UA / RU
Поддержать ZN.ua

Экономическая орбита американских выборов

Действительно, слабеющая (трижды за последний год) экономика наносит существенный ущерб президенту и кандидату Обаме, однако команда Ромни не смогла в полной мере воспользоваться таким преимуществом.

Автор: Юлия Загоруйко

Соединенные Штаты переживают 57-ю президентскую кампанию. 6 ноября 2012 года американцы сделают свой выбор - оставят действующего или изберут нового президента. Многие пункты программ и разные взгляды кандидатов - от событий в Ливии до проблемы абортов - окажут влияние на решение американского избирателя. Однако сформирует окончательный выбор главный вопрос предвыборной кампании - экономический. А точнее, социально-экономический. Голосовать избиратель будет, исходя из сегодняшнего наполнения собственного кошелька (включая льготы, налоги, пенсии и зарплаты), умноженного на гипотетические перспективы обещаний кандидатов.

Модели экономического развития страны, предлагаемые двумя претендентами на пост президента США, кардинально разные. Действующий президент Барак Обама делает упор на социальную защиту. Кандидат от Республиканской партии Митт Ромни - на экономический подъем. Проще говоря, есть две альтернативы: вначале поделить, потом наращивать (от Обамы) и вначале наращивать, затем делить (от Ромни). Избиратель должен быть достаточно умен, чтобы понять, какая из моделей ему лично ближе, а какая нужна обществу в целом. Не секрет, что цели эти очень часто не совпадают.

Обама и безработица

Бараку Обаме как президенту не позавидуешь. На срок его правления выпал один из самых тяжелых экономических кризисов в истории страны. И если пик кризиса пришелся на 2009 год, то его последствия (или продолжение) до сих пор угнетают американскую экономику и страну в целом.

Экономику США эксперты любят на нынешнем этапе характеризовать как вялую. Что означает довольно медленное ее восстановление: низкие темпы роста ВВП, падение потребительского спроса, уменьшение количества рабочих мест. Безработица - один из ключевых факторов избирательной гонки. Причем не столько экономический, сколько политический. Фактор этот, естественно, ударяет по рейтингу и перспективах действующего главы государства. Поэтому Барак Обама в своих предвыборных поездках не устает повторять, что его главнейшей целью является выведение страны из экономического кризиса, и напоминает, что борьба за рабочие места - главный пункт его предвыборной программы.

В июле 2012-го в США был зафиксирован уровень безработицы в 8,3%, оказавшийся самым высоким за все годы после Второй мировой войны. Восьмипроцентная безработица - много это или мало? По сравнению с испанскими 25% вроде бы и мало. Но по сравнению с германскими 6,8%, британскими 4,8% и китайскими 4,1% - довольно много. Особенно если еще учесть, что 8% в США - это более 20 млн. человек.

Комментируя высокий уровень безработицы, Митт Ромни напомнил, что за статистическими показателями - реальные люди (читай - потенциальные избиратели), которые страдают. Выступая на партийном съезде, кандидат от республиканцев пообещал создать 12 млн. рабочих мест за следующие четыре года. Правда, лишь в случае его избрания.

Тем не менее недружественный прогноз на август - о 9% безработицы - не подтвердился. Наоборот, ее уровень снизился до 8,1%, а по итогам сентября - до 7,8% (приблизительно при таком показателе Обама начинал свое президентство). Цифра стала приятным сюрпризом для президента еще и потому, что это последний отчет о занятости до выборов 6 ноября.

Новейшая история говорит о том, что при повышении уровня безработицы правящая партия, как правило, терпит поражение на выборах. Но для Обамы еще не все потеряно (безработица уже не растет, а даже снизилась). И не столь важно, что статистика получилась позитивной в результате сложного подсчета разных данных. Важнее то, что Обама, как и многие эксперты, был уверен, что центробанк США - Федеральная резервная система - не пустит ситуацию на самотек.

Как и ожидалось, в сентябре ФРС объявила о начале новой программы финансового стимулирования экономического роста. Центробанк будет выкупать ипотечные облигации на 40 млрд. долл. ежемесячно без ограничения срока - до существенного улучшения на рынке труда. Данная программа уже третья с 2008 года. В рамках первых двух объемы вливания в финансовую систему США составили 2,7 трлн. долл.

Еще один плюс (хотя очень условный и сомнительный) в копилку действующего президента - это бюджетный дефицит США, который по итогам 2012 бюджетного года (окончившегося 30 сентября) составил 1,1 трлн. долл. Все четыре года правления Обамы бюджетный дефицит превышал 1 трлн., однако по итогам прошлого года его величина составила 1,3 трлн. долл. Так что последняя динамика показателя тоже получается позитивной.

Ромни и налоги

Налоговый водораздел - одно из самых разительных отличий в предвыборных программах претендентов на пост президента. Обама собирается повышать налоги, Ромни обещает их снижать. И один и другой при этом апеллируют к разным слоям населения.

Действующий президент предлагает повысить максимальную ставку подоходного налога с 35 до 39,4%. Но не всем, а лишь тем, у кого годовой доход превышает 200 тыс. долл. Для всех остальных сохранится нынешний уровень налогообложения. Богатых, как известно, всегда меньше, чем небогатых, посему большинство населения, по мнению Обамы, должно правильно оценить такой пункт справедливости. Ромни в таких намерениях конкурента видит желание стянуть побольше денег в госказну для содержания растущего бюрократического аппарата.

Республиканец выступает за общее снижение налогов - на 20% для всех, и для богатых, и для бедных. Для экономики в целом шаг полезный. Но каким образом и за чей счет будет профинансировано соответствующее снижение бюджетных доходов, Ромни пока умалчивает. На самом деле эксперты подсчитали, что в таком случае придется отменить часть налоговых льгот (например по ипотечным кредитам, по благотворительным взносам), а это коснется десятков миллионов американцев.

Ромни обещает не пересматривать ставку налога на доходы и оставить ее на нынешнем 15-процентном уровне, Обама же намерен поднять ее до 20%. Ромни собирается отменить налог на наследство (максимальная ставка которого составляет 45%), а Обама, напротив, оставить. Кроме того, Ромни намерен упразднить возврат излишне уплаченных налогов, что для низкооплачиваемых работников будет означать общее повышение налогов.

Предвыборную кампанию сильно оживили обнародованные кадры, снятые скрытой камерой во время ужина Митта Ромни с частными спонсорами. Республиканец высказался в том смысле, что 47% американских избирателей, которые не платят налоги и «считают, что правительство должно о них заботиться, думают, что они жертвы, уверены, что им полагаются здравоохранение, еда, жилье, что угодно», все они поддерживают демократа Обаму и никогда не проголосуют за республиканского кандидата. Позже Ромни признал, что его слова были «не самыми изящными».

Не секрет, что позиция кандидата Ромни по многим, особенно финансовым, вопросам ужесточилась с момента прихода в тандем кандидата на пост вице-президента Пола Райана. Известный «ястреб» в палате представителей, он намерен не только существенно увеличить военные расходы, но и в десять раз уменьшить бюджетный дефицит страны. И сделать это за счет передачи в частный сектор большей части социальных программ государства. Неспроста Обама рассчитывает, что второй срок ему обеспечит элементарный страх перед радикализмом республиканцев.

Кроме всего прочего, с 1 января 2013 года в США вступит в силу фискальная реформа, в результате которой произойдет автоматическое повышение налогов и сокращение бюджетных расходов на 600 млрд. долл. Если конгресс не примет ряд необходимых решений, то страна может окунуться в новую рецессию. Принципиальные разногласия между республиканцами и демократами по поводу налогообложения 2% богатейших граждан страны останутся и после выборов, кто бы их ни выиграл. Так что каким будет налоговый компромисс и будет ли он вообще, пока не берется прогнозировать никто.

Штаб Ромни полагал, что победить действующего президента будет несложно, ибо экономический кризис и просчеты власти в его преодолении коснулись каждого американца. Согласно статистике, благосостояние американских семей за четыре кризисных года уменьшилось в среднем на 39%, то есть до уровня 20-летней давности. По выражению экспертов, «кризис практически съел то, что было накоплено предыдущим поколением». Действительно, слабеющая (трижды за последний год) экономика наносит существенный ущерб президенту и кандидату Обаме, однако команда Ромни не смогла в полной мере воспользоваться таким преимуществом.

Экономика и рост

Все предыдущие спады американской экономики, как правило, сменялись активным ростом. Но в 2012-м, даже через 18 месяцев после официального выхода из рецессии (самой тяжелой за последние 80 лет), экономика США движется едва заметно. И это несмотря на многомиллиардные государственные субсидии. При президенте Обаме был утвержден пакет федеральной антикризисной помощи в 800 млрд. долл., продлены налоговые льготы и временно сокращены отчисления в фонд социального страхования. По мнению республиканцев, удерживающих большинство в конгрессе, такими мерами правительство лишь усугубляет кризисную ситуацию, а не создает условия для экономического роста.

Впрочем, следует иметь в виду, что ситуация далеко не тупиковая. Экономика США, невзирая на рецессию, стагнацию, безработицу и прочие кризисные минусы, все еще в первой десятке наиболее конкурентоспособных. Хотя, по версии Всемирного экономического форума, США в 2012 году опустились в глобальном рейтинге сразу на две позиции по сравнению с прошлым годом - с пятого на седьмое место.

Действующему президенту нужно любой ценой вселить оптимизм, хотя бы в свой электорат, поскольку многое из обещанного им четыре года назад не было реализовано. Но как возродить веру в благополучное будущее в условиях вялой экономической ситуации? Нужно апеллировать к возвышенным чувствам избирателя. Обама выступил с призывом продемонстрировать экономический патриотизм. Новый термин он вывел из сложной формулы: экономический рост плюс успешный средний класс, способствующий этому росту.

Вообще Обама апеллирует к среднему классу постоянно. При этом он подразумевает средний класс и более низкие социальные слои (это его электорат), но не афиширует такое классовое разделение. А его соперник Митт Ромни обращается к классу среднему и выше. (На уровне подсознания избиратель готов идентифицировать кандидатов как «президент бедных» и «президент богатых».) Формула успеха Митта Ромни, особенно на старте предвыборной гонки, была построена на его личном успехе предпринимателя - инвестиционного финансиста. Со временем, правда, этот факт в штабе республиканского кандидата перестали педалировать, потому что конкуренты и СМИ добрались до механизмов накопления 250-миллионного состояния Ромни, среди которых обнаружились спекулятивные финансовые операции, вывод производства за границу, использование налоговых преимуществ офшоров.

В экономической составляющей нынешних американских выборов есть четкая граница, проходящая на уровне идеологии в вопросе взаимодействия государства и рынка. Профессор Обама считает, что государство обязано играть важную роль в экономике, особенно в кризисные периоды. Бизнесмен Ромни уверен, что рынок как саморазвивающийся организм способен справиться с проблемами без помощи государства, нужно лишь создать режим наибольшего благоприятствования для компаний, и они смогут сами создавать рабочие места.

Иными словами, президент Обама по-прежнему будет активно использовать государство для стимулирования экономического роста, а президент Ромни, наоборот, будет всячески ограничивать вмешательство государства в рыночное регулирование, добиваясь этим роста экономики.

Тем не менее американцы пока не видят подавляющего превосходства в экономической модели кандидата-республиканца. И если при его неумелой кампании и личной неопытности он не сильно отстает от Обамы в гонке рейтингов, то лишь потому, что избиратель устал от бездействия действующего президента, но и в альтернативу ему верит слабо.

Правда и то, что имеется единственный пункт, который объединяет программы претендентов (как, впрочем, и всю страну), - это расходы на оборону. Сегодня США выделяют около 20% бюджета на военные нужды. Логично было бы в кризисный период сэкономить на этой статье расходов. Но ни один из кандидатов на это не пойдет, поскольку граждане страны и дальше хотят видеть свою страну самой могущественной в мире.

Дебаты и результаты

Первый раунд предвыборных теледебатов состоялся 3 октября. И к удивлению многих обозревателей, для Обамы он стал проигрышным. Ромни говорил напористо, чувствовал себя уверенно, словом, был подготовлен лучше. Обама, обезопасив себя накануне подчеркнуто уважительной фразой о полемических талантах губернатора Ромни, сам был более чем уверен в своем профессорском и президентском опыте оратора. Однако выглядел гораздо бледнее соперника. Согласно различным исследованиям, Ромни получил 46-67% одобрительных отзывов, а Обама - всего лишь 22-25%. Причем республиканец опередил действующего президента по качеству ответов на вопросы экономического характера.

Дебаты не всегда служат катализатором выборов. В том смысле, что не всегда победитель дебатов и победитель выборов - это одно и то же лицо. Новейшая история Америки приводит тому немало примеров. Самый яркий относится к 2004 году, когда кандидат от демократов Джон Керри выиграл все дебаты, но проиграл выборы Джорджу Бушу-младшему.

Второй раунд теледебатов Обама выиграл со счетом 46% к 39% у Ромни. Кандидаты лишь ненадолго отвлеклись от превалировавших экономических тем, чтобы выяснить отношения по поводу гибели американского посла в Ливии. Ромни обвинял Обаму в деятельности без результата, убеждая слушателей (не определившихся с выбором избирателей), что «страна не выдержит еще четыре года при Обаме». Действующий президент сосредоточил свою атаку на прошлом бизнесмена Митта Ромни, предупреждая, что главная цель его соперника - лоббирование бизнес-интересов «парней наверху».

Митту Ромни, дабы победить на выборах-2012, нужна не только победа в теледебатах. Необходимы неординарные идеи или экстраординарные события. Ибо послевоенный опыт американских выборов показывает, что электорат отдает свои голоса, как правило, действующему президенту, если тот за время первого срока более-менее сносно справлялся со своими задачами. А действующий президент, кроме ослабления экономики, которое можно списать на мировой финансовый кризис, имел даже некоторые успехи, главным образом в социальной сфере, весьма чувствительной для подавляющего большинства населения страны. Реформа здравоохранения - одно из самых заметных его достижений. Ромни, к слову, намерен полностью ее отменить, что будет означать лишение медицинской помощи шестой части населения страны.

Пока что в предвыборной гонке нет явного фаворита. У каждого из кандидатов рейтинг колеблется на уровне 40 с чем-то процентов и держится в этих пределах последние три месяца. А это значит, что страна фактически расколота на равные части. Трудно сказать, чьи обещания окажутся более привлекательными для большей части электората: те, которые уже были даны и не реализовались, или те, которые даются, но тоже без гарантий быть реализованными.