UA / RU
Поддержать ZN.ua

Аттестация — это только первый этап очищения наших рядов

Поскольку в последнее время в СМИ появляется много различной информации о ходе аттестационного процесса личного состава Национальной полиции Украины, я признателен еженедельнику "Зеркало недели. Украина" за возможность высказать альтернативную точку зрения как человек, который непосредственно вовлечен в аттестационный процесс со стороны НПУ.

Автор: Константин Бушуев

Поскольку в последнее время в СМИ появляется много различной информации о ходе аттестационного процесса личного состава Национальной полиции Украины, я признателен еженедельнику "Зеркало недели. Украина" за возможность высказать альтернативную точку зрения как человек, который непосредственно вовлечен в аттестационный процесс со стороны НПУ.

На сегодняшний день процесс аттестации в ряде областей еще не завершен. Например, во Львовской, где сроки проведения переаттестации руководящего состава были смещены по разным причинам. В частности и организационным. Ведь аттестация - это сложный логистический процесс, требующий немалых технических и человеческих ресурсов. Но одно можно сказать наверняка: несмотря на смещенные сроки завершения аттестации, все главные управления Нацполиции уложатся в срок до 30 сентября.

О правильности ведения аттестационного процесса

Сначала нам говорили, что надо уволить всех, а это, замечу, 130 тыс. сотрудников, и набрать новых. Конечно, по этому пути нельзя было идти. Процесс аттестации - только один из шагов очищения, который не ставит точку в формировании новой полиции. Нам удалось привлечь к формированию нового правоохранительного органа общественность. И для нас до сих пор остается актуальным вопрос работы аттестационных комиссий, которые берут на себя функции некоего арбитра и определяют компетентность или некомпетентность того или иного должностного лица. Объем работы, проведенный аттестационными и апелляционными комиссиями, чрезвычайно большой. Мы признательны общественности за участие в ней и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Возьмем для примера аттестационную комиссию Хмельницкой области, в состав которой входил и я. Сначала господствовала уверенность: все, кто придет на аттестацию, обязательно должны быть уволены с занимаемых должностей. Аргументация членов комиссии основывалась на домыслах и общепринятых представлениях относительно определенной категории работников управления полиции. Но после того как те, кто приходил на аттестационную комиссию, начинали отвечать на вопросы, а члены комиссии, вместо субъективных домыслов, начинали оперировать фактами, - все становилось на свои места, и напряжение спадало.

Надо понимать, что речь идет о формировании целой институционной составляющей отбора и непосредственном участии громады в создании новой полиции. Это правильное утверждение, и мы всеми доступными нам силами и средствами будем его реализовывать в четком соответствии с законом.

О публичности результатов прохождения аттестационной комиссии личным составом

Все сведения о прохождении или непрохождении аттестации сотрудниками НПУ, после обработки всего массива данных, полученных за 10 месяцев аттестационного процесса, будут обнародованы. Процесс аттестации личного состава Национальной полиции финиширует в конце сентября.

Вместе с тем мы должны понимать, что обеспечить защиту персональных данных каждого лица - наша обязанность. Например, это касается тех сотрудников, которые входят в состав сил и средств АТО. В связи со спецификой задач, которые они выполняют в зоне проведения антитеррористической операции, информация о них, согласно нормативно-правовым актам, определяющим перечень служебной информации, не может быть раскрыта полностью.

Об алгоритме самого
процесса аттестации

Я глубоко уважаю людей, отстаивающих собственное мнение аргументировано. И когда они принимают решение о входе или выходе из состава комиссии - должны быть аргументы. Не могу согласиться с тезисом, что мы оставляем профессионалов, независимо от того, хорошие они или плохие. Это не так, потому что человек, который, пользуясь своими профессиональными способностями, совершает противоправные действия, - это не профессионал, а преступник.

Хватает ли 30 минут, чтобы провести объективную аттестацию? Трудно сказать, ведь это зависит от того, какую цель ставит перед собой член комиссии. Если принять во внимание, что общая численность личного состава составляет 130 тыс. чел., соотнести это количество с выделенным временем, учитывая, что изучение каждого дела должно быть подробным, с использованием полиграфа (из практики знаем, что прохождение полиграфа дополнительно может занимать от 4 до 12 часов), то трудно понять, где найти человеческий ресурс для проведения такой аттестации.

Кроме того, такой подход тоже несовершенен. Ведь если, по разным причинам, аттестованный работник после 12-часового собеседования все же согласится на взятку, то кто же возьмет на себя ответственность за это? Мы открыты и признательны всем, кто помогает нам и участвует в этом процессе. Признательны общественным активистам. Но критика с их стороны в наш адрес - не всегда объективная.

Следует понимать, что аттестация - это кропотливый, монотонный и несколько затянутый во времени процесс, иногда требующий до 12 часов работы. Нас упрекают в том, что в нем мало участвовала общественность. Но никто не говорит, что и сами общественные активисты, вовлеченные в работу комиссий, в силу жизненных обстоятельств, не всегда могли участвовать в ежедневной работе. Бывали случаи, когда из пяти представителей гражданского общества присутствовал один или три. И это без учета ежедневной обработки материалов и анкет. К кому будут выдвигаться претензии в таком случае? Сказать, что мы создали постоянно действующий орган, который стопроцентным составом ежедневно, беспрерывно, не решая других вопросов, будет заниматься этой работой, к сожалению, не можем.

Да, были отдельные факты, когда количество представителей НПУ превышала количество представителей общественности. Но это далеко не устоявшаяся практика и не тот способ, которым мы якобы пытались влиять на работу комиссий. Мы все вместе, понимая необратимость дальнейшего развития и движения Нацполиции как новообразованного органа, должны выполнять свою работу. Я не воспринимаю фразу "реформа НПУ" сквозь призму того, что это не реформа Нацполиции, а один из этапов реформирования правоохранительной системы, в рамках которого реализован и создан новый орган - Национальная полиция Украины.

О дальнейшем взаимодействии Национальной полиции Украины с общественностью

Сейчас мы находимся на стадии ее формирования, становления и функционирования по новым правилам, в соответствии с вызовами, которые ставят перед нами общество и время. Поэтому в данном случае я сказал бы так: насколько активным будет участие общественности в этих процессах, настолько эффективно будет реализовано видение гражданским обществом нового сервисного формата полиции.

Мы очень признательны всем активистам, участвовавшим в работе комиссий, и, безусловно, надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество в рамках полицейских комиссий на всех этапах преобразования и реформирования НПУ. Полицейская комиссия призвана реализовать задачу имплементации из гражданского общества в Нацполицию новых профессиональных и порядочных кадров.

Сейчас у нас открыты наборы следователей, участковых, патрульной полиции, продолжается формирование полицейских комиссий межрегиональных территориальных органов защиты экономики и противодействия незаконному обороту наркотиков, киберпреступности и других подразделений, которые прежде всего требуют укомплектования по своим функционалам. Понятно, что процесс очищения, начатый нами менее года назад, - это только первая ступенька в формировании рядов Национальной полиции. Был ли этот процесс простым? Нет! Есть ли пробелы? Безусловно. Но мы не можем позволить себе вернуться назад, ведь нас не поймут люди.