Власть все-таки пошла на силовой разгон акции протеста чернобыльцев в Донецке. Перед этим несколько раз пообещав этого не делать. В результате погиб человек – 69-летний шахтер-инвалид Геннадий Коноплев. Участники митинга продолжают отстаивать свои требования под открытым небом.
Вчера вечером у чернобыльцев отобрали палатку, генератор, печки и веру в то, что с властью можно договориться.
Итак, что же произошло в Донецке? Около семи вечера милиция оцепила палатку, выданную чернобыльцам по распоряжению губернатора области Андрея Шишацкого местным управлением МЧС (эта палатка была местом проживания участников голодовки и своеобразным «штабом» акции протеста). Два милиционера вошли внутрь и заняли посты возле двух печек-«буржуек».
«Неожиданно прекратил работу генератор, и в палатке погас свет. Потом люди в штатском ворвались внутрь, плеснули водой в «буржуйки» и начали выламывать металлические опоры. Одновременно с этим снаружи ослабили веревки. Палатка упала на всех, кто был внутри. И ее начали сворачивать. Топтались прямо по людям», - рассказал корреспонденту ZN.UA руководитель инициативной группы протестующих ликвидаторов Николай Гончаров.
По его словам, вся эта операция заняла несколько минут. Палатку сложили в грузовик и увезли. Налетчики в штатском организованно сели в автобус и также покинули лагерь чернобыльцев. За всем этим наблюдали руководитель Донецкого городского управления МВД Юрий Седнев и заместитель начальника областного главка МВД Роман Романов. Милицейское начальство спешно отбыло восвояси, как только на место событий прибыли журналисты. Остававшиеся у палаточного городка милиционеры забаррикадировались в здании областного Пенсионного фонда.
Во время демонтажа палатки у одного из участников акции – 69-летнего шахтера-инвалида Геннадия Коноплева начался сердечный приступ. Пикетчики доставили своего товарища в машину «Скорой помощи», где тот и скончался. Позднее власти обвинили протестующих в том, что сами ликвидаторы помешали доставить пострадавшего в больницу.
«В это время пикетчики окружили машину «Скорой помощи» и не давали ей выехать от места, где проводился пикет», - говорилось в появившемся через несколько часов официальном сообщении Донецкой областной администрации.
«На самом деле мы не мешали «Скорой» ни выезжать, ни оказывать помощь. Только после того, как Владимир Деркач (один из активистов протеста – ZN.UA), которого впустили в машину вместе с медиками и Геннадием, вышел и сказал: «Все, умер», все на эмоциях рванули к «Скорой», и произошла эта стычка с милицией», - утверждает Эдуард Капустин, участник акции протеста.
Несмотря на то, что власти официально назвали авторами демонтажа руководителей донецкого управления МЧС, чернобыльцы однозначно считают исполнителями разгрома милицию. «Бойцы МЧС просто не обучены таким штурмам. Кроме того, накануне, в субботу, здесь был их инспектор. Дал кучу предписаний – мол, и проводку не так протянули, и лавочки близко к печкам стоят. Ребята, говорит, устраните нарушения, а то придется вас оштрафовать. Но ни словом не обмолвился о том, что завтра они собираются забрать свою палатку. Да, в конце концов, если бы пришли из МЧС и сказали, что забирают свое имущество, мы бы сами за двадцать минут выселились и отдали», - продолжил Эдуард Капустин.
…По рассказам жителей палаточного городка, погибший Геннадий Иванович Коноплев присоединился к участникам акции протеста 23 ноября. У себя в Родинском бывший шахтер возглавлял организацию ветеранов, и приехал в Донецк, чтобы поддержать пикетчиков от имени «детей войны», которые также оказались пораженными в правах пенсионными новациями. Кроме того, нардеп Михаил Волынец заявил, что Коноплев был активистом «Батькивщины», и полгода назад пережил личную трагедию – невестка погибшего была сбита насмерть работником милиции. Милиционер за это ДТП никакой ответственности не понес.
Сразу после погрома чернобыльцы потребовали встречи с мэром Донецка Александром Лукьянченко и губернатором Донецкой области Андреем Шишацким. Оба чиновника незадолго до случившегося обещали ликвидаторам, что силового разгона акции протеста не будет. И оба (через своих пресс-секретарей) отказались прибыть на место происшествия. Также не сочли нужным явиться оппозиционные нардепы, прочие политические и общественные деятели, ранее пообещавшие поддержку митингующим ликвидаторам.
Напомним, 23 ноября Донецкий окружной административный суд по иску городского совета «в связи с угрозой теракта» постановил запретить «проведение акций протеста, пикетирования и других массовых мероприятий в Донецке по адресу: Университетская, 91 (сквер главного управления пенсионного фонда Украины в Донецкой области)». Чернобыльцы отказались выполнить решение суда, сославшись на свое конституционное право проводить мирные демонстрации.
В свою очередь, правоохранители 26 ноября прибыли в палаточный городок и составили административный протокол о «несанкционированном собрании граждан». Долго выспрашивали, кто же является руководителем акции протеста.
После этого слухи о готовящемся погроме появлялись в палаточном городке постоянно, хотя и милиционеры, и судебные исполнители заверяли, что никто никого разгонять не собирается.
До вчерашнего вечера слухи оставались только слухами…
…После погрома чернобыльцы остались на морозе без крыши над головой. Однако расходиться не пожелали и начали обустраиваться на развалинах демонтированной палатки. Собирали разбросанные пожитки, разводили костры.
И обсуждали, как теперь быть. В ходе обсуждения фамилия Януковича вкупе с нецензурными эпитетами и словом «вилы» звучали особенно часто. По горячим следам чернобыльцы приняли решение пронести гроб с телом погибшего товарища по улицам Донецка и провести митинг-реквием. Кроме того, от прокуратуры участники акции протеста потребуют признать смерть Геннадия Коноплева убийством и возбудить уголовное дело по этой статье.
К полуночи в палаточный городок наконец-то прибыла вызванная сразу после инцидента оперативно-следственная группа Киевского РОВД г. Донецка. Следователь с помощниками приняли у митингующих заявление о совершении преступления, собрали объяснительные, составили протокол осмотра места происшествия и вместе с очевидцами погрома отправились в райотдел.
«Мужики, не исключено, что будут новые провокации. Поэтому по одному никуда не ходить. Тем более не общаться в одиночку с милицией. Потому что будут отводить в сторонку, просить подписать то, что сами напишут. Не ведитесь! Все разговоры хоть на мобилку, но фиксируйте! И говорите только то, что видели, чтобы вас не запутали», - наставляли тем временем своих соратников более сведущие в милицейских уловках чернобыльцы.
Жители палаточного городка твердо заверили, что никуда не уйдут. Более того, планируется, что в ближайшее время число участников протеста достигнет тысячи человек – ликвидаторы со всей Донецкой области, взбудораженные произошедшим, обещали своим товарищам также приехать под здание Пенсионного фонда.
Чернобыльцы не исключают и повторных штурмов – в конце концов, постановление суда, развязывающее руки правоохранителям, остается в силе.
Фото автора.