичменте президента, спикер парламента от лица ВРУ в письменной форме приносит извинения главе государства.

 

 

Парламент продолжает процессы децентрализации. Полномочия и финансы были переданы громадам, на повестке дня включение механизма ответственности.  Впереди — принятие  законов о местных государственных администрациях, местном самоуправлении и закона о столице. Внесение изменений в Конституцию в части децентрализации позволит окончательно сбалансировать систему государственного управления, ввести институт префектов, а на областном уровне (и в столице) передать право формировать исполнительные комитеты — областным  радам (Киевраде).  

Во время формирования новых укрупненных районов «Рух ЧЕСНО» фиксировал, что отдельные решения могли приниматься не в соответствии с методологией, а под влиянием лоббизма. Так же не решены вопросы анклавов и эксклавов, которые по сути нарушают главную философию реформы, и территории админединиц остаются разорванными.

Впрочем, то, что уменьшили количество депутатов, — существенный плюс. Их стало в 3,5 раза меньше. Но они получили доступ к большим ресурсам и имеют больше полномочий. И теперь народным депутатам время подумать над внедрением компенсации за работу для депутатов местных рад.

Пять лет качественного волонтерства и распоряжения миллиардными бюджетами — невозможны. Компенсация крайне необходима, для того чтобы минимизировать коррупционные риски и сделать профессиональнее местное самоуправление.

 

 

Год назад народные депутаты поддержали Закон «Об оборонных закупках», направленный на преодоление коррупционной составляющей. Для понимания: с начала вооруженной агрессии России финансирование оборонно-промышленного комплекса выросло почти в 100 раз. И сделать такие изменения в законодательстве — было требованием соглашения с ЕС.

Но Кабмин ухитрился оттянуть действие этого закона. Причем очень своеобразным способом: своим постановлением внес изменения в заключительные положения закона, что является нарушением законодательства и Конституции. За шесть месяцев правительство должно было создать реестр участников и исполнителей госконтрактов для закупок. Вместо этого постановлением вернул старую систему. Если условия, определенные парламентариями, не устраивали Кабмин, то правительство должно было бы выйти с новой законодательной инициативой.

Законотворцы начали реформу «Укроборонпрома», который должен стать акционерным обществом. Другие государственные и казенные предприятия, входящие в Госконцерн, должны трансформироваться в хозяйственные. Это, по мнению законодателя,  позволит создать современную модель управления концерном.

Парламент поддержал изменения в ЗУ «О воинской обязанности и военной службе». Теперь военным с инвалидностью, ранее признанным непригодными к военной службе, но имеющим желание служить народу Украины и в дальнейшем, предоставлена возможность делать это в рядах СБУ и в пограничной службе.

Прежде чем пойти на летние каникулы, народные депутаты поддержали ЗУ «Об основах национального сопротивления». Он предусматривает создание системы организации и ведения теробороны и «Движения сопротивления», но это произойдет не ранее 2023 года. Суммарно количество военных за счет теробороны вырастет на 10 тысяч и еще на тысячу — за счет «Движения сопротивления», которые должны стать стержнем для национального сопротивления.

С начала войны был запрос со стороны военных на узаконивание статуса капелланов. Парламент смог в первом чтении проголосовать за такой законопроект. Он предусматривает, что Служба военных капелланов — отдельное подразделение воинских формирований.

Парламент дал президенту право своим указом инициировать призыв резервистов без мобилизации и введения военного положения. Эта инициатива вызвала критику со стороны ветеранов (являющихся резервистами), ведь, кроме неурегулированной процедуры призыва, нардепы криминализировали уклонение от призыва. За это теперь для резервистов предусмотрена ответственность сроком от трех до пяти лет. И причин для отсрочки призыва в Законе нет. В то время как для тех, для кого это первый призыв, — четко прописаны причины для отсрочки. Соответственно, для ветеранов российско-украинской войны эти условия социально несправедливые.

Отдельно следует отметить, что парламент признал пластунское движение, способствующее патриотическому воспитанию молодежи, и прописал особенности поддержки скаутского движения в Украине. В целом, в Законе «Об основах национального сопротивления», принятом чуть позже указанного закона, третьей составляющей системы национального сопротивления является военно-патриотическое воспитание, которое должно проводиться в летних лагерях, что интегрируется в концепцию национальной безопасности.

 

Парламент за этот период дважды сменил состав Кабмина. Некоторые назначения были довольно скандальными.

Министр внутренних дел Арсений Аваков семь лет оставался бессменным руководителем МВД, и только перед парламентскими каникулами появилась информация, что он идет в отставку. Его заменили на Дениса Монастырского, главу комитета по вопросам правоохранительной деятельности, куда Аваков почти никогда не являлся.

Еще перед парламентскими выборами «Рух ЧЕСНО» идентифицировал Монастырского как человека из окружения Авакова, и поэтому замена может быть сугубо косметической.

Голосование за Сергея Шкарлета как министра образования стало скандальным по нескольким причинам. Политика, ставшего министром образования, обвиняют в плагиате, и во время голосования, набравшего минимально необходимое количество голосов — 226, нардепы прибегли к кнопкодавству.

То есть Шкарлета могли вообще не назначить министром. Сейчас факт кнопкодавства надо доказывать. И Управление государственной охраны, отвечающее, в частности и за видеонаблюдение в сессионном зале, должно было бы предоставить видео. Уже есть прецеденты, когда Конституционный суд признавал недействительными решения парламента, принятые с помощью неперсонального голосования в сессионном зале.

Все народные депутаты Киевщины поддержали кандидатуру Шкарлета. Если бы хоть кто-то из них воздержался или отсутствовал, Шкарлет не стал бы министром.

Возникали вопросы и к руководителю МЗ Максиму Степанову, которого назначили со второй попытки. В СМИ сообщали, что кандидатуру Степанова лоббировал Аваков и поддерживал олигарх Игорь Коломойский.

Наконец, в мае парламент отправил чиновника в отставку. Это была инициатива фракции «Голос». Примечательно, что «Батьківщина» полным составом вышла из зала и не голосовала.

Степанов, в частности заявлял, что ГП «Медзакупки» работает неэффективно. Хотя глава представительства ЕС в Украине подчеркнул: децентрализация закупок является одним из ключевых требований Запада, готового оказывать макрофинансовую помощь Украине.

 

 

Во время первого года каденции Верховная Рада ввела в Украине комплексную систему трансплантации. Это важный шаг для сохранения жизней украинцев. В Украине начали делать операции по трансплантации.

Если парламент предыдущего созыва даже не дошел до рассмотрения хотя бы в первом чтении законов об охране здоровья населения от вредного воздействия табака и системе общественного здоровья, то в этот раз обе законодательные инициативы приняты в первом чтении и ждут второго.

Первая инициатива — необходимая составляющая в рамках евроинтеграции и продвигалась коалицией общественных организаций, в частности ОО «Жизнь», а важность второй в период пандемии сложно переоценить.

Вопрос легализации медицинского каннабиса парламент провалил буквально на днях. Если бы эта инициатива стала законом, то онкобольные и многие другие пациенты могли бы получить более качественное лечение и облегчить свои страдания.

Это несмотря на то, что Владимир Зеленский поднимал указанную проблему в своем опросе «5 вопросов от президента», к проведению которого возникало много замечаний во время местных выборов.

«Рух ЧЕСНО» уже отмечал, что только каждый 4-й президенский законопроект получает поддержку граждан.

 

 

Парламент принял закон о рынке земли, который пытались заблокировать поправочным спамом представители ОПЗЖ и против которого выступала фракция «Батьківщина». Накануне правительство заблокировало практически все програмы поддержки фермерства, по сути, открыв дорогу агрохолдингам.

Верховная Рада поддержала так называемый антиколомойский закон, который делает невозможным возврат национализированных банков бывшим владельцам, в частности Приватбанка — Игорю Коломойскому. Само принятие этого закона позволило продолжить сотрудничество с МВФ. К закону нардепы из «группы Коломойского» подали 16 тысяч поправок.

В сентябре должно заработать Бюро экономической безопасности (БЭБ). В соответствии с принятым законом, этот орган должен заменить налоговую милицию, экономические подразделения Нацполиции и так называемый департамент «К» СБУ. Исследование международной аудиторской компании PwC доказывает, что в Украине за последние два года 51% организаций пострадали от мошенничества. Можно ожидать, что деятельность БЭБ будет содействовать более эффективному формированию и использованию финансов государства, уменьшению теневого бизнеса и общего количества работников, противодействующих преступности в сфере финансов. В то же время Центр совместных действий обращает внимание на то, что директор БЭБ зависим от президента, поскольку его назначает комиссия, состоящая из членов ОП.

Для того чтобы получить дополнительные средства от игорного бизнеса, Верховная Рада его легализировала. К сожалению без учета медицинского компонента и консультаций со специалистами по лудомании. Ожидаемый доход от продажи лицензий для бюджета страны на нынешний год составляет 7,4 млрд грн.

Также Рада внесла изменения в Налоговый кодекс. Среди норм закона — расширение прав контролирующих органов и усложнение правил налогообложения. Против законопроекта выступили бизнес-ассоциации, а предприниматели назвали его «налоговым террором».

Кроме того, парламент принял закон для стимулирования инвестиционной деятельности в Украине. Одним из положений этого закона является отмена долевого участия. В комментариях «Руху ЧЕСНО» мэры городов высказывались против отмены долевого участия, поскольку за эти средства громады строят коммунальную и социальную инфраструктуру.

 

 

Как победу Министерства окружающей среды и природных ресурсов Украины депутаты и ряд экоактивистов преподносят запрет полиэтиленовых пакетов. До 2023 года должны остаться только экологические альтернативы.

Но этот закон комплексно не решает проблемы ни мусора (твердых бытовых отходов), ни отходов в целом (промышленные, медицинские, электрические и т.п.). Поэтому необходимо, чтобы парламентарии приняли во втором чтении еще и закон об управлении отходами (тот самый, на попытке корректирования которого «спалился» депутат Александр Юрченко). Одно из новшеств этой законодательной инициативы — т.н. расширенная ответственность производителя, то есть производитель тары и упаковки должен отвечать за их сбор, сортировку, переработку и утилизацию (это не означает, что мы перестанем платить за вывоз мусора :)).

Промежуточные успехи — Закон «О государственном экологическом контроле», который пока прошел только первое чтение, и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно сохранения лесов». Первый начинает реформу экоинспекции, второй сохраняет самосейные леса и защищает леса от земельного дерибана. Во исполнении директив ЕС был принят еще один закон о защите животных от жестокого обращения и создании охранных зон для защиты животного и растительного мира, который уже ждет подписи президента. Хоть он не идеальный, но экологи и зоозащитники отмечают, что с ним будет значительно легче бороться за защиту животных от жестокого обращения и сохранение биоразнообразия животного и растительного мира.

Прежде чем пойти на каникулы, 15 июля парламент вернул на доработку еще одну важную инициативу — «Про території Смарагдової мережі», тем самым оттянув принятие.

«Смарагдова мережа» — это сеть природоохранных территорий европейского значения, которую создают во исполнение положений Бернской конвенции об охране дикой флоры и фауны и естественных сред существования в Европе.

Закон довольно мягкий, «европейский», спрогнозировать, насколько он будет действенным в Украине, сложно. Но иметь еще один инструмент защиты дикой природы всегда полезно.

Не хватило голосов и для принятия законопроекта «О предотвращении, уменьшении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности». Учитывая, что это повторное первое чтение, послать на доработку его уже не удастся. Надо регистрировать новый проект.

Оба этих законопроекта были евроинтеграционными и поддержаны представительством ЕС и рядом депутатов Европарламента.

 

Еще в начале работы нардепы ввели штрафы за перевозку детей без автокресел. Такие же требования действуют в Европе. И уже через год заработала фиксация нарушений правил дорожного движения в автоматическом режиме. Чтобы эта инициатива работала полноценно, важно еще принять и закон о распределении средств, полученных от штрафов. Часть средств должны получать громады, — это будет мотивировать их устанавливать и обслуживать камеры. Сейчас средства от штрафов получают только госбюджет и МВД, в то время как закупка камер и затраты на их обслуживание ложатся на местные бюджеты.

А весной 2021 парламент принял решение о льготном растаможивании «евроблях».

Если подытожить, то за 13 вышеупомянутых законопроектов, которые в разных сферах реформировали страну, голоса парламентских фракций распределились так.

Конечно, список #Зрад и #Перемог не является исчерпывающим, и перечень законодательных инициатив как со знаком «минус», так и со знаком «плюс», можно продолжить.

Напомним: «Рух ЧЕСНО» проанализировал также законодательные успехи и неудачи Владимира Зеленского.