UA / RU
Поддержать ZN.ua

Последефолтье страны Майского солнца

В истории и географии этой латиноамериканской страны можно найти много параллелей с Украиной. Но есть одна особенная история, из которой мы обязаны извлечь уроки. На будущее.

Автор: Андрей Блинов

Население этой страны - 42 миллиона человек. За последний год ее национальная валюта обвалилась более чем на 50%, длительное время поддерживался режим фиксированного обменного курса. В кредитной истории государства были неплатежи и реструктуризация внешнего долга. Около 10% ВВП этой стране приносит сельское хозяйство. Высоко значение экспортоориентированных машиностроения, пищевой промышленности и металлургии.

Украина? Вполне.

Впрочем, речь об Аргентине. В истории и географии этой латиноамериканской страны можно найти много параллелей с Украиной. Но есть одна особенная история, из которой мы обязаны извлечь уроки. На будущее.

Опять дефолт?

В конце июля 2014 г. нью-йоркский судья Томас Гриеза обязал Аргентину возместить в полном объеме средства двум американским хедж-фондам - NML Capital и Aurelius Management. Эти две финансовые компании в свое время выкупили аргентинский долг по заниженной цене. Вместе с этим американский судья наложил эмбарго на выплату 539 млн долл. США, которые ранее Буэнос-Айрес перечислил Bank of New York Mellon для выплат по реструктуризированным облигациям.

Таким образом, Аргентина, чья экономика является третьей по размеру в Латинской Америке (более 600 млрд долл. США), вновь оказалась на грани дефолта по гособлигациям.

В последний день июля рейтинговое агентство Fitch ухудшило рейтинг Аргентины как суверенного эмитента с уровня СС до RD. Дисконтируемым облигациям страны, выпущенным на внешние рынки, был присвоен рейтинг D. Агентство Standard&Poor's понизило рейтинг страны до "выборочного дефолта".

Правда, другое рейтинговое агентство Moody's ограничилось негативным прогнозом рейтинга Саа1, словно подчеркивая: экономических причин для дефолта нет. С ним согласна президент страны Кристина Фернандес де Киршнер: "Дефолт объявляют те, кто не платит, а Аргентина заплатила".

Министр экономики Аргентины Аксель Кисильоф считает, что это судебное решение подталкивает страну к техническому дефолту. "Как бы вы это ни воспринимали, такое поведение приведет к экономическому кризису в Аргентине. Наши люди могут оказаться в ситуации, когда долг их страны резко увеличится вдвое. Не напоминает ли это вам ситуацию 2001 г.?" - отметил он.

Для рядового аргентинца упоминание о 2001-м более чем болезненно. Тогда страна признала себя несостоятельной платить по обязательствам, которые накапливались и росли в течение трех десятилетий. Пришлось отказаться от главного завоевания "латиноамериканской стабильности" - фиксированного обменного курса песо к доллару, который в рамках currency board поддерживался на уровне 1:1. В первый месяц 2002 г. песо девальвировало вдвое, а уже через год национальная валюта Аргентины стоила дешевле в 3,5 раза.

При этом были объявлены многодневные банковские каникулы, дабы население не могло снять свои вклады в песо и конвертировать их в твердую валюту. Понимание того, что они остались без многолетних сбережений, заставило людей массово выйти на улицы. С пустыми кастрюлями, шинами, коктейлями Молотова. В пригородах Буэнос-Айреса протестующие грабили магазины, перегораживали дороги, вели уличные бои с полицией. "Мы голодны и хотим еды!" - самый популярный лозунг того времени.

Опасный прецедент

Это был протест не только против закрытия банков, но и против многолетней политики властей, приведшей к экономической руине.

Тогда Аргентина, имевшая госдолг свыше 95 млрд долл. США, объявила дефолт, поскольку не смогла заплатить 35 млрд долл. по внешнему долгу, из которых 8 млрд были оформлены на внутреннем рынке. Позднее, в 2005-м и 2010-м, задолженность была реструктурирована. Но на условия реструктуризации согласились 92,4% кредиторов, а группа хедж-фондов, которым Аргентина была должна около полутора миллиардов, потребовала погашения обязательств в полном объеме. В июне 2014-го Верховный суд США обязал Аргентину выплатить долги этим инвесторам, причем запретил проводить процентные платежи другим кредиторам до тех пор, пока она не достигнет соглашения с этими фондами.

Заплатить американским хедж-фондам аргентинское правительство может. Полтора миллиарда - это лишь 5% золотовалютных резервов страны.

Однако проблема в другом: если это произойдет, будет создан прецедент для других инвесторов. Аргентинские аналитики полагают, что тогда в одночасье придется погасить около 15 млрд долл. внешнего долга. А это свыше половины международных резервов государства.

Аргентине грозит перекрестный дефолт. По данным агентства Bloomberg, облигации Аргентины на сумму до 29 млрд долл. содержат условие того, что их держатели могут потребовать досрочного погашения бумаг, если выяснится, что эмитент неплатежеспособен. Прежде всего, это касается держателей страховок от аргентинского дефолта (так называемые контракты CDS). Факт страхового события должен быть установлен специальным комитетом Международной ассоциации свопов и деривативов (ISDA).

Рука Вашингтона

Стоит обратить особое внимание на то, что в случае с Аргентиной-2014 спусковым крючком долгового кризиса стал иностранный суд. Американский суд.

Для среднестатистического аргентинца это судебное решение сродни интервенции. В стране до сих пор не могу забыть масштабный эксперимент, который вначале трактовался как "аргентинское экономическое чудо". Когда он печально закончился, жители страны прокляли и бывшего президента Карлоса Менема, и архитектора реформ Доминго Кавальо. Неолиберальные реформы 1990-х, которые предполагали приватизацию монополий, либерализацию движения иностранного капитала, сокращение социальных расходов, таки оздоровили государственные финансы. Однако из-за отсутствия компенсаторов преобразования обернулись скачками безработицы до 20% и стремительным ростом внешнего долга.

МВФ для многих жителей Аргентины - это та организация, которая оставила их один на один с кризисом в начале 2000-х. Впрочем, это не так: как раз в 2001–2003 гг. фонд выделил стране кредитов на общую сумму около 20 млрд долл. Причем каких-либо жестких условий МВФ не выдвигал - он и так видел, что правительство будет отдавать долги за счет экспортных поступлений.

Валютный фонд, штаб-квартира которого расположена в Вашингтоне, в глазах латиноамериканцев ассоциируется исключительно с США. Сегодня, когда отношения между Буэнос-Айресом и Вашингтоном далеки от теплых, аргентинские обозреватели увидели в решении Верховного суда США геополитику.

Да что там политологи и журналисты! Премьер-министр Аргентины Хорхе Капитанич заявил, что взвешивает перспективу подачи иска в международный трибунал в Гааге. По его словам, Буэнос-Айрес намерен призвать к ответу "хищников из хедж-фондов". "Ответственность лежит на определенном государстве, а именно - США", - сказал Капитанич.

Аргентина уже обратилась в Международный суд ООН с просьбой рассмотреть иск, который она хочет подать против США в связи со спором с кредиторами. По мнению Буэнос-Айреса, решение американского суда, приведшее к дефолту страны, нарушает ее суверенитет. Однако для начала рассмотрения дела требуется, чтобы Вашингтон признал юрисдикцию Международного суда ООН.

Счет за ошибки

Дефолт привел к тому, что в течение 2000-х кредитное окно от частных инвесторов для Аргентины было наглухо закрыто. И правительству пришлось полагаться на собственные силы в поисках валюты, чтобы возобновить выплаты по уже реструктуризированным обязательствам - стимулировать экспорт и ограничивать импорт. Если в 1998 г. торговый дефицит составлял 4,9 млрд долл., то в 2002-м сформировался уже профицит на уровне 16,7 млрд. Он сохраняется и по сей день: в 2013 г. превышение экспорта над импортом составило 8 млрд долл.

Однако высокий уровень вывода за рубеж доходов от инвестиций приводит к тому, что сальдо текущего счета остается отрицательным: по итогам прошлого года дефицит составлял 4,5 млрд долл., а в этом году МВФ ожидает "дыру" в сумме 2,2 млрд.

Платить за некогда нестарательное проведение реформ приходится и другим. Высокие расходы на социальные нужды делают Аргентину страной, в которой один из самых высоких в мире уровней перераспределения ВВП через бюджет: расходы казны составляют 47% ВВП. Кроме того, дефицит государственных финансов хронически превышает 4% ВВП, что требует его покрытия доходами от внутреннего долгового рынка. Последнее приводит к тому, что инфляция из года в год превышает 10% и остается самой высокой среди стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Обострение же долговой проблемы в 2014 г. уже привело к новому витку обвала национальной валюты: за последние 12 месяцев ее курс упал с 5 до 8 песо за доллар. По мнению рейтингового агентства Moody's, спад экономики Аргентины в этом году составит 2,5%.

Аргентинский экономист Клаудио Лосер, который в 2001 г. был директором департамента стран Западного полушария МВФ, считает, что новый виток скандала вокруг внешнего долга его страны и продолжающееся отчуждение Аргентины от международных рынков капитала сделают процентные ставки по займам запретительно высокими. Напротив, сделка с кредиторами позволила бы снизить премию за риск на 4–5 процентных пунктов и, соответственно, долговую нагрузку - на 4–6 млрд долл.

Также Лосер полагает, что если Аргентина избежит дефолта, это вселит уверенность в инвесторов. Тогда, по его оценкам, поток прямых иностранных инвестиций в страну увеличится на 5 млрд долл. США в год. В частности, для инвесторов должны представлять интерес огромные запасы сланцевых нефти и газа на месторождении Vaca Muerta.