UA / RU
Поддержать ZN.ua

Еврозона: проверка Кипром

От способа разрешения кипрского кризиса зависят не только реализация данного видения будущего Европы и результаты выборов в Германии, но также, ни много ни мало, будущее еврозоны.

Автор: Алексей Коваль

Неожиданное и во многом беспрецедентное решение политиков Евросоюза принудительно переложить ответственность за финансовые проблемы Кипра и его банков на плечи вкладчиков этих самых банков вызвало бурю эмоций и может стать источником нестабильности всей зоны евро, создав опасный прецедент бесцеремонной экспроприации части вкладов. А, учитывая специфическую роль островного офшора для ведения бизнеса в странах бывшего СССР - главным образом в России и Украине, кипрский кризис потенциально грозит потерями и для экономик стран, находящихся вне Евросоюза. Именно поэтому проблемы маленького Кипра, который в европейской экономике весит сегодня не более чем полпроцента, стали не только общеевропейской головной болью.

Тем временем поиск Никосией путей выхода из сложившейся ситуации продолжается: едва отошла на задний план "депозитная" инициатива, как в пятницу стало известно, что правительство Кипра собирается ввести ограничения на движение капитала из-за "чрезвычайного положения" в экономике.

Европа перестала быть доброй?

Сумма в 15–17 млрд евро, необходимая для решения проблем кипрских банков и выполнения кипрским правительством своих долговых обязательств, относительно незначительна, чтобы из-за нее устраивать такой переполох. Так считают критики решений, принятых 16 марта на заседании министров финансов стран еврозоны. Еврогруппа после десяти часов дебатов вынесла свой вердикт: власти Кипра должны повысить налог на прибыль корпораций с 10 до 12,5%, а также ввести единовременный "налог" на депозиты в местных банках. Вклады в размере до 100 тыс. евро следует обложить налогом по ставке 6,75%, а больше этой суммы - 9,9%. (Позже рассматривался также вариант, при котором депозиты в размере до 20 тыс. евро избежали бы налогообложения, но в таком случае сумма сборов была бы на 300 млн евро меньше, а налог на большие вклады следовало бы увеличить до 10–15%). Заметим, что вклады свыше 100 тыс. евро составляют в целом около 56% из общей суммы в 68 млрд евро размещенных на Кипре депозитов, причем принадлежат они в основном зарубежным вкладчикам.

Как подсчитали кредиторы, таким образом Кипр может обеспечить пополнение казны на 5,8 млрд евро и, в случае выполнения этого условия, получить остальную часть необходимой суммы в виде кредита в 10 млрд евро от Еврогруппы, МВФ и Европейского центрального банка.

Европейские чиновники и политики мотивировали такое свое решение тем, что при выделении всей суммы в виде кредита долговое бремя кипрского правительства увеличится сразу более чем наполовину (до 145% национального ВВП). И тогда останется только ждать, когда Никосия попросит новых денег или потребует переговоров о реструктуризации. Сумма кредита в 10 млрд позволяет, как говорят в Брюсселе, удерживать кипрский долг ниже 100% от ВВП страны в перспективе до 2020 г.

Впрочем, этот аргумент вряд ли интересен тем вкладчикам кипрских банков, которые уже неделю не могут получить доступ к своим банковским счетам, поскольку власти острова решили заморозить их с целью недопущения резкого оттока капитала из страны. Еврогруппа в данном случае пошла на беспрецедентное в европейской практике решение, когда за просчеты руководителей крупнейших кипрских банков будут расплачиваться их вкладчики, а не собственники. Сторонники этой идеи говорят, что в случае с Грецией частные инвесторы согласились "простить" почти половину задолженности страны, внеся свою лепту в спасение греческой экономики. Но на Кипре греческий вариант не прошел, потому что основная часть местных гособлигаций выкупалась самими же кипрскими банками, и в результате именно деньги их вкладчиков стали наиболее предпочтительным, с точки зрения ЕС, внутренним ресурсом для местного правительства. Средства на депозитах более чем в шесть раз превышают ВВП Кипра, и "единовременный налог" фактически означал бы потерю вкладчиками доходов от депозитов за последние год-два. В случае коллапса кипрской банковской системы потери были бы куда большими.

Здесь следует упомянуть, что несколько ранее в ходе переговоров о финансовой помощи сами же кипрские власти отвергли греческий путь выхода из кризиса из-за необходимости существенного снижения госрасходов, урезания социальных выплат и зарплат в госсекторе, массовой приватизации госпредприятий. По словам причастных к этим переговорам чиновников, идею о налогообложении депозитов Евросоюзу подсказали сами власти Кипра, что вовсе нельзя исключать, учитывая, что до 1 марта 2013 г. президентом страны был коммунист Димитрис Христофиас.

Но даже с учетом всего вышесказанного справедливость европейских требований к Никосии вызывает сомнения на фоне того, что, например, Испания в декабре прошлого года получила финансовую помощь в размере 39,5 млрд евро на значительно более лояльных условиях, а спасение одного лишь бельгийского банка Dexia обошлось в целом в 100 млрд евро.

Логика данного решения становится более понятной, если принять во внимание, что решение по Кипру продавила Германия и ее канцлер Ангела Меркель. Дело в том, что в канун осенних выборов у себя в стране она уже не может играть роль "принципиального, но доброго полицейского" для всей еврозоны, который в последний момент (как было в случае с Грецией и Испанией) смягчает свою позицию и дает добро на выделение средств. В случае с Кипром канцлер, видимо, решила, что будет сложно объяснить немцам, зачем им следует тратить свои деньги на спасение страны, долгие годы жившей за счет привлечения инвестиций из других стран, часть которых имеет сомнительное или даже криминальное происхождение.

Выдвижение беспрецедентных требований в отношении Кипра основывается на убеждении немецких властей, что стабильность евро дороже интересов вкладчиков местных банков. Кроме того, кипрская экономическая модель "налогового рая" с опорой на инвестиции из-за рубежа больше не соответствует берлинскому видению стратегии развития для всей еврозоны, которая должна вновь научиться наращивать промышленные "мускулы" и отвоевывать товарные рынки, чтобы в глобальной конкурентной борьбе заставить больше считаться с собой и Китай, и США, и Россию.

Таким образом, от способа разрешения кипрского кризиса зависят не только реализация данного видения будущего Европы и результаты выборов в Германии, но также, ни много ни мало, будущее еврозоны.

Кипр идет ва-банк

Однако проблемы Кипра свидетельствуют и о том, как далеко еврозоне до целостности, солидарности и сплоченности, которые являются ключевыми для дальнейшего развития этого объединения. А ведь и сами европейцы в немалой степени "посодействовали" нынешнему кипрскому кризису и теперь, снова меняя правила игры, пытаются отвлечь внимание от своих собственных ошибок. Одна из них - способ решения проблем Греции, с которой экономика и финансовая система Кипра были тесно связаны до кризиса. В результате принятого в ЕС решения кипрские банки были вынуждены списать 5 млрд евро греческих долгов. Кроме того, Кипр как наиболее периферийное государство ЕС после своего вступления в еврозону 1 января 2008 г. (за девять месяцев до начала глобального финансового кризиса) получил от участия в валютном союзе наименьшие выгоды, оказавшись к тому же заложником проблем еврозоны. Статистика последних лет свидетельствует, что банковская система Кипра приходила в упадок по мере того, как именно европейские инвесторы выводили из нее свои средства.

В то же время финансовые регуляторы Евросоюза сквозь пальцы смотрели на то, что ежегодно через банковские счета на Кипре перекачивались суммы, в несколько раз превышающие ВВП этой страны. Да и, сказать по правде, о проблемах кипрских банков, из-за которых обострился кризис, было хорошо известно еще год назад, когда в Никосии заговорили о том, что без внешней помощи не обойтись. Но Евросоюзу потребовалось несколько месяцев переговоров для того, чтобы выработать свой в целом неоднозначный проект спасения кипрской банковской системы с использованием антирыночных "чрезвычайных мер".

Однако наибольшее раздражение и протесты вызывает тот факт, что решение о "экспроприации" части вкладов было принято кулуарно министрами финансов ЕС и предложено кипрскому руководству фактически в виде ультиматума. Кроме того, оно вступает в противоречие с законом, гарантирующим в ЕС неприкосновенность частных вкладов на сумму до 100 тыс. евро, а попытка легализации "экспроприации денег" разовым "налогом" - весьма сомнительный способ обойти данный закон и не прибавляет привлекательности всей еврозоне в глазах инвесторов.

Все это предопределило массовое недовольство киприотов и предрешило исход голосования в кипрском парламенте вечером во вторник, 19 марта. Законодатели совершили отчаянный во многом поступок - 36 парламентариев из 56 проголосовали "против" условий Еврогруппы. А 19 депутатам от правящей партии пришлось воздержаться, чтобы не поставить в затруднительное положение президента Кипра Никоса Анастасиадиса. Ему пришлось увещевать парламентариев принять непопулярный закон, но параллельно вести телефонные переговоры с европейскими политиками (в частности с Ангелой Меркель, убеждая ее, что она и на этот раз должна уступить). Однако не только Берлин, но и Европейский центральный банк отвергли возможность компромисса - к понедельнику, 25 марта, Кипр должен самостоятельно собрать недостающие средства, иначе финансирование от ЕЦБ для его банков будет прекращено.

В поиске инструментов для урегулирования сложившегося "чрезвычайного положения" правительство внесло на рассмотрение парламента ряд законопроектов. В частности, предусматривается предоставление министру финансов и Центральному банку Кипра полномочий по введению "любых ограничительных мер", в том числе на движение капитала, снятие наличных; запрет на досрочное расторжение соглашений о вкладах; обязательную реструктуризацию сроков погашения срочных депозитов; запрет или ограничение на открытие новых счетов. При необходимости чрезвычайные меры могут вводиться и для защиты общественного порядка и безопасности.

Мотивируются подобные шаги "очень критической ситуацией": значительный отток депозитов угрожает дестабилизацией финансовой системы страны и самому существованию кредитных учреждений.

Также, по последним данным, разрабатываемый Кипром план "В", вместо налога с владельцев депозитов, предполагает возможную "национализацию" счетов вкладчиков негосударственных пенсионных фондов, что даст 2–3 млрд. евро (так, кстати, поступили в Венгрии). А также создание инвестиционного фонда с привлекательными активами (в т.ч. энергетические месторождения), облигации которого предложат к покупке инвесторам. Только при таком варианте в Никосии надеются и удовлетворить Европу, и избежать гнева Москвы. Однако и в этом случае маловероятно, что Кипр сохранит за собой статус налогового рая.

Россия: жертва или виновник?

Чуть менее года назад ZN.UA указывало, что тесные связи Кипра с Россией, как экономические, так и политические, могут сослужить этой стране медвежью услугу. Так оно, по сути, и вышло. Минувшей осенью кипрские представители на переговорах с Еврогруппой объясняли свою неуступчивость наличием "определенных договоренностей" с Москвой, которая протянет Никосии в случае непредвиденных обстоятельств руку помощи. Сегодня стало очевидно, что это был блеф. Москва, выделившая Кипру в 2011 г. кредит в 2,5 млрд евро, не может дать больше. Летом 2012 г. Кипр просил у России новый кредит в 5 млрд евро, но Кремль отказал.

Стоит также вспомнить слова российского президента Владимира Путина, сказанные прошлым летом: "Мы не ждем каких-то серьезных потрясений и в состоянии оперативно реагировать на любое развитие событий (в еврозоне)". "Настрой у европейских коллег боевой, подход профессиональный", они проводят "выстроенную осознанную политику" и делают, "скорее, оптимистические прогнозы" - так говорил тогда Путин по поводу ситуации вокруг Греции. Сегодня же он называет инициативу властей ЕС в отношении Кипра "опасной, несправедливой и непрофессиональной".

Еще в прошлом году российское правительство Дмитрия Медведева разрабатывало ряд мер на случай кризиса в еврозоне. "Каждый знает, что нужно делать", - сказал тогда первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов. Но Кипр сегодня стал неожиданностью не только для него, но и для его патрона.

Похвально стремление российских властей спасти российские капиталы на острове. Но сделать это будет сложно, поскольку даже киприоты понимают, что российские вклады в любом случае начнут таять, как только банковские счета будут разморожены. Принимая во внимание, что восточноевропейские и, в частности, российские деньги составляют от 30 до 50% депозитов на кипрских счетах, власти Никосии не могут позволить им запросто "уйти" - потери для российских вкладчиков на Кипре составят, по разным оценкам, от 1 до 2 млрд евро.

Но самое удивительное, что российские власти, видимо, не стремятся воспользоваться ситуацией с Кипром, чтобы реализовать свою давнюю мечту превратить Москву в еще один финансовый центр мира. Москва пригрозила Брюсселю уменьшить свои валютные резервы в европейской валюте, если ситуация на Кипре будет развиваться по неблагоприятному для россиян сценарию. Таким образом, вступаясь за офшор, Кремль дает понять, что нынешнее положение, при котором ежегодный отток капитала составляет 60–80 млрд долл., лишь часть из которых потом реинвестируется обратно, пока его вполне устраивает. Российским компаниям, независимо от исхода кипрского кризиса, просто предстоит найти для себя новую "тихую гавань". Впрочем, стоит ожидать, что отношения Кипра и Москвы могут расстроиться навсегда. Но следует ли ради их поддержания в дальнейшем жертвовать отношениями России с Европой в целом? Для Кремля на ближайшее время - это очень важный вопрос.