UA / RU
Поддержать ZN.ua

Китайское чудо пока отменяется

С наступлением осени события в Китае не перестали будоражить финансовые рынки, лишая сна аналитиков и трейдеров. Инвесторы в замешательстве - спад экономики Поднебесной связывает их по рукам и ногам из-за опасений очередного мирового кризиса. Лето-2015 определенно войдет в историю мировых финансов, хотя оптимисты уверены, что азиатский финансовый кризис 1990-х годов все же вряд ли повторится.

Авторы: Елена Злобина, Оксана Куренная

С наступлением осени события в Китае не перестали будоражить финансовые рынки, лишая сна аналитиков и трейдеров. Инвесторы в замешательстве - спад экономики Поднебесной связывает их по рукам и ногам из-за опасений очередного мирового кризиса. Лето-2015 определенно войдет в историю мировых финансов, хотя оптимисты уверены, что азиатский финансовый кризис 1990-х годов все же вряд ли повторится.

Лихорадка продолжается

Напомним, что основных волн обвала китайского фондового рынка было пока три - с пиками 12 июня, 27 июля и 24 августа (черный понедельник). Одной из предпосылок для такого развития событий послужил стремительный рост рынка на протяжении предшествующего года, когда частные инвесторы, воодушевленные оптимистическими заявлениями руководителей страны в государственных СМИ, массово скупали акции за кредитные средства. Казалось бы, рынок рос, власти периодически подставляли плечо сдающей позиции экономике, и на фоне рисков развала ЕС (вспоминаем Грецию) все это выглядело не так страшно…

До тех пор, пока не пришло время погашать кредиты, взятые под инвестиции в акции и не только. Стоит отметить, что инвесторами китайского фондового рынка почти на 80% являются физические лица, зачастую без специальной квалификации в финансовой сфере и легко поддающиеся паническим настроениям толпы. Параллельно с этим власти Китая в начале июня решили ужесточить правила маржинальной торговли и сделок по продаже активов. Это усложнило процесс привлечения средств для торгов (в том числе спекулятивных) на фондовом рынке.

В результате уже в июле Шанхайский фондовый рынок потерял 30% своей капитализации, при этом порядка 1400 компаний приостановили торги своими акциями из-за опасений дальнейшего обвала. К этому моменту в рынок уже было влито более 100 млрд юаней в надежде, что это сможет остановить несущийся под откос локомотив. Однако… чуда не случилось.

После трех недель напряженной тишины индекс материкового Китая Shanghai index 27 июля снова обвалился - на 8,5%. Это было максимальное дневное падение национального рынка с 2007 г. Акции, находившиеся в портфелях мировых институциональных инвесторов, обесценились на 4 трлн долл. Пострадали многие компании, присутствовавшие на тот момент на китайском рынке. Всеобщая паника и слухи о приближении очередного кризиса привели к падению объемов импорта и существенному сокращению заказов китайских потребителей у ряда мировых производителей, включая французскую RОmy Cointreau и британскую Burberry, финансовые результаты которых в итоге заметно ухудшились. Продажи американской компании Yum! Brands в Китае, например, упали на 10%, а южноафриканская добывающая компания Kumba Iron Ore была вынуждена сообщить о падении прибыли на 61%.

Власти Китая прекрасно понимали, что дело пахнет жареным, и активизировали свои действия. После введения ограничений на сделки по продаже под угрозой ареста, покупки крупными фондами большего количества акций и запрета проводить первичное размещение акций (IPO), Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг Китая ввела запрет на продажу ценных бумаг для тех акционеров, которые владели минимум 5% акций компании. Вместе с этим продолжала работать государственная пропагандистская машина, с утра до вечера убеждая население в правильности и необходимости приобретения акций. Эти шаги позволили рынку скорректироваться на 6%.

И здесь в схеме китайских властей появляется новый фактор - юань. 11 августа с.г. Народный банк Китая (НБК) девальвировал свою валюту на 1,86% (до 6,2298 юаня за доллар США - максимальная величина за последние почти два десятилетия), спровоцировав самый стремительный обвал юаня с января 1994 г. Несмотря на заявление НБК о том, что данная мера "единоразовая", уже 14 августа центральный банк удешевил юань до 6,3975 за доллар.

На сегодняшний день китайские компании имеют право покупать иностранную валюту только под определенные целевые проекты, включая оплату за импорт или инвестиции. Кроме этого, финансовые регуляторы продолжают прилагать усилия по предотвращению незаконного выведения денег из Китая. По оценкам аналитиков Goldman Sachs, за последние пять кварталов из Китая ушло около 730 млрд долл.

К слову, похоже, грядет период интервенций в поддержку юаня. Международные резервы КНР на конец июля составляли 3,65 трлн долл., сократившись на 7,9% за последние 12 месяцев. Ожидается, что до конца года резервы будут падать примерно на 40 млрд долл. в месяц из-за интервенций Пекина на финансовых рынках.

В августе Китай продал часть принадлежащих ему казначейских облигаций США, чтобы за счет вырученных долларов сгладить ослабление курса юаня после шоковой девальвации 11 августа. Объемы продаж не разглашаются. Ранее, в июне, Китай повысил инвестиции в гособлигации США на
1 млрд долл. по сравнению с маем - до 1 трлн 271 млрд.

В Вашингтоне явно занервничали. Так, секретарь Казначейства США Джейкоб Лью достаточно резко высказался по поводу манер Китая преподносить новости об изменениях в валютной политике. Лью отметил, что валютные курсы являются экономической и политической реальностью. Поэтому крайне важно преподносить новости о них так, чтобы не вызвать ненужного ажиотажа и спекуляций. Китаю необходимы реформы, чтобы уменьшить зависимость страны от экспорта и повысить внутреннее потребление.

ОПЕК разводит руками

Естественно, рынок нефти не остался в стороне. А точнее, "черное золото" продолжило падение в цене под громкие аплодисменты. 24 августа котировки нефти достигли минимальных отметок с февраля 2009 г. Поводом стали события в Китае, формально подкрепленные падением фьючерсов на бензин примерно на 5%.

Естественно, это обрадовало не всех. В частности, Венесуэла обратилась к ОПЕК с просьбой провести экстренное заседание. Предположительно, это заседание призвано обсудить возможность сокращения объемов добычи с целью сдержать цены на мировых рынках. Венесуэла даже попросила ОПЕК рассмотреть координацию действий с Россией, чтобы обсудить стратегию остановки обвала цен на нефть. Нефть по этому поводу выросла на 10%. Правда, ненадолго, потому что в ОПЕК нет единого мнения по данному вопросу.

Крупные производители нефти пытались убедить Саудовскую Аравию - крупнейшую нефтедобывающую страну ОПЕК - сократить объемы добычи с целью сдержать падение цен на энергоресрусы.

Иран, который планирует увеличить объемы производства после смягчения санкций в обмен на закрытие ядерной программы, тоже пытался оказывать давление на Саудовскую Аравию с просьбой снизить добычу.

По мнению аналитиков, цены на нефть вырастут, если Саудовская Аравия принесет себя в жертву и снизит производство. Но саудиты себя в роли жертвы не видят. Объемы производства нефти Саудовской Аравией вместо этого продолжают расти: в июле добыча выросла до 10,45 млн баррелей в сутки против 10,1 млн в апреле, несмотря на падение цен на нефть марки WTI и Brent примерно на 15% за последний год. Да и показатели запасов нефти в США снова начали расти. Так, за прошлую неделю их увеличение составило 4,7 млн баррелей (до 455,4 млн), тогда как опрошенные агентством "Рейтер" аналитики прогнозировали рост показателя всего на 0,032 млн баррелей (до 450,832 млн).

И все это - на фоне замедления экономики Китая. Неудивительно, что заговорили о продолжении падения нефти в район 25 долл. за баррель. И это уже не будет выглядеть фантастикой, если котировки смогут закрепиться ниже отметки 40 долл. за баррель.

Статистика и прогнозы

Однако вернемся к фондовому рынку. Очередным черным понедельником стало 24 августа с.г. Пока украинцы праздновали День Независимости, фондовый рынок Китая снова рухнул на 8,49% (максимальные дневные потери за последние более чем восемь лет), в очередной раз опустошив портфели международных инвесторов. 25 августа держатели акций продолжили избавляться от тающих на глазах активов, продавив индекс Shanghai Composite на очередные 7%, вследствие чего он опустился ниже психологически важной отметки 3000 п.п. Напомним, что летом власти Китая ставили перед собой цель вернуть его выше 4500 п.п.

На прошлой неделе Народный банк Китая решил снова взяться за спасение экономики, снизив процентную ставку на 0,25%. Также НБК удешевил годовые займы и депозиты (до
4,6 и 1,75%). Кроме того, центральный банк снизил на 0,5% ставку резервирования.

Но дела в экономике никак не идут на поправку. Недавно опубликованная статистика показала падение индекса деловой активности в производственном секторе в августе до 49,7 п.п. (минимум с августа 2012 г.), экспорт в июле сократился на 8,3% в годовом выражении (после роста на 2,8% в июне), а импорт падает девятый месяц подряд (на 8,1% после снижения на 6,1% в июне).

В понедельник Goldman Sachs понизил экономические прогнозы Китая на ближайшие три года, поскольку признаки спада обозначились более четко. Так, прогноз по ВВП Китая на 2016 г. был пересмотрен до 6,4% (с 6,7%), а на 2017-й - до 6,1% (с 6,5%). Также был понижен прогноз на 2018 г. - до 5,8% (с 6,2%). Более того, экономисты полагают, что темпы роста экономики Поднебесной снизились в июле из-за падения объемов экспорта и коррекции на фондовом рынке. Последний же в августе обвалился на 12,5% после падения на 14% в июле (максимум с августа 2009 г.). Рынок уверенно худеет третий месяц подряд. После достижения своего пика в начале июня выше отметки 5000 п.п. Шанхайский фондовый индекс рухнул на 40%.

И все-таки, несмотря на опасения, что мир ждет повторение кризиса 2008 г., подкрепленные паническими заявлениями разнокалиберных экспертов, официальная риторика лидеров ведущих стран пытается вселить некоторую надежду. По крайней мере, пока.

Так, не далее как во вторник, 1 сентября, министр экономики Японии Акира Амари заявил, что, действительно, именно опасения по поводу Китая стали основной причиной падения японского рынка акций. Однако сейчас ситуация отлична от той, которая была с Lehman в 2008 г. и во время азиатского кризиса. Сейчас якобы нет повода говорить о системных рисках и о том, что пострадает база экономики Китая.

Безусловно, сейчас на дворе 2015-й, и Китай имеет куда большее влияние на мировую экономику, чем Таиланд или Южная Корея, которые стали эпицентром проблем в 1998 г. Однако замедление в Поднебесной вряд ли приведет к серьезному замедлению в Штатах, которые все-таки являются флагманом глобальной экономики. Доходы США от экспорта составляют 15% ВВП, тогда как на Тихоокеанский регион приходится всего 2% их ВВП. Таким образом, даже снижение экспорта в регион на 10% приведет к снижению показателя ВВП США всего на 0,2%. Так что есть основания полагать, что мировая экономика отделается неприятными моментами, но без глобальных последствий.

Помимо экономических "достижений", итог спасательной операции на сегодняшний день следующий: власти Китая арестовали 197 человек, включая журналиста и работников фондового рынка за "распространение слухов" о коллапсе фондового рынка. За такие проделки Компартия наказывает лишением свободы на срок до трех лет. А тем временем в Пекине парад в честь 70-й годовщины со дня победы во Второй мировой войне. Китайцы - такие китайцы…