UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дипигры от лукавого…

Несмотря на то, что в украинском политикуме никакие "правильные референдумы" в Крыму публично не обсуждаются, наши СМИ охотно предоставляют свои площадки для этих месседжей российских спикеров, и они получают "прописку" и в нашем информационном поле, и в сознании аудитории.

Автор: Валентина Самар

Призрак бродит по Европе, призрак референдума.

Крымского "настоящего". Ну, не сам он, конечно, бродит, и не только в Европе - его повсеместно командируют разные центры влияния, имеющие и разные в том интересы. Хотя фабула одна: если есть сомнения в законности и достоверности результатов волеизъявления 16 марта 2014 г., то надо провести "правильный референдум" о статусе и принадлежности полуострова - со свободой агитации за российский или украинский выбор, или даже независимое государство, отсроченным во времени, под контролем международных наблюдателей, под эгидой ООН и ОБСЕ. Как вариант оговаривается вывод российских войск и невведение украинских, при этом порядок будут охранять миротворцы (военные или полицейские). Или на время Крым будет под двойным управлением, ну, как Гонконг, например…

В общем, есть много чего футуристического, особенно обильно выплеснувшегося в информпространство в августе, получившего особый оттенок на фоне вбросов о том, как Владимир Путин и Джон Керри в Сочи договорились обменять Крым то ли на замораживание войны в Донбассе, то ли на свержение Асада.

Хотя, замечу, еще зимой, во время встреч на различных форумах, редко какая беседа с иностранными дипломатами и экспертами европейских фондов обходилась без вопроса о "правильном референдуме". Поначалу его формулировка ("а что, если" и "сколько времени надо, чтобы") вызывала недоумение: куда в таком случае, простите, девать попранное аннексией Крыма международное право, опять же - мартовскую, 2014 г. резолюцию Генассамблеи ООН о поддержке территориальной целостности Украины, ее Конституцию (даже если наш президент позволяет с ней не церемониться)? Но после энного предложения поупражняться в прогнозах реализации такого выхода из "украинского" кризиса, стало понятно - почва удобрена, и тренд создан.

А главное - есть спрос. Есть у наших партнеров, да и у нас с вами солидарное желание найти простой, бескровный, недорогой способ выхода из необъявленной войны, уберечь свои государства от потрясений и новых жертв, бизнес и электоральную поддержку - от потерь, всех - от кошмара непредсказуемости развития событий. Такой способ есть - нужно изобрести машину времени, которая вернет всех в начало 2014-го. Хотя грузины будут настаивать на 2008-м как минимум.

Несмотря на то, что в украинском политикуме никакие "правильные референдумы" в Крыму публично не обсуждаются, наши СМИ охотно предоставляют свои площадки для этих месседжей российских спикеров, и они получают "прописку" и в нашем информационном поле, и в сознании аудитории. И тут не важно, с чьей подачи: угасающей нашей надежды на иную Россию - Михаила Ходорковского, всеми любимого историка Анатолия Зубова или умелых манипуляций кремлевских технологов с вбросами заявлений анонимных "высокопоставленных лиц ЕС" или передернутыми цитатами из комментариев известных экспертов.

Последний августовский пример - "работа" с мнением Ариэля Коэна (эксперта Атлантического совета, директора Центра энергии, природных ресурсов и геополитики Института анализа глобальной безопасности), которое он высказал в интервью российским "Аргументам и фактам". Приведем его мысль полностью. "Американские эксперты понимают, что отсутствие перспектив экономического роста и выхода из кризиса заставляет Россию серьезно рассмотреть возможности компромисса". И далее: "Главное условие - status quo ante bellum, предвоенный баланс безопасности в Европе, "старые" украинские границы. Когда мы говорим о компромиссе, я думаю, для администрации Барака Обамы и для европейцев вполне приемлем новый референдум в Крыму под эгидой ОБСЕ. Если Россия не пойдет и на это, она втянется в очень затяжной дипломатический и санкционный конфликт", - сказал Коэн. Волна перепечаток с подачи российских ресурсов пошла под заголовком "Обама требует от России нового референдума по Крыму". Как вариант встречается "Обама хочет заставить Путина провести в Крыму повторный референдум". Неплохо, да?

Ответ на вопрос, зачем пропагандистам Кремля мусолить тему "повторного референдума", если Владимир Путин не устает говорить о том, что в вопросе Крыма поставлена точка, в принципе лежит на поверхности. Это отнюдь не означает, что Путин готов на признание мартовского "референдума" неправильным, или что в вопросе Крыма - не точка, а запятая или даже абзац, предваряющий новый этап решения проблемы, как многим в Украине хотелось бы думать. Просто в игру с Западом и нами вкидывается совершенно безопасная для нынешнего режима России тема, создающая видимость поиска компромисса. Безопасная - ибо невозможно сегодня даже представить себе реализацию такого сценария в ближайшие годы, потому что для этого Путину надо согласиться на вывод российских войск, добровольную смену марионеточной администрации (и на кого, к слову?), освобождение политзаключенных, открытие "границы", через которую первыми въедут лидеры крымскотатарского народа и проукраинские политики, правозащитники и журналисты, вернуть частоты украинским телеканалам и в целом - свободу слова, мирных собраний и всех остальных прав и свобод, которые полтора года тщательно зачищались и вытравливались из сознания.

Почему это видимость компромисса со стороны России? Да потому, что он получится за наш, украинский счет. Нам опять надо будет перелопатить Конституцию, разрешая местные референдумы по выходу (!) территорий из состава государства (кто следующий?), наплевать в лицо крымскотатарскому народу, которому уже успели наобещать национальную автономию, а Западу - в качестве компромисса, надо полагать, - необходимо будет отменить санкции, введенные за аннексию Крыма. Последнее, как известно, - единственный действенный на сегодня механизм для давления на Россию, которым Украина для начала деоккупации полуострова не воспользовалась даже по минимуму (о чем мы неоднократно писали). Счет, конечно, неполный - мы по опыту Минска-2 уже знаем, как креативно работают авторы "Комплекса мер", и как убедителен в переговорах с нашим президентом бывает их заказчик.

Ну, если это нереализуемый по множеству причин сценарий - зачем об этом писать и рассуждать? - спросит наш читатель. Да потому, что эта "кукла" весьма нравится нашим лидерам, которые хотели бы уйти от обязанности решения крымской проблемы на неопределенное время, вплоть до того, чтобы оставить ее нашим детям и внукам (почти цитата Арсения Яценюка). Нет, конечно, ни президент, ни премьер, ни лидеры иных политсил вслух не одобряют такой "компромисс". Но давайте закончим логический ряд их заявлений о том, что Крым и крымчане сами вернутся в Украину, когда она станет процветающей и европейской. Ок, каким образом? Захватят крымский парламент и отменят решения о вхождении в РФ, изгонят с полуострова 24,5 тыс. российских военных и откроют "ворота Крыма" для украинских? Или, может, все произойдет демократичным путем: в России пройдут честные выборы, и новый президент "подарит" Крым Украине? Нет, конечно. Украинские политики, как видится, не договаривают главного - о механизме "самовозвращения" Крыма, а он может быть только один: референдум. Правильный. Под контролем и эгидой… в общем, мы вернулись к исходной нынешней пропагандистской волны.

Что нужно для того, чтобы ее сбить не только с поля информационной войны, но и втягивания в повестку дня любых переговоров и экспертных площадок в качестве компромисса?

"Волнорез" №1 - четко обозначенная публичная позиция президента Украины, что единственным вариантом решения Крымской проблемы может быть только полная и безоговорочная деоккупация полуострова и восстановление суверенитета Украины.

Волнорез №2 - возвращение Крымской проблемы в повестку дня переговоров любых форматов именно с такой позиции;

Далее - присоединение к санкциям ЕС и США по Крыму не на словах, а на деле. "Бермудский треугольник" (КМ-СНБО-МИД), где из публичной видимости пропадают решения украинской власти о санкциях против России, должен быть расколдован. 12 августа Кабмин принял распоряжение о расширении предложений по применению санкций к физическим и юридическим лицам, перечни которых, увы, - под грифом "для служебного пользования". Очень хотелось бы надеяться, что ограничение доступа к этой информации - только до утверждения предложений правительства СНБО. Но надежда слабая, потому как нерасширенные перечни никто из нас не видел. В отличие от санкционных списков ЕС и США, которые оперативно публикуются. Пока этого нет в Украине, общество не имеет возможности убедиться в том, что наше правительство (в широком смысле) действует эффективно, адекватно и не избирательно, т.е. в интересах государства, а не чьих-то корпоративных.

Членов парламентской коалиции хотелось бы попросить коллективно перечитать коалиционное соглашение - там по политике деоккупации Крыма есть отдельный раздел. И начать его выполнять. В соответствии с законом о гарантиях прав и свобод граждан Украины на временно оккупированных территориях Крыма и Севастополя. Здесь первой рефлексией должна быть отмена дискриминационного для граждан, но весьма выгодного для избранного бизнеса закона о СЭЗ "Крым". В эту "офшорку" утекают миллиарды необложенных налогами долларов и падают в казну оккупированного Крыма, а украинские бенефициары этих потоков надежно зависают в сетях российских спецслужб (а как иначе получить "ярлык" на бизнес?).

Как видится, президент должен поставить предельный срок правоохранительным органам на выполнение решения СНБО более чем годичной давности по воссозданию крымских структур МВД, СБУ и прокуратуры АРК, в достаточной для выполнения их функций мере. Каждый гражданин Украины на оккупированной территории должен знать и чувствовать, что его государство его защищает. И каждый, кто нарушает права граждан Украины или действует во вред интересам государства, должен в короткое время увидеть себя в розыске, в том числе и международном. Расследование десятков уголовных производств по фактам незаконного лишения свободы наших граждан на оккупированных территориях, применения к ним пыток, незаконного осуждения, причинения материально ущерба, по мнению правозащитников, можно и необходимо унифицировать и без проволочек доводить до суда.

И, наконец, этот тлетворный запах страха, присутствующий даже там, где власть делает правильные, хоть и запоздалые шаги. Вот почему информация о подозрении в совершении уголовного преступления по ряду статей УКУ первому заместителю министра иностранных дел Российской Федерации Титову по делу Надежды Савченко "сливается" копией документа через ее российских адвокатов в Фейсбук, а не дается официальным сообщением МИДа или ГПУ! Чтобы потом ТАСС со ссылкой на анонимный источник в МИДе РФ писал, что официального сообщения из Украины нет. Чего мы боимся или во что играем?

Вот когда эти авгиевы конюшни бездеятельности власти и рвачества ее отдельных представителей будут вычищены, тогда мы и сможем сказать, сильна ли позиция Украины в переговорах по Крыму или нет.

Все остальное - от лукавого и государственной недостаточности.