UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Арабская весна" в Галичине

Немало жителей Западной Украины готовы протестовать до полной смены действующей власти, поскольку ими руководит "страх бояться

Автор: Роман Якель

Кровавые события последних дней в Киеве восприняли на западе Украины как разновидность "арабской весны", то есть волны революций, прокатившей по арабским странам - Тунису, Египту, Йемену, Ливии (в Сирии и Бахрейне массовые протесты продолжаются до сих пор).

Коррумпированная, недейственная исполнительная ветвь власти, правоохранительные органы и суды довели украинцев до точки кипения. А во вторник, когда внутренние войска и спецподразделение "Беркут" пошли на зачистку Майдана в Киеве, нервы начали сдавать и у людей в Галичине.

Традиционные оппозиционные партии - "Свобода", УДАР и "Батьківщина" - уже не смогли направить местный Майдан в русло мирных протестов. В критический период заявили о себе горячие головы. Теперь революционный бунт, по выражению российского философа Николая Бердяева, стал темным и беспощадным. Вечером 18 января молодые радикалы в масках при поддержке обозленных своеволием власти местных жителей открыли, а точнее - восстановили второй фронт, который только что (два дня тому назад!) был закрыт после освобождения облгосадминистраций и передачи их под контроль ответственных лиц ОГА.

В Ивано-Франковске митингующие без жесткого сопротивления со стороны милиции вернулись в здание облгосадминистрации, обустроив в тамошнем фойе кухню и ночлег. На другом фронте действовали более сотни радикально настроенных человек. На улице Академика Сахарова они начали бить окна в УМВД области. А после того, как к погромщикам вышел начальник областной милиции Василий Фелик и написал заявление об увольнении, переключились на областное управление СБУ, находящееся в одном здании с милицией. В разбитые окна полетели "коктейли Молотова". В офисе спецслужбы вспыхнул пожар. Несколько работников СБУ из окон начали стрелять в толпу из травматического оружия, но скоро выстрелы стихли. Когда режимный объект пал, сокрушители свободно ходили по помещениям. Они попали в подвалы дома и захватили огнестрельное оружие - автоматы, патроны и даже пулемет. Часть вооружения исчезла неизвестно куда.

В Тернополе первый штурм здания облгосадминистрации и облсовета милиция отразила. Были задержаны четыре человека, однако их отпустили, взяв с них обещание не продолжать радикальные действия. Призывы к силовикам сложить щиты и спецсредства не были услышаны. Люди в форме покинули здание через другой выход. Дальше ситуация стала вообще неконтролируемой. Протестующие побили окна на первых этажах "белого дома", ворвались внутрь, прошлись по этажам, уничтожив мелкую мебель.

Вскоре радикалы разгромили и сожгли Тернопольский горотдел внутренних дел, уничтожили до десятка милицейских машин, перевернули пустой автозак. Возле УМВД их уже ожидали милиционеры, бросавшие, по утверждению некоторых оппозиционных политиков, в погромщиков светошумовые гранаты. Но и это не сдержало, а только активизировало погром и поджог кабинетов на первых этажах дома областной милиции (по разной информации, огнестрельного оружия, к счастью, не удалось захватить). Позднее похожая судьба постигла здание ГАИ. Городской глава Тернополя Сергей Надал информировал журналистов, что за ночь в учреждения здравоохранения Тернополя обратились 10 человек, из которых восемь - правоохранители, а двое - протестующие. Многим тернопольчанам, отравившимся газами или получившим телесные повреждения, помощь уже оказывали в медпункте оргкомитета областного Штаба национального сопротивления.

Радикалы в дальнейшем не встречали надлежащего сопротивления, так что ворвались в здания областной и городской прокуратуры, вынесли оттуда сейфы с бумагами, компьютерную технику. Впечатляющая картинка: на улице лежали груды сожженных папок с уголовными делами и других документов (порадоваться могут разве что нарушители закона и "стукачи"). В Ивано-Франковске погромщики тоже ворвались в здание областной прокуратуры, откуда вынесли и сожгли документацию.

Судебную систему, которой украинцы доверяют едва ли не меньше всего, в Тернополе тоже "не обошли вниманием". Еще в среду утром пожарные машины тушили пожар в помещениях Тернопольского горрайонного суда. Возле него так же валялись горы обгоревших судебных дел. Немного пострадало здание УСБУ в области. Радикализм заострился до предела, превратившись уже в мародерство. Заодно разгромили магазин "Патриот", обеспечивавший майдановцев одеждой и инвентарем.

Как в Ивано-Франковске, так и в Тернополе областные штабы национального сопротивления, отряды самообороны и ряд общественных организаций - участников Майдана - не взяли на себя ответственность за радикальные действия, в которых трудно найти что-то общее с демократией. Причастность к этим акциям отрицает и "Правый сектор". Очевидно, крайней оказалась власть, не способная научиться вести диалог с обществом.

Однако параллельно с уничтожением админзданий общественность Тернополья вносила лепту в поддержку Майдана в Киеве. В городе общую мобилизацию объявили еще во вторник утром, не дожидаясь от руководства МВД и СБУ ультиматума "прекратить акцию протеста до 18 часов". В столицу отправили более десятка автобусов. Они добрались до эпицентра событий и помогли удержать защиту Майдана. По несколько автобусов отъезжали и в последующие дни. Но заострилась проблема со снаряжением для будущих защитников киевского Майдана и медикаментами для раненых. Этих вещей просто не хватает.

Жители Тернополья продемонстрировали, что они способны всяческими способами добиваться перехода милиции на сторону народа. В среду, 19 февраля, произошел беспрецедентный случай в истории Майдана. Близ райцентра Збараж местные жители вместе с членами штаба национального сопротивления, областными депутатами остановили и разоружили отряд "Беркута", возвращавшийся из Киева. Двадцать беркутовцев доставили в Тернополь, и на центральной площади города принудили присягать на Библии на верность украинскому народу и сдавать служебные удостоверения. Их же милицейский опыт местный штаб национального сопротивления и власть Тернополя планируют использовать в новообразованной городской общественной организации "Охрана правопорядка".

На момент подготовки этой статьи руководство облгосадминистрации и силовых органов - УМВД, прокуратуры, УСБУ - не оправилось от испуга. После погромов прокурор Тернопольской области Геннадий Мовчан в общих фразах заверил общественность, что "все проявления пренебрежения к закону получат надлежащую правовую оценку, а лица, виновные в поджогах и массовых беспорядках, подвергнутся наказанию согласно действующему законодательству". Страж закона традиционно попросил "прекратить насилие и агрессию относительно своих земляков, не поддаваться эмоциям и действовать в правовом поле". Но его предостережения вряд ли остановят новые волны протестов, в том числе и неконтролируемые действия. Немало жителей Западной Украины готовы протестовать до полной смены действующей власти, поскольку ими руководит "страх бояться".