UA / RU
Поддержать ZN.ua

Back in the U.S.S.R? Вперед к Европе!

Общественно-политическая дискуссия на тему целесообразности или нецелесообразности вступления Украины в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана сегодня весьма далека от образцовой. Даже политики слабо разбираются в этой теме и говорят скорее о каком-то символическом ее значении, взаимной экономической интеграции и малосодержательной «дружбе народов»…

Автор: Юлия Тимошенко

Общественно-политическая дискуссия на тему целесообразности или нецелесообразности вступления Украины в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана сегодня весьма далека от образцовой. Даже политики слабо разбираются в этой теме и говорят скорее о каком-то символическом ее значении, взаимной экономической интеграции и малосодержательной «дружбе народов».

Простые люди, которые не очень осведомленные в вопросах международных ориентиров новой украинской власти, относятся к Таможенному союзу (ТС) двойственно. Одни, безусловно, за, причем на уровне первичных инстинктов. В их представлении быть за вступление в Таможенный союз - это все равно, что быть за Януковича. Это так же, как прежде Чапаев объяснял Фурманову, что он за тот Интернационал, в котором Ленин. Другая часть, безусловно, против. Поскольку, снова-таки на уровне инстинктов, что-то такое слышится им в этом Таможенном союзе типично антигосударственное и антиукраинское.

Впрочем, ни те, ни другие не представляют весь масштаб изменений, которые станут реальностью уже на следующий день после возможного вступления Украины в Таможенный союз, не осознают опасности, которая реально нависает над суверенитетом, независимостью нашего государства. Словом, почти никто не осознает, что «острие» Таможенного союза нацелено совсем не на украинскую таможню, а на всю Украину!

Прежде всего нужно вспомнить, что таможенные правила в странах Таможенного союза регулируются Договором о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года, и предпосылкой вхождения страны в Таможенный союз является ее вступление в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

Согласно правилам ЕврАзЭС, страны имеют НЕРАВНЫЕ и НЕОДИНАКОВЫЕ права. Такое неравенство определяется в соответствии с их взносами: Россия - 40%, Беларусь и Казахстан - по 20, Киргизстан и Таджикистан - по 10%.

Все решения в ЕврАзЭС принимаются простым большинством голосов. Таким образом, эта организация является своеобразным акционерным обществом, в котором экономический суверенитет одной страны может быть ограничен по решению других стран, которые совокупно наберут 50+1 процент голосов. Миноритарный акционер в таком случае теряет все.

А теперь предположим, что Украине нужно утвердить какое-то решение в защиту национального интереса, но такое, которое так или иначе - с экономической точки зрения - не очень устраивает соседей. Для этого нам нужно будет создать «фронт» вместе с Беларусью, Казахстаном, Киргизстаном и Таджикистаном (60%).

России же, чтобы заблокировать любую такую идею, стоит договориться только с Беларусью (40+20=60%) или только с Казахстаном, по той же формуле.

Здесь не стоит никого осуждать: каждый защищает свои интересы. Для нас же важно лишь то, что мы для себя такого механизма не будем иметь.

Кроме того, регламент ЕврАзЭС предусматривает создание Суда Сообщества, решения которого могут останавливать или изменять решения национальных судов Украины. Суд этот находится в Санкт-Петербурге и руководствуется нормами гражданского, административного и уголовного права, которые действуют по месту расположения суда (!) И что дальше? Будем ездить на защиту национального интереса, как гоголевский Вакула за башмачками к царице?

Сужение национального суверенитета читается почти в каждом положении учредительных документов ЕврАзЭС. Так, согласно Заявлению, которое прилагается к Договору о создании ЕврАзЭС, его деятельность направлена, в частности, на «формирование единой таможенной границы и единого таможенного тарифа». Кроме того, предлагается установить единую экономическую (следовательно, таможенную) границу Сообщества. Это тянет за собой создание единого органа координации и управления пограничной службой. Очевидно, вместе с пограничниками и собаками. Предлагается в дальнейшем создать общую платежную систему, ввести единую валюту и единый центральный (эмиссионный) банк.

В таком случае договор об участии Украины в ЕврАзЭС можно будет подписывать не под звуки национального гимна, а под один из хитов The Beatles - Back in the U.S.S.R...

Идем дальше. Соответственно Договору о Таможенном союзе, решения Комиссии Таможенного союза являются обязательными для выполнения на территории стран-членов. Следовательно, решение комиссии имеют приоритет над нормами национального законодательства, включая нормы национальных конституций.

Что нам делать в таких структурах и как можно надеяться защитить национальный суверенитет? - А никак!

Голоса в самом Таможенном союзе распределяются немного по другой схеме, чем в ЕврАзЭС. Здесь пропорции такие: Россия - 57%, Казахстан - 21,5, Беларусь - 21,5. И, даже учитывая то, что решение в ТС утверждаются двумя третями, не нужно быть великим математиком, чтобы увидеть, что одной конкретной стране будет принимать решение значительно легче, чем другим. И эта страна - не Украина, как вы догадываетесь.

В Договоре о создании ТС указано, что любая сторона, которая не соглашается с решением Комиссии ТС, может требовать вынести такой вопрос на рассмотрение «вышестоящего органа», который состоит из президентов соответствующих стран. Так что, фактически предлагается передать надгосударственные полномочия в руки президентов. Этим нарушается конституционный принцип распределения полномочий между разными ветвями власти.

И отдельно о формате «3+1». Согласно статье 114 Договора о Таможенном союзе, никакие оговорки к нему не позволяются. Так что, Виктор Федорович, «один плюс три» - это всего лишь «четыре», а не хитрая международная доктрина Украины.

Описанный выше конструктивный недостаток Таможенного союза перечеркивает все выгоды от него, которые в краткосрочной перспективе, не исключаю, и возможны. Хотя, разумеется, далеко не в таких масштабах, как нам рассказывают, преувеличивая мыслимые и немыслимые выгоды Украины от вступления в ТС и потери тех, кто нас туда так настойчиво приглашает.

Здесь всем нам стоит задуматься, чем мотивирована такая глубокая готовность понести многомиллиардные жертвы ради нас.

Ровно как и надлежит принять во внимание четкий месседж Евросоюза: Таможенный союз несовместим с соглашением о Зоне свободной торговли с ЕС, а значит, и с соглашением о политической ассоциации. А от прогресса в этих двух вопросах напрямую зависит вся наша европейская перспектива. Цитирую «Украинскую правду»: «Посол Германии Ганс-Юрген Гаймзет считает взаимоисключающими прямое вступление Украины в Таможенный союз в рамках Единого экономического пространства и создание Зоны свободной торговли с Европейским Союзом».

Наша политическая сила всегда настаивала на Зоне свободной торговли с ЕС (ЗСТ).

Во-первых, в Зоне свободной торговли нет никаких «тайных палат», которые могут делегировать национальные права Украины каким-то третьим силам.

Во-вторых, при ЗСТ предусматривается решать споры в арбитражном порядке. Арбитраж регулируется правилами Всемирной организации торговли. И ЕС и Украина могут договариваться о применении норм права (европейского или украинского) для решения споров.

В-третьих, Зона свободной торговли не предусматривает изъятий из общего таможенного режима. Тогда, как это практикуется в Таможенном союзе, - например, устанавливаются экспортные пошлины на углеводные продукты или лес.

Подытоживая возможности вступления Украины в Зону свободной торговли, можем сделать вывод, что ЗСТ не несет Украинскому государству никаких реальных угроз. За исключением, возможно, самого слова «зона», которое может вызывать какие-то отрицательные ассоциации у украинского президента.

Предельно ясно: речь идет о вопросе принципиального политического выбора.

Мы получили государственную независимость 20 лет назад. С точки зрения мировой истории, это почти ничего, один миг. И мы - и власть, и оппозиция - должны знать и помнить, что получать независимость трудно, а терять очень легко. Нельзя допустить, чтобы в юбилейный год независимости вдруг начать кроить эту независимость, как салями. Нельзя допустить того, чтобы 20-й год независимости государства стал началом года сворачивания государства.

И нужно прекратить спорить, где нас больше любят - в Москве или в Европе. Поскольку нас не полюбят ни там, ни там, если мы сами себя не полюбим и не станем уважать.

Нужно знать, что современный мир жесткий и конкурентный. Мы - не родные ни в Москве, ни в Брюсселе, и даже не двоюродные. Никому сильная Украина так не нужна, как нам самым. И потому на современном этапе нужно хотя бы лишить политиков крайней формы дальтонизма: говорить на черное - белое, а на белое - черное. Нужно просто видеть - где ровный и относительно прямой путь к модернизации, а где - утоптанная тропинка к галерам.

Информационные агентства сообщили, что Виктор Янукович на встрече с Владимиром Путиным не дал прямого согласия на участие Украины в Таможенном союзе... Учитывая то, что это сообщение так настойчиво продвигали «неназванные источники», могу прогнозировать, что Виктор Федорович о таком эпизоде переговоров даже не подозревает. Наша власть, мягко говоря, не очень хорошо разбирается в геополитике. В ней в этой сфере действуют такие же правила, как и в бизнесе: украл-перепродал.

Но я надеюсь, что украинскому президенту все же кто-то объяснит, что вступление Украины в Таможенный союз - это фактически первый шаг к потере государственности со всеми ее атрибутами. С должностью президента включительно. Как ненужной. Как ни крути, но слишком дорогая цена за «Украину без Януковича».

Украина - это европейское государство. И наше будущее, я убеждена, - в свободной и объединенной Европе.

Поэтому мое видение и стратегия четки и открыты: наше государство и общество должны делать шаги, которые приближают нас к Евросоюзу и делают страну больше совместимой с европейскими ценностями и нормами - как в политике, так и в экономике.

Движение к Таможенному союзу прямо противоречит этому видению и этой стратегии. Таможенный союз несовместим с углубленной и всеохватывающей Зоной свободной торговли между Украиной и ЕС.

Именно во время моего правительства Украина стала членом ВТО. И именно мое правительство начало переговоры с Евросоюзом о создании Зоны свободной торговли.

Я считаю, что нужно сделать все, чтобы уже в этом - 2011 году - было подписано Соглашение об Ассоциации между Украиной и ЕС. Этого я буду требовать от украинской власти. С этим буду апеллировать к европейским друзьям Украины. Ради этого задействую все свои связи с европейскими политиками. Приложу усилия к тому, чтобы нас услышали и поняли российские партнеры.

Конечно, углубление взаимовыгодных экономических и торговых отношений с Россией, Беларусью, Казахстаном и другими странами СНГ на принципах свободной торговли тоже является важной задачей. Но не ценой потери государственного суверенитета. Также принципиально, чтобы способ и механизмы его выполнения не вступали у противоречие с нашим стратегическим направлением - модернизацией Украины через ее последовательную и глубинную европеизацию и демократизацию.

Я убеждена, что и партнерам Украины не следует пользоваться безграмотностью и бесхребетностью нынешнего украинского руководства при заключении любых заведомо неравноправных соглашений. Они должны понимать, что такого рода навязанные договоренности не будут иметь исторической перспективы. Несвободу никто долго терпеть не будет.

P.S. Внутри структур, подобных Таможенному союзу, хорошо живется непрозрачности и олигархии, которая плевать хотела на национальные интересы Украины.

Судите сами. Российское государственное статистическое агентство РОССТАТ декларирует экспорт товаров из России на сумму 15,92 млрд. долл. США. В то же время Госкомстат Украины фиксирует стоимость российского импорта на сумму 19,76 млрд. долл. США. Разница - 3,84 млрд. долл. Где она? Она на «кипрах», на разнообразных офшорных счетах, чтобы не облагать экпортной пошлиной РФ.

С другой стороны, Госкомстат Украины декларирует экспорт украинских товаров в РФ на сумму 12,13 млрд. долл. США. А РОССТАТ показывает 9,83! Схема проста - получить большее возмещение НДС из украинского бюджета. Возможно, кому-то и нравится такой симбиоз, но он не имеет ничего общего с государственными интересами Украины.

…Словом, можно еще долго говорить о последствиях вступления Украины в Таможенный союз. Можно показать угрозы, которые несет в себе приведение ставок таможенного тарифа в соответствие с нормами и требованиями ТС, что приведет к штрафным санкциям со стороны ВТО. Можно говорить о том, что игра в «таможенные союзы» закроет путь украинских труб, металлопродукции, продуктов химической области и аграрных товаров в страны ВТО. Можно говорить о том, что участие в Таможенном союзе поставит окончательный крест на евроинтеграции Украины... Можно...

Но у меня еще есть надежда, что мы способны не допустить вступления Украины в Таможенный союз. Для этого нужно какими-то черными ходами, кулуарами, тайными знаками, азбукой Морзе или шрифтом Брайля, с помощью друзей и недругов, окружения, журналистов, общественности - показать Януковичу, ЧТО он лично может потерять в случае вступления Украины в Таможенный союз. Потерять то, ради чего он и пришел на должность главы государства, потерять возможность воплощения принципа «разделяй и властвуй». Как ни странно, но, может, не национальные интересы и государственническая идеология, а элементарные финансово-имущественные аппетиты президента предостерегут его от этого шага.

…В самом крайнем случае можно по всему пути - с улицы Банковой вплоть до Межигорья - поставить билборды с сообщениями на доступном для Виктора Федоровича языке: «Федорыч, это - кидок»...