UA / RU
Поддержать ZN.ua

99-й едва не стал 100-м

Как и ожидалось, единая команда прошла легко и просто. Но только в четырех округах. В 99-м победил Табалов, опередив своего соперника на два с половиной процента.

Автор: Светлана Орел

Наша область до сих пор не может забыть о псевдославе своего бывшего сотого округа. Хотя номера округов немного сместили, почти подсознательная боязнь произвола и безбожной фальсификации накануне каждых последующих выборов нет-нет да и дает о себе знать. За неделю до них во время круглого стола «Не повторим 100-го округа», инициированного оппозицией, глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко подчеркнул, что на Кировоградщине будет идти отчаянная борьба между кандидатами-мажоритарщиками, здесь развернется поле битвы, сказал он, на котором будут и конкуренция, и противостояние. Но многие восприняли его слова весьма скептически, потому что это поле задолго до выборов, не говоря уже о самой избирательной кампании, тщательно обрабатывала и засевала пиаром и деньгами Партия регионов.

Единая команда - пятеро кандидатов, каждый с солидным фолиантом «Центральный регион-2015» в руках, по одному на каждый округ - во главе с председателем облгосадминистрации Сергеем Лариным, кажется, едва ли не стала коллективным членом семьи каждого жителя Кировоградщины. Практически все газеты, радио, телевидение, часть интернет-ресурса, партийные издания, листовки, ну и, конечно, билборды, буквально кричали о хороших делах будущих избранников. И это были не только слова.

Новые детсады, отремонтированные палаты в больницах, новое оборудование, детская и спортивная площадки, школьные автобусы, не говоря уже об окнах, дверях и новых партах в школах. Апофеоз - торжественное открытие отреставрированного, точнее, отстроенного театра корифеев к его 130-летию. Перерезание лент, открытие всего, что только можно открыть, презентации всего, что только можно презентовать, праздники городов, сел и поселков - и везде на переднем плане представители единой команды. И почти прямым текстом: проголосуете за нас - будет так и дальше, не проголосуете - ждут вас тьма и нищета от «папередников». Привлечены десятки миллионов бюджетных средств, бизнес, поощренный властью, стал резко социально ответственным. У двоих из единой команды есть свои благотворительные фонды: у первого заместителя председателя областного совета Александра Шаталова - «Развитие Кировоградщины» (деньги стекались от многих предпринимателей области, но главный - крупный бизнесмен Станислав Березкин, кандидат на сотом округе: ему фактически пришлось финансово вытягивать два округа); у бывшего военного, владельца предприятия средней руки, Виталия Грушевского - «Возрождение поколений» (происхождение значительных средств остается загадкой). Остальным троим - тому же Станиславу Березкину, Александру Едину и Сергею Кузьменко - не нужны никакие фонды, они (или их семьи) - владельцы крупных бизнесов и многомиллионного состояния.

Их портреты - на витринах множества торговых точек, на видных местах в бюджетных и коммунальных заведениях. За неделю-две до выборов Сергей Ларин выступил с сенсационным (кое-кто считает его таким, а кое-кто - откровенным шантажом) заявлением: если хотя бы один из единой команды не получит доверия избирателей, я, дескать, уйду с должности. А надо сказать, что Ларин, лучший политтехнолог в Украине, как сам себя называет, в значительной степени сумел убедить жителей Кировоградщины, что он еще и самый лучший руководитель области за все новейшие времена.

Так вот какое поле битвы? Железобетон! Что могла противопоставить ему оппозиция - откровенно слабая, небогатая, внутренне противоречивая, непрощенная за прошлую измену лидера областной организации ВО «Батьківщина» Валерия Кальченко, еще с лета забросанная компрометирующими и крайне провокационными открытками неизвестного происхождения? По четырем округам и она, и УДАР выставили таких кандидатов - чтобы только считалось. По какому принципу их отбирали? Некоторых, кажется, по признакам личной преданности Кальченко. Это руководитель еще советской закалки, не терпящий возле себя других лидеров, людей с независимым мышлением, поэтому уже давно из локомотива оппозиции постепенно превращается в тормоз. Он в очередной раз стал народным депутатом по списку, но если ситуация в областной организации не изменится, это может стать причиной очередного краха.

В 99-м, бывшем сотом, на политический ринг вышел Андрей Табалов. Он - выходец из «Фронту змін», выпускник Брайтонского университета, молодой успешный бизнесмен. Его семья - владельцы многих перерабатывающих предприятий, выпускающих продукцию под известными марками «Формула смаку» и «Волошкове поле», они входят в 200 самых богатых семей Украины. Кроме того, Андрею в наследство от отца, Александра Николаевича (кстати, списочника-победителя), достались и «скелеты в шкафу» - весь негатив, который связывают с Табаловыми.

Андрей, человек европейского мышления, отнесся к выборам как к соревнованию (подготовил программу модернизации жилищно-коммунальной системы города, предложения скорейшего удовлетворения спроса на места в детских садиках) и попал фактически на войну. Ему часто приходилось оправдываться - то по поводу своих отношений с Кальченко, то, что он не будет вешать на столбах и не будет закатывать в асфальт своих оппонентов (листовки неизвестного происхождения буквально с таким текстом и якобы с подписями кандидатов от оппозиции были распространены за месяц до выборов), то, что он все-таки не подкупает своих избирателей. А через несколько дней до голосования город ошеломил скандал: в офисе Александра Табалова разоблачена организация подкупа избирателей.

В Интернете появилось видео, на котором чьи-то руки нервно перекладывают бумаги на столе, а голоса договариваются, что будут раздавать по сто гривен за соответствующую галочку, а кто соберет 15 таких добровольцев - получит все 450. Это якобы зафиксировал журналист областной государственной ТРК, которому заранее сообщили, что готовится подкуп. Также заранее было заготовлено решение суда Кировоградского района об обыске в офисе, своевременно появилась милиция, а в завершение - белый и пушистый кандидат от власти Александр Шаталов. И хотя суд первой инстанции не обнаружил доказательств подкупа, Днепропетровский апелляционный суд признал: была подготовка к его организации. Конечно, оппозиция выступила с заявлением, что все это провокация. Но огласка пошла, и осадок остался.

От УДАРа в 99-м округе баллотировался паренек из Ривного, путешественник и автор дорожных заметок Максим Кидрук, который, очевидно, преждевременно называет себя писателем. В соседнем округе оппозицию представлял свободовец, украинский патриот и хороший гитарист Сергей Василюк. И они, и другие кандидаты по-своему интересные личности, но, очевидно, значительная часть избирателей не увидела среди них тех, кому бы хотела выразить доверие. И просто не пришла на выборы. На этот раз явка на традиционно консервативной Кировоградщине была самой низкой за все время независимости - немного более 50 процентов.

Как и ожидалось, единая команда прошла легко и просто. Но только в четырех округах. В 99-м победил Табалов, опередив своего соперника на два с половиной процента. По спискам же наоборот - на четырех округах победила объединенная оппозиция, обогнав Партию регионов где на десять, где на три процента. И только в Александрийском 103-м округе ПР получила на шесть процентов больше голосов. Такой результат, как и почти десять процентов «Свободы» в областном центре, для многих стал неожиданностью.

И для партии власти тоже. Областной штаб Партии регионов обратился в суд, оспаривая результаты выборов по почти тридцати участкам 99-го округа, где уверенно побеждал Андрей Табалов. Появился какой-то депутат Горовой (родом из Харцизска (?!)), заявивший, что его представителей не пускали на участки, а следовательно, результаты там могут быть сфальсифицированы. Большинство членов участковых комиссий, даже от ПР, не подтвердили претензий Горового. В то же время несколько раз куда-то исчезал заместитель председателя окружкома Петр Чубченко, а главы участковых комиссий не могли сдать свои протоколы. Толкотня, нервотрепка, пикетирование окружкома, митинги оппозиции, Партии регионов. Все это продолжалось почти неделю. Наконец окружная комиссия подписала протокол, в котором зафиксировала победу оппозиционного кандидата.

Конечно, на фоне «Беркута» и поломанных ребер и пальцев, ситуация на 99-м была относительно спокойной. Но многие ощутили бывший драйв сотого округа. В какие-то моменты казалось, что к возврату тогдашнего произвола оставался один шаг.

И не только это должно стать уроком нынешних выборов. Неожиданное высокое доверие к оппозиции (в четырех округах количество голосов, отданных за оппозицию и УДАР, суммарно значительно превысили результат, полученный членами единой команды) - голосование не «за», а «против». Если оппозиционные силы в конце концов откажутся от мелких амбиций и выдвинут из своих рядов кандидатов на настоящих лидеров общественного мнения, то следующие выборы - а они, похоже, будут внеочередными - могут стать прорывом к быстрым переменам к лучшему, если же нет - снова будем ходить по кругу. И вновь будем опасаться сотого округа…

P.S. Заявление Ларина, как выяснилось, было просто… шантажом, потому что буквально на следующий день после выборов в своем блоге он объявил, что, дескать, будем работать дальше. Местные же СМИ целыми полосами печатают - как во времена застоя - письма врачей, педагогов, культработников со слезными просьбами: дорогой Сергей Николаевич, не оставляйте нас! Для кого этот плач? Для жителей области или для администрации президента, где мониторят местные СМИ? Ведь успешного (и в кавычках, и без) Ларина прочат на место Станислава Скубашевского, куда ему не очень хотелось бы. Выплачут или нет?