Уже которую неделю мы живем в напряженном ожидании очередного массированного обстрела. Провал РФ 5 декабря, когда блестяще отработала наша ПВО, россияне мазали, а энергетики и коммунальщики — нет, позволил немного выдохнуть. Однако реальность войны неизменна, как и основная наша задача: быть готовыми зимовать и принимать правильные решения по ситуации с учетом своего местожительства.
Что делать, если в городе надолго исчезнет электричество, прекратится подача воды и не будет газа? Как быть с туалетом, если перестанет работать система канализации многоквартирного дома? Копать выгребные ямы или выезжать из города? Готовится ли к этому местная власть? И как психологически готовиться нам?
Зависимость города от энергии
В периоды экономического подъема в Киеве проживали более четырех миллионов человек, еще примерно полмиллиона ежедневно приезжали в столицу на работу. Всех их надо было обеспечить благами цивилизации — водой, светом, отоплением, транспортом, Интернетом, мобильной связью и, пардон, канализацией. Без этого никакая производственная, экономическая, творческая — любая! — деятельность невозможна. И эта задача, как и сегодня, ложится в первую очередь на местную власть — городского голову, городскую раду, тысячи местных чиновников и десятки тысяч работников жилищно-коммунальной сферы.
В Киеве около 12,5 тыс. многоквартирных домов и более 23 тыс. индивидуальных. И если последние в большей или меньшей степени автономны, то есть устойчивы к аварийным ситуациям, то жители многоэтажек абсолютно зависимы от централизованных систем водообеспечения и канализации, тепло- и электроснабжения. И это делает их чрезвычайно уязвимыми в условиях войны, точнее, прямого и откровенного геноцида со стороны фашистской России.
Специфика систем централизованного отопления и электроснабжения в Киеве заключается в том, что они объединены одним технологическим процессом — на ТЭЦ-5, ТЭЦ-6 и Дарницкой ТЭЦ электричество и тепло производятся одновременно, так что если остановится генерация тока, не будет и тепла. Кроме того, для подачи тепла в дома есть 19 подкачивающих станций и 2,3 тыс. теплопунктов, и все они работают на электричестве.
Водопровод и канализационное хозяйство города также критически зависят от наличия электричества, поскольку обе системы требуют работы насосов. Кроме того, вторая без первой работать не может — для канализации необходимо определенное количество воды (на каждый слив унитаза), иначе отходы жизнедеятельности киевлян не доплывут до Бортнической станции аэрации, они банально будут оседать и скапливаться в канализационных трубах…
Ежедневно городу требуется от 700 тыс. до 1 млн кубометров воды (в разное время года), которые подают две водозаборные станции. Кроме того, работает система поставок артезианской воды из 376 скважин, включающая 27 насосных водопроводных станций, 32 станции подкачивания, 111 бюветных комплекса и 22 фонтана общей мощностью 100 тыс. кубометров в сутки. Система канализационных сетей общей длиной свыше 2,6 тыс. км имеет 37 канализационных насосных станций. И все это хозяйство просто кричит: дайте электричество!
Об электротранспорте без электричества речи нет, как и о мобильной связи и Интернете. Так что падение системы электроснабжения Киева может вызвать паралич всех систем жизнеобеспечения города, это и есть то, что на самом деле надо называть блэкаутом.
Как обеспечить город электричеством
На самом деле город научился держаться в случае отключений электричества, особенно в последнее время, — дизельные, бензиновые, газовые генераторы и разные аккумуляторы, маленькие и большие, позволяют работать почте, магазинам, банкам и другому бизнесу. Но все они дают лишь временный эффект — до следующего включения электроэнергии. К тому же далеко не все могут себе их позволить, цены на маломощные агрегаты стартуют от 40–50 тыс. грн. А два-три часа работы генератора — это еще 100–200 грн за горючее, а сколько надо солярки на всю зиму, если электричество исчезнет совсем, не знает никто.
Это все на бытовому уровне, а как власть города планирует бороться за электроживучесть объектов критической инфраструктуры?
Прежде всего планируется установить генераторы на 111 бюветных комплексах, которые обеспечат киевлян питьевой водой в случае прекращения ее централизованного снабжения. Все медицинские учреждения столицы уже обеспечены аварийными генераторами, и сейчас рассматривается вопрос о предоставлении им дополнительных резервных генераторов. Воду им будут подвозить, для чего закуплены специальные емкости.
Городская власть в сотрудничестве с бизнесом составила перечень торговых сетей, рынков, магазинов, аптек, ТРЦ, которые продолжат работать в случае исчезновения электричества.
Киевская городская рада утвердила программу компенсации из городского бюджета 50% стоимости генераторов, которые приобретут для себя ОСМД и ЖСК, но не более 50 тыс. грн. Поскольку мощные генераторы на 7–9 кВт стоят от 100 тыс. грн, это открывает путь организованным совладельцам многоэтажек для обеспечения себя источником подзарядки гаджетов, а возможно, и каким-то освещением.
Все эти меры, будем надеяться, не позволят врагу загнать Киев в глухую тьму и дадут возможность жителям продержаться какое-то время, пока ситуация с электричеством не стабилизируется.
Как согреться в холодной квартире
Опыт других городов показал, что пережить зиму без централизованного отопления можно, но это потребует отчаянных усилий… В 1990-х в 25-градусные морозы люди в странах разваленного СССР в многоэтажках полностью перешли на отопление буржуйками, для этого надо было выводить дымовые трубы на улицу через окна и стены и сжигать все, что горело, — дрова, стулья, столы, другую мебель, оконные рамы, перила, детские кубики, паркет, обувь, журналы, книги, особенно классиков марксизма-ленинизма… Фактически тогда люди вернулись в каменный век и пещерную эпоху. Вряд ли такую методику воспримут киевляне, хотя неизвестно…
Более цивилизованный способ — установить твердотопливные и газовые котлы на дом или подъезд. Но, разумеется, он экономически и организационно весьма затратный и времени на его реализацию слишком мало.
На фоне грозящего блэкаута инициатива президента Владимира Зеленского с «пунктами незламності» выглядела бы сегодня смешной, если бы не критическая ситуация, в которой мы можем оказаться завтра. Ведь понятно, что для подзарядки мобилки ГСЧСовские палатки сгодятся, но приготовить еду и переночевать с детьми, кошками и старыми людьми двум с половиной миллионам киевлян, сейчас находящихся в городе, невозможно. Просто не поместятся.
Более прагматичными выглядят планы киевской власти и других городских голов обогревать мобильными котельными определенные помещения школ, домов культуры и т.п., которые могут приютить на несколько суток значительное количество людей, хотя априори понятно, что это на самый крайний случай. Да и были бы деньги на это, о чем ZN.UA уже подробно писало.
Итак, в этой ситуации предложение городской власти жителям многоэтажек искать, где приклонить голову за пределами Киева, выглядит уже и не таким бездумным и паникерским, как казалось, когда мэр Виталий Кличко озвучил его впервые. На самом деле это — как отступить на вторую линию обороны.
Однако здесь возникает другая проблема. Даже если у людей есть возможность переехать в загородное жилье (на дачу, в село, к друзьям, знакомым или в родительский дом), то его также необходимо подготовить — заготовить или закупить сухие дрова, найти источник воды, потому что насосы в скважинах без электричества не будут работать, утеплить дом как можно лучше, запастись свечками, батарейками, аккумуляторами, горючим, заправить газовые баллоны, иметь газовую плиту или примус и обязательно выкопать яму и сделать дворовой туалет на всякий случай.
К отступлению тоже надо тщательно и заранее готовиться, чтобы потом не суетиться и не стоять в заторах, как это произошло 24 февраля, когда сотни тысяч машин заблокировали все дороги от Киева до польской границы. Благодаря, кстати, бодрым призывам Центра — готовиться к шашлыкам. Поэтому к предупреждению городской власти следует прислушаться.
Что делать с продуктами человеческой жизнедеятельности
Однако все описанные выше проблемы — ничто по сравнению с этим вопросом. Ведь самым критическим компонентом в ситуации полного блэкаута может оказаться не отсутствие электричества или воды, а банальная невозможность присесть на унитаз. Даже если у людей будут запасы воды для слива, без работы канализационных насосных станций система может просто переполниться, и тогда продукты жизнедеятельности жителей верхних этажей начнут заполнять квартиры жителей нижних этажей.
Понятно, что у городской власти есть некоторый запас «синих будочек», но их количество ограничено, они также требуют обслуживания и их вместимость не безразмерна. Если принять во внимание, что в Киеве около одного миллиона квартир, прямо говоря — унитазов, не считая туалетов в общественных местах, офисах и на производстве, то понятно, что никакие «будочки» их не заменят.
Возможной альтернативой являются небольшие современные биотуалеты, но их стоимость стартует от 5 тыс. грн, поэтому и для бюджета большинства киевских семей, и для бюджета города такая цена выглядит неподъемной. Теоретически можно, конечно, внедрить целевую программу кредитования закупки 1 млн таких биотуалетов на сумму 5 млрд грн, что совсем немного для государственного бюджета. Но тогда их приобретение надо сделать обязательным для каждой семьи, а это даже организационно сложно осуществить. Кроме того, если блэкаута удастся избежать, тогда эти 5 млрд грн будут буквально спущены в унитаз. Что же остается?
Положиться на рекомендации Святого Писания
Чтобы не плакать, я смеялся. Но в книге Второзакония есть заповеди, полученные Моисеем от Бога, где прямо описывается ситуация в состоянии войны: «Когда пойдешь в поход против врагов твоих, берегись всего худого (23, 10)». Дальше есть прямое указание — алгоритм действий в таком случае: «Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне [стана], выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое (23, 14)».
В действительности за три с лишним тысячи лет после Моисея человечество не нашло лучшего способа утилизировать продукты человеческой жизнедеятельности, чем прятать их в землю. Существовали разные методы очистки городов от этих «продуктов»: в Древнем Риме — общественные уборные с проточной водой, в «Декамероне» Боккаччо — доска через улицу, золотари с бочками в средневековых городах и т.п. Прогрессивные лондонцы продолжительное время сбрасывали «продукты» в Темзу, пока не поняли всю пагубность такого способа утилизации. В результате все современные системы обращения с «мягкими бытовыми отходами» тем или иным образом на конечном этапе сводятся к их захоронению в землю.
Из собственного опыта знаю, что туристы-байдарочники, останавливавшиеся на стоянку на несколько дней, непременно делали возле лагеря временную уборную, чтобы не загаживать лес и реку, а когда снимались с места, засыпали ее землей, вроде бы ничего и не было.
Понятно, что подавляющее большинство киевлян и жителей других городов психологически не готовы к такому варианту развития событий, но — убежден — им не останется ничего другого, как в случае блэкаута самоорганизоваться, выкопать и оборудовать возле многоэтажек дворовые уборные. К счастью, среди киевлян много выходцев из сел, хорошо знающих, как это делается.
Ну, а пока до этого не дошло, молимся за наших воинов, за ПВО и ценим самоотверженный труд наших энергетиков и коммунальщиков.