До очередных президентских выборов еще вагон времени, но социологи уже активно взялись за изучение шансов основных участников гонки. На днях наш коллега Мустафа Найем обнародовал материалы июльских исследований компании Research&Branding Group, которые, по его словам, исполнители и заказчики решили скрыть от общественности. Согласно этим данным, если выборы пройдут в два тура, у Виктора Януковича нет шансов быть переизбранным на второй срок. Ибо в заключительном раунде он уступает не только Виталию Кличко, Арсению Яценюку и Юлии Тимошенко, но даже Олегу Тягнибоку и Петру Порошенко, чьи шансы въехать на Банковую сегодня трудно считать реальными.
Однако попавшие в наше распоряжение свежие, сентябрьские исследования другой уважаемой социологической фирмы, Киевского международного института социологии, демонстрируют несколько иную тенденцию. По данным КМИС, если бы выборы проходили в сентябре 2013 года, гарантировать себе победу во втором туре может только один оппонент действующего главы государства - Виталий Кличко. Материалы опроса свидетельствуют, что решающую схватку лидер УДАРа выигрывает у гаранта за явным преимуществом - 42,7 против 24,8%. Теоретический шанс на успех имеет и Арсений Яценюк: согласно подсчетам кмисовцев, во втором тайме главного политического состязания пятилетки глава политсовета "Батьківщини" опередит Януковича почти на три процента (31,3 против 28,1%). Однако объективные (социологическая погрешность) и субъективные (неизбежное применение админресурса) обстоятельства делают подобное преимущество весьма призрачным. Прочие оппоненты, по прогнозам социологов, в "плей-офф" Виктору Федоровичу уступают. Петр Порошенко - около 8% (20,9 против 28,5%), Юрий Луценко и Олег Тягнибок - около 7% (соответственно, 23,1 против 30% и 23 против 29,7%). Шансы Юлии Тимошенко КМИС не исследовал, исходя из того, что действующее законодательство не позволит ей принимать участие в кампании.
Безусловно, за полтора года предпочтения избирателей могут измениться до неузнаваемости. Кроме того, приведенный нами опрос (как, впрочем, и любой другой) не может претендовать на статус истины в последней инстанции. Социологи не выбирают президентов, они лишь фиксируют настроения и отмечают тенденции. С этой точки зрения, исследование КМИС кажется нам не только любопытным, но и важным. Поскольку придает дискуссии о едином оппозиционном кандидате новый импульс.
Замеры социологов подтвердили: приоритеты общества имеют четко выраженный социально-экономический характер. Тройка самых острых бед, с точки зрения респондентов - безработица (70,7%), рост цен (69,5%) и коррупция в органах власти (51,8%). Политическая нестабильность в этой табели о рангах занимает малопочтенное 12-е место, сворачивание демократии и свободы слова - 18-е, недостаточная активность оппозиционных сил - 20-е. 36,3% считают неактуальной проблемой повышение статуса русского языка, 35,3% - вопрос об освобождении Тимошенко. Таковы реалии: сугубо политические вопросы мало трогают большинство обывателей, сиречь избирателей.
Важная деталь: решение проблем, определенных респондентами в качестве основных, находится в исключительной компетенции власти. С этой точки зрения, два главных противника Януковича - не Кличко и Тимошенко, а экономическая система и… он сам. Точнее, выпестованная им государственная система.
Самая страшная для гаранта цифра: 70,3% считают, что Украина движется в неверном направлении, причем 43,4% в этом твердо убеждены. Характерно, что недовольство политикой режима доминирует даже в базовых для власти регионах. О неприятии официального курса заявили 36,1% жителей Юга и 39,5% обитателей Востока. В его поддержку высказались 29,2 и 26,9% соответственно.
Можно предположить, что высокий президентский рейтинг Кличко во многом обусловлен надеждой избирателей на то, что этот кандидат в состоянии разрешить именно ключевые социально-экономические проблемы. Улучшение экономической ситуации опрошенные в равной степени связывают и с первым лицом действующей власти (17%), и с лидером оппозиционного УДАРа (16,9%).
18,4% верят в способность Кличко победить властную коррупцию, 16,8% - создать новые рабочие места, 13,6% - стабилизировать цены. В этом рейтинге ожиданий он опережает и Януковича, и коллег по оппозиции. Причем последних - достаточно существенно. Можно спорить о реальных способностях Виталия Владимировича искоренить перечисленные беды, но то, что внушительное число избирателей сегодня ждет от него этого, - факт.
Есть еще несколько характеристик, выделяющих Кличко среди прочих соискателей президентского звания. Пожалуй, главная - положительное сальдо доверия. Он - единственный, у кого рейтинг превышает антирейтинг (16,5 против 9,4%). У Януковича - 17,1/35%, у Яценюка - 7,2/17,8%, у Симоненко - 5,1/22,4%, у Тягнибока - 4,1/21,8%, у Порошенко - 3,7/9,7%.
Таким образом, Янукович немного опережает Кличко в президентском рейтинге, но одновременно является носителем внушительного антирейтинга: более трети опрошенных заявили, что ни при каких обстоятельствах не проголосуют за гаранта. Справедливости ради отметим, что в этом вопросе Виктор Федорович - не рекордсмен. Если бы к участию в выборах допустили Тимошенко, она получила 14,8% поддержки. Еще 18% не исключили, что отдали бы за нее свой голос. Однако 46,3% заявили о намерении не голосовать за нее.
Но вернемся к Кличко. Его преимущество (в сравнении с коллегами по "фронде") обусловлено, в том числе, и способностью "заходить" на электоральное поле основного противника. На Востоке его рейтинг с ноября 2011-го по сентябрь 2013-го вырос с 1,9 до 7,8%. На Юге (за тот же период) - с 2,8 до 13%. Только 10% жителей южных регионов страны заявили, что не проголосуют за Кличко ни при каких обстоятельствах. Для сравнений: Яценюка там ни за что не поддержат 17,5%, Тягнибока - 27,3%. Арсения Петровича на Востоке поддерживают 3,3%, на Юге - 2,5%, Олега Ярославовича - 0,2% и 1,2%, соответственно.
КМИС обращает внимание и на стабильный рост общего рейтинга Виталия Владимировича (2% - октябрь 2010-го, 9% - июнь 2012-го, 17% - сентябрь 2013-го).
Еще одна "фора" Кличко - самый высокий потенциал увеличения поддержки (8%). За него потенциально готовы отдать свои голоса 42% сторонников Тягнибока, 37,6% симпатиков Яценюка, 18,6% - "фанов" Порошенко и даже 10,4% избирателей Симоненко. Если бы Виктор Янукович не принимал участия в выборах президента, 8,2% его электората проголосовали бы за вождя УДАРа.
Впрочем, социологи указывают и на слабые места в электоральной позиции Кличко. Его симпатики не так уверены в победе, как сторонники Януковича. 84,1% потенциальных избирателей гаранта убеждены в его победе. Из тех, кто собирается голосовать за Кличко, в его виктории не сомневается много меньше половины - 41,6%. Спецы из КМИС считают, что электорат Кличко менее стабилен и хуже мобилизован, и в качестве доказательства приводят итоги последних парламентских выборов, когда УДАР получил меньше того, что показывала социология. Детальные данные демонстрируют: более трети (34,3%) потенциальных избирателей Кличко - граждане в возрасте от 18 до 29 лет, то есть так называемая группа риска (могут прийти на участки, а могут - и нет). В то время как у Януковича почти половина гипотетического электората (49,4%) - избиратели в возрасте от 50 и выше - самые дисциплинированные голосовальщики. 41,4% из тех, кто готов отдать свой голос за насельника Банковой, - пенсионеры, образцовые избиратели.
Кроме того, социологи полагают, что среди так называемых неопределившихся, тех, кто решиться сделать выбор в пользу Кличко, потенциально не так и много.
Является ли подобная социология поводом для немедленных переговоров об определении единого кандидата от оппозиции? И можно ли утверждать, что Виталий Кличко де-факто уже является таковым?
Мы бы рекомендовали не торопиться с выводами. Впереди - масса времени и масса социологических исследований. Однако опрос КМИС, с которым мы ознакомили читателя, как нам кажется, должен побудить политиков более трезво оценить свои возможности. Политические силы - подумать об ином качестве сотрудничества, ином уровне координации действий. А политтехнологов - задуматься о пересмотре лозунгов и уточнении программ. Вполне очевидным является не только то, что страна нуждается в обновлении, но и то, что граждане страны этих обновлений ждут. Социологические данные убеждают в том, что твердой гарантией победы противников действующего режима (с курсом которого абсолютное большинство несогласно) является четкая командная игра. Правила которой предполагают предельно ясную формулировку задач, жесткое распределение обязанностей и ответственности, обозначение границ возможных компромиссов. К поиску ответов на вопросы "Кто?", "Что?", "Как?" и "Когда?" оппозиция должна приступить сегодня, чтобы послезавтра не задаваться ритуальными "Кто виноват?" и "Что делать?".
Возможность определения Виталия Кличко в качестве единого кандидата в президенты от оппозиции сегодня выглядит допустимой. Но при соблюдении, как минимум, трех условий. Во-первых, все оппонирующие режиму силы должны добровольно и сознательно согласиться с таким выбором (что явно произойдет не сегодня). Во-вторых, все команды-участники обязаны распределить права и обязанности, договориться не только о разделе будущих трофеев: кто конкретно и какую конкретно политику будет проводить в ГПУ, МИД, ТЭК, АПК, МОН, СБУ, МВД и т.д... В-третьих, Виталий Кличко должен предоставить и электорату, и политическим союзникам железобетонные доказательства того, что он пройдет юридическую проверку на 10-летний ценз оседлости. То, что ЦИК проверял его на этот предмет дважды (в 2006-м и 2012-м) и не нашел нарушений, не должно усыплять бдительность. Имеют право - проверят еще раз. Захотят - найдут. Если отыщут убедительное доказательство - беда. Если "нарисуют" - другая история. И эту историю могут написать сами граждане. Социология КМИС фиксирует достаточно высокую готовность сторонников оппозиционных кандидатов к участию в акциях протеста и крайне низкую склонность к подобным действиям - со стороны симпатиков власти.
Но можно обойтись и без потрясений. Власть не рискнет играть на грани фола, если увидит стройность рядов и не сможет найти в этих рядах "слабое звено". Кто бы в итоге не стал единым кандидатом от тех 70% граждан, которые считают, что страна идет не туда.