Помидор помидору – рознь
Органический – значит, произведенный без применения химии, ароматизаторов, консервантов, ГМО. То есть натуральный, природный, естественный. Органические продукты являются реальной, а главное – здоровой альтернативой засилью «пластиковых» овощей и фруктов, супов из пакетиков и прочей «мусорной» еды. Согласитесь, тепличные томаты из супермаркета ни в какое сравнение не идут с сочными помидорами, трепетно выращенными на бабушкином огороде. И речь не только о вкусовых качествах и безопасности, но и полезности.
По данным Международного общества биологических фермеров, органические растения содержат на 70% больше аминокислот и витаминов. А все потому, что в удобряемой навозом и органическим компостом земле содержится в 5 раз больше кальция и в 2 тысячи раз больше железа, чем в обрабатываемой минеральными удобрениями. Органическое молоко и мясо также предпочтительнее в употреблении, ведь согласно принципам органического фермерства животные не прививаются антибиотиками и не едят «химию». Исследования показали, что от обычного органическое молоко отличается большим содержанием полиненасыщенных жирных кислот, просто незаменимых для нашего организма.
Органический подход
Преимущество органических продуктов давно осознали во всем мире. На рынке США они появились еще в далеких 70-х. А уже сегодня в стремлении питаться натуральной едой без химических добавок даже голливудские звезды не брезгуют собственноручно заниматься земледелием и фермерством. Многие знаменитости посвящают массу времени выращиванию органических овощей и фруктов на собственных участках. По подсчетам экспертов, мировые продажи органических продуктов уже составляют около 60 млрд долларов. А к 2020 году их оборот может достичь рекордных 200-250 млрд.
Органические продукты становятся популярными и в Украине. На полках отечественных магазинов уже продаются крупы, макароны, мюсли и даже алкоголь с пометкой «органик». Открываются небольшие специализированные магазинчики и бутики, а некоторые особо продвинутые фермерские хозяйства имеют собственные странички в интернете, где продают органические продукты «из первых рук». Надо сказать, что спрос значительно превышает предложение. Последние социологические исследования показывают, что 60% жителей украинских мегаполисов готовы покупать экологически чистые товары. При этом самыми востребованными продуктами могут стать мясо (39%), молоко и молочная продукция (36%), овощи и фрукты (29%), а также макаронные и хлебобулочные изделия (16%).
Подтвердить нельзя разжаловать
Однако мало назвать продукцию органической: столь высокий титул еще нужно подтвердить. Ведь даже сочный ароматный плод может быть выращен с использованием вредных химических удобрений. Вот тут-то и вступают в силу организации, обязанность которых – компетентно проверять производство и продукты на соответствие стандартам органичности. Во многих странах мира созданы специальные национальные программы, а также действуют единые международные требования к органическому производству и продукции. Так, в Евросоюзе для маркировки органических товаров используется особый логотип – европейский трилистник. Широко распространен логотип USD Национальной Органической Программы США. В Австрии на органических продуктах ставят отметку Biologisch, в Германии – ökologisch. Вариантов маркировки органической продукции множество – и каждая из них имеет право на существование.
Что касается Украины, то сертификация отечественного органического производства у нас началась еще в конце 90-х. «Первыми ласточками» стали отправляемые на экспорт зернобобовые и масличные культуры. Сегодня около 15 уполномоченных компаний осуществляют сертификацию на соответствие мировым органическим стандартам в Украине. Одна из них – ООО «Бюро Международной Сертификации», которое входит в международное партнерство компаний System of International Certification (Система Международной Сертификации, SIC). Именно эта организация принимала активное участие в разработке Закона Украины «Про органічне сільське господарство», является членом Комиссии по Кодексу Алиментариус Украины, участвует в международных органических движениях.
В благодатную почву
По словам экспертов, Украина находится на стадии конверсии – то есть на этапе перехода от неорганического к органическому хозяйствованию. И пока не закончится этот процесс, даже при соблюдении норм органического производства не все отечественные производители имеют права использовать логотип ЕС для маркировки своей продукции.
К сожалению, в Украине пока не действуют законодательные акты, которые бы регулировали органическое производство. В данном случае в силу вступают международные стандарты, принятые Комиссией по Кодексу Алиментариус, Всемирной организацией здоровья, Всемирной организацией охраны здоровья животных и т.п. (согласно законопроекту «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно безопасности пищевых продуктов»).
По словам генерального директора «Бюро Международной Сертификации» Наталии Алексеенко, были разработаны критерии к органическому производству в период конверсии. В его основу положен используемый во многих странах многоуровневый подход к оценке степени соответствия требований к органическому производству, в частности, аналогичный подход применен в Национальной Органической Программе NOP США. А для маркировки органической продукции в Украине был разработан значок Organic SIC.
Под знаком Organic
Правила сертификации органического производства согласно требованиям Кодекса Алиментариус, действующие в период конверсии, разработало Международное партнерство компаний System of International Certification (SIC, Система Международной Сертификации). Именно эти нормы для сертификации органических производств сегодня с успехом применяет «Бюро Международной Сертификации», которое представляет интересы SIC в Украине. Организация уже сертифицировала производство сухофруктов, орехов и даже… крепкого алкоголя (речь идет о водке ТМ «Хортиця», первой в Украине получившей статус Organic).
«Мы хотим поддержать национального производителя, который идет по нелегкому пути развития отечественного органического производства, – резюмирует Наталья Алексеенко. – Стремимся показать нашему потребителю, какую продукцию сегодня можно считать достаточно натуральной для употребления, доказать, что мы опять можем верить в качество украинских продуктов: молока, мяса, орехов, сухофруктов и даже ликеро-водочных изделий».
По прогнозам экспертов, органические перспективы Украины вполне реальны. Ведь для развития органического производства у нас есть все условия и предпосылки. Главное – чтобы сами потребители осознавали: наше будущее – за органическими продуктами.
Сергей Романов