UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина — Польша: евроразвод-2012

Когда УЕФА должна была выбрать одну из кандидатур на проведение Евро-2012, украинско-польскую заявку критиковали исходя из различных соображений...

Автор: Якуб Логинов

Когда УЕФА должна была выбрать одну из кандидатур на проведение Евро-2012, украинско-польскую заявку критиковали исходя из различных соображений. Однако едва ли не самые серьезные замечания скептиков касались способности украинцев и поляков тесно сотрудничать в одной команде. Ведь слова о «стратегическом партнерстве» — это одно, а, к примеру, координация транспортных инвестиций по обе стороны границы наилучшим образом так и не получается. И разве может быть иначе, если представители обеих наций не в полной мере понимают реалии и потребности соседей.

В Западной Украине достаточно людей, владеющих польским языком и разбирающихся в польских реалиях. Зато для большинства поляков Украина по-прежнему ассоциируется лишь с Советским Союзом, «челноками» из-за границы «на замке» и социальной напряженностью. А недавние протесты контрабандистов из польского приграничья, заявлявших на весь мир о своих «правах» свободно перевозить сигареты в Польшу, только укрепили эти стереотипы. В этом контексте уместен вопрос: способны ли люди, чьи знания об Украине ограничиваются лишь телевизионными сюжетами о «челноках» и заробитчанах, успешно сотрудничать с украинскими партнерами при решении общих проблем?

Война за должности

На бумаге все, как всегда, замечательно. Не так давно президенты Ющенко и Качиньский под вспышками фотокамер подписали соглашение о сотрудничестве при организации Европейского чемпионата по футболу 2012 года. Но даже несмотря на добрые намерения президентов и их советников, возможности этой ступени власти довольно ограничены. По крайней мере, в Польше подготовкой к первенству сейчас заведуют не президент и даже не правительство, а мэры шести городов-организаторов. Таков результат целого года скрытого соперничества за власть над Евро-2012 и связанное с ним распределение финансовых потоков и новых портфелей.

Поначалу можно было предположить, что результат этих соревнований будет противоположным. Уже через неделю после решения УЕФА тогдашний премьер Ярослав Качиньский возглавил только что созданный центральный комитет Евро-2012, опережая потенциальных соперников. Это был период, когда братья Качиньские контролировали почти всю центральную власть и утверждались на варшавских верхах.

Вместе с тем каждый из шести городов — организаторов Евро-2012 находился под контролем тогдашней оппозиции — «Гражданской платформы» и левых сил. Так что не случайно оппозиция и благосклонные к ней СМИ и общественные организации поддерживали требование мэров городов передать им большинство рычагов влияния на подготовку к чемпионату. Мэры хотели иметь определяющий голос при решении дел, лежащих вне компетенции городской власти, например, при определении будущего маршрута автобана или при принятии законодательных решений.

В конце концов мэры получили все, что хотели. Досрочные парламентские выборы в октябре прошлого года, на которых «Закон и справедливость» неожиданно потерял власть, означали окончательный переход укрепления «власти над Евро» в руки мэров. Сейчас теплые должности уже распределены, а правительство заявило, что послушно будет выполнять указания, которые ему будут давать города.

Сформирована в целом неплохая система. Однако вряд ли она гарантирует надежную координацию действий с украинскими партнерами. Хотя теоретически такого быть не должно: польская власть доверяет городам, а мэры создают различные платформы сотрудничества с украинскими городами-партнерами. И неважно, что недейственные. На вопрос журналистов, почему, например, не планируется строительство автобана Гданьск—Варшава—Львов, Министерство инфраструктуры может вполне справедливо ответить: муниципальные еврокомитеты не говорили нам о такой необходимости. Следовательно, есть более острые вызовы, но за это отвечаем уже не мы (правительство), а города.

Кадры решают все

В условиях острой борьбы за полномочия и правительство Качиньского, и города не могли позволить себе медлить с созданием своих комитетов по вопросам подготовки к футбольному первенству. Общим признаком процесса было то, что должности заняли свои, проверенные люди. О привлечении внешних экспертов, в том числе специалистов по вопросам Украины, речь даже не шла. Что можно понять, если поначалу вся энергия муниципальной власти была направлена на противостояние правительственным комитетам, создаваемым ведомствами воеводы (аналог облгосадминистрации).

Тем не менее нельзя сказать, что подготовка к Евро-2012 в польских городах ограничивается лишь политическим соперничеством и пиаром. После полугода фактической бездеятельности муниципальные политические комитеты как будто проснулись и основали публичные коммерческие общества, которые будут координировать строительство стадионов и других объектов. Кадровый состав их наблюдательного совета и управления ни для кого не был неожиданностью — это люди из местной политической и деловой общественной элиты, однако все же эксперты по конкретным вопросам: строительству, инвестициям, безопасности.

Поначалу никто (за исключением чиновничьего корпуса в Гданьске) не сомневался в необходимости оживить контакты с украинскими городами. Просто масса дел со сроком выполнения «на вчера» отодвинула «украинский вопрос» на задний план. Как позже выяснилось, навсегда.

Гонка стартовала

Различные темпы подготовки к европейскому первенству в каждом из шести польских городов-организаторов обусловлены не столько объективными факторами (например, объемом необходимых инвестиций), сколько политической ситуацией.

Конечно, столичный статус Варшавы дает этому городу преимущества уже на старте: столице намного легче получить государственные дотации на свои проекты. Согласно правительственному проекту инвестиционного плана Евро-2012 правительство должно выделить на инвестиции 1562 млн. злотых из центрального бюджета, из которых Варшава должна получить аж 1200 млн. Между тем Вроцлаву выделили только 110 млн., Гданьску — 144 млн., а Познани — 88 млн. Иначе говоря, столица получит в два-три раза больше средств в пересчете на душу населения, чем другие города, — несмотря на то, что она богаче их.

Скорый поезд на станции в Кракове
К тому же варшавские чиновники подсознательно чувствуют, что в случае любых задержек или проблем правительство дополнительно поможет финансово именно столице. А если такая ситуация возникнет в Познани, Вроцлаве или Гданьске, это может привести к потере права на проведение матчей Евро в пользу запасных Кракова или Хожува. Однако медаль имеет и оборотную сторону: варшавские чиновники работают менее эффективно, чем лишенные этого психологического комфорта коллеги из других городов.

Конечно, особая ситуация сложилась в запасных Кракове и Хожуве, которые готовятся к Евро-2012 с надеждой, что Познань, Вроцлав или Гданьск не успеют с подготовкой. Однако у промышленного Хожува скорее нет шансов на успех. Хотя этот город и считается футбольной столицей Польши, кроме стадиона, зоопарка, планетария и парка развлечений туристам нечего показать в этом населенном пункте Силезии — «польского Донбасса».

Иное дело — старинный Краков, который в свое время упустил шанс и поэтому стал лишь запасным городом, а теперь быстро движется по дистанции. В древней столице нет проблем с гостиницами, стадион уже стоит и требует только модернизации (правда, он не будет таким красивым, как арены в других городах). Есть сеть других спортивных объектов, в частности тренировочные базы и большой, известный многим украинцам аквапарк. Вдобавок у Кракова удобное сообщение с Вроцлавом и Германией (единственный в государстве настоящий автобан), Варшавой (единственная скорост­ная железнодорожная магистраль) и с Украиной (единственный запланированный автобан, имеющий шанс «доехать» до украинской границы, а также запланированная евроколея до Львова).

Поэтому все чаще можно услышать предложения, чтобы Краков заменил самый плохо подготовленный к Евро-2012 Гданьск. И эта идея выглядит убедительной не только с учетом состояния дел в самом Троймясте (Гданьско-Гдыньской метрополии). Недавно стало известно, что поляки почти точно не успеют построить удобное сообщение Гданьска с Познанью, немецкой границей (а следовательно с Европой) и Варшавой. А сообщение Гданьска с Украиной — это уже настоящая беда. Город потерял время, когда нужно было лоббировать выгодные для Гданьска маршруты будущих железных дорог и автобанов.

Однако, по мнению президента (мэра) Гданьска Павла Адамовича, лишение права на проведение Евро этому балтийскому городу не угрожает.

— Мы понимаем, что не удастся пос­троить необходимые сухопутные дороги, поэтому делаем ставку на развитие аэропорта, — говорит пан Адамович. — Спасением для Гданьска является также море. Так называемые морские автобаны, возникающие на Балтике, — это один из немногих путей сообщения, которые на сто процентов станут реальностью к 2012 году.

Причина проблем в Гданьске — политическая. Так же, как и строительство стадиона, городского голову беспокоит, как... избавиться от конкуренции соседней Гдыни, которая вместе с Гданьском, Сопотом и городами-спутниками образует единый городской организм с миллионным населением — Троймясто. Подготовка к чемпионату совпала во времени с дебатами о создании здесь единого управления. И хотя значительно больших экономических успехов достигает более динамичная Гдыня, все идет к созданию управления агломерацией именно под крылом мэра Гданьска, которого поддерживают маршал Поморья Ян Козловский и «премьер из Сопота» Дональд Туск.

В других городах такая серьезная политическая специфика отсутствовала. К примеру, легитимности городской власти Познани и Вроцлава никто не отрицал. Хотя некоторые проблемы возникли вокруг популярного мэра Вроцлава Рафала Дуткевича. В отличие от своего гданьского коллеги, он вынужден был бороться за власть над европодготовкой не с мэром какого-то соседнего города, а с... собственным партийным окружением из «Гражданской платформы». Короче говоря, окружению премьера Туска не понравилась популярность Дуткевича и его политические амбиции, которые могли бы завести вроцлавского лидера в президентское кресло на выборах 2010 года. Так что пришло политическое решение сверху — отодвинуть Дуткевича в тень.

Конечно, этот конфликт не мог не сказаться на подготовке Вроцлава к чемпионату. Однако в этом городе не все так плохо: Вроцлав и его управление чрезвычайно динамичны. А в вопросе самой подготовки к Евро неизменно лидирует Познань. Это — единственный город, где уже стартовала конкретная работа по строительству стадиона. Подготовительный этап начался также в Варшаве, однако при такой мощной поддержке со стороны центра (и финансовой, и относительно изменений в законы, которые писали под потребности именно Варшавы) это вряд ли является заслугой местного руководства.

Интересно посмотреть, чем руководствуются мэры и их заместители, подбирая состав многочисленных комитетов по проведению Евро, формирование которых нынче завершается.

В большинстве случаев важнейший критерий — это опыт чиновничьей работы в мэрии и лояльность к мэру. А значит, назначают чиновников, которые не всегда способны брать на себя риск и принимать нестандартные решения. А уж ориентацию в вопросах сотрудничества с Украиной во внимание не принимает абсолютно никто. Хотя в принципе период подготовки к Евро было бы очень желательно использовать для укрепления отношений между польскими и украинскими городами.

А сотрудничество с Украиной?

Ни для кого не секрет, что нынешний уровень экономического сотрудничества Польши и Украины — лишь небольшой процент тех перспектив, которые может открыть совместное проведение Евро-2012. Все понимают, что речь идет не о самом футболе, а о чем-то значительно более длительном и весомом. Продвижение инвестиционных и туристических возможностей Украины и Польши, которые совместным проведением чемпионата показывают всему континенту «единство в Европе» (это — кредо польских дипломатов в Киеве), было едва ли не основной целью президентов и руководителей правительств двух стран, готовивших и поддерживающих общую заявку.

Однако у польских городов — будущих хозяев Евро несколько иной взгляд на сотрудничество с Украиной. Лишь мэрия Вроцлава считает приоритетом использовать подготовку к Евро-2012 для развития сотрудничества со Львовом и другими украинскими городами. Эффектом вроцлавско-львовского диалога является взаимопонимание относительно строительства евроколеи, которая соединит Город Льва с Западной Европой через Перемышль и Вроцлав, вместо альтернативной трассы Львов—Варшава—Гданьск.

Вроцлав также активно рекламирует услуги своих высших учебных заведений среди потенциальных студентов из Западной Украины, делится со Львовом опытом и контактами, а также подает в европейские структуры много польско-украинских проектов. Столица Нижней Силезии действительно видит в сотрудничестве местного бизнеса с Украиной нереализованный потенциал и надеется немало выиграть благодаря будущему футбольному первенству.

Справедливости ради следует отметить, что мэрии Познани, Вроцлава и Кракова также не отрицают целесообразности такого сотрудничества. Эти города уже имеют определенные контакты с Украиной и готовы их развивать. Однако контакты развиваются скорее без вмешательства мэрий и Евро-2012.

А вот в Гданьске даже слышать не хотят о совместном украинско-польском проекте. Редакторы местных изданий даже последовательно вырезают из журналистских материалов о подготовке к Евро все упоминания об Украине...

Чтобы понять эту неприязнь гданьцев, нужно посмотреть в прошлое. Так уже сложилось, что большинство жителей послевоенного Гданьска — это переселенцы (или их потомки) с земель, отошедших Украине и Беларуси. Так что гданьцы скорее готовы сотрудничать с ментально более близкой им Германией и с Россией, которая в последнее время динамично «завоевывает» Балтику и выглядит привлекательным деловым партнером. К тому же гданьский порт практически живет с российского транзита, а тамошние менеджеры из сферы логистики просто в восторге от экономических успехов России в Балтийском регионе, особенно в соседнем с Гданьском Калининграде. Перспективе гданьско-российских интересов угрожает лишь одно — ненужная, по мнению некоторых, заангажированность Варшавы в поддержку евроатлантических устремлений далеких и чужих (с точки зрения Поморья) Украины и Грузии.

Интересно, что пресс-служба мэра Гданьска официально заявляет о своем нежелании сотрудничать с Украиной. Хотя во Вроцлаве или Варшаве такая декларация сразу же вызвала бы волну возмущения интеллектуалов. «Сотрудничество с украинскими городами наладим не раньше 2010 года. Пока еще рановато, тем более что все города заняты строительством стадионов», — разъясняет политику своего шефа Кароль Полейовский, руководитель пресс-службы мэра Павла Адамовича.

«ЗН» поинтересовалось у представителя гданьской мэрии, не целесообразно ли в контексте вроцлавско-львовского лоббирования продолжения евроколеи до Львова присоединиться к продвижению идеи железнодорожного сообщения Гданьска со Львовом (через Варшаву и Люблин). «Не будем этого делать, поскольку это не наше дело», — кратко ответил чиновник.

Проблема в том, что польское Министерство инфраструктуры также не берется устранять барьеры на оси Гданьск—Варшава—Львов. «Мэры Гданьска и Варшавы не заявляли нам о такой необходимости. Зато по просьбе Вроцлава, Кракова и Львова мы развиваем польско-украинский коридор «восток—запад», и этого будет достаточно. Иначе мы получили бы от Гданьска и Варшавы какой-то сигнал», — говорят представители министерства.

Как в этом случае будет происходить сухопутное движение от Львова до Гданьска и сохранит ли Гданьск вообще статус города — организатора чемпионата? Эти вопросы пока остаются открытыми.