UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чтобы действительно наказать агрессора, кроме жестких санкций, нужно включить его в «черный список» ФАТФ

Тогда репутация РФ станет токсичной даже для стран, которые до сих пор помогают ей избегать ответственности и санкций

Автор: Вячеслав Черкашин

Начало этой недели станет очень важным для усиления политики международных санкций против России. Во-первых, 20 июля должна состояться четвертая встреча контактной группы по вопросам обороны Украины в формате Рамштайн. Во-вторых, ЕС почти готов согласовать уже седьмой пакет ограничений против РФ. Однако последовательной цепной реакции всего мира на преступную деятельность РФ, фактически ставшей крупнейшим террористическим государством мира, до сих пор нет. Чтобы ситуация изменилась принципиально, необходимо включить Российскую Федерацию в «черный список» ФАТФ (международной группы по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма).

По информации Министерства финансов США, ряд стран (среди которых Китай, Индия, Турция, Бразилия, Казахстан, Грузия, Сербия, Израиль, Кыргызстан, Армения, Мексика, Сингапур, Южная Африка, Никарагуа, Таджикистан, ОАЭ и Узбекистан) до сих пор помогают России избегать санкций. Поэтому международные усилия, направленные на привлечение РФ к ответственности за преступления против мирного человечества и подрыв основ международного порядка, должны не только продолжаться, но и становиться более интенсивными.

Одно из важных направлений такой работы — анализ, оценка и привлечение государства-агрессора к ответственности за преступления в сфере финансирования терроризма (РФ, которая начала войну в Украине, фактически финансирует терроризм на национальном уровне). В этом контексте весомым конечным результатом станет включение РФ в так называемый черный список» ФАТФ.

Что уже реализовано

25.02.2022 года остановлено членство РФ в Совете Европы, в частности и в его рабочем органе — Комитете экспертов Совета Европы по взаимной оценке мер противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма (MONEYVAL). 16.03.2022 года Комитет министров Совета Европы принял решение исключить РФ из организации (первое такое решение в истории Совета Европы), как следствие страна-агрессор также перестала быть членом MONEYVAL после 25 лет работы в Комитете, к которому она присоединилась в 1997 году.

Заявлениями от 04.03.2022 года в связи с событиями в Украине и от 17.06.2022 года в отношении РФ ФАТФ подтвердила что:

Также стоит напомнить о плодотворной работе украинской финансовой разведки (Госфинмониторинга) над вопросом включения РФ в «черный список» ФАТФ и исключения РФ из числа ее стран-членов, о соответствующих обращениях руководства украинского парламента (от 22 марта) и министра финансов Украины (от 27 мая). Аналогичные предложения содержал и апрельский План действий по усилению санкций против России (так называемый План Ермака—Макфола).

Из «серого» — в «черный список»

Почему включению России в список ФАТФ уделяется такое внимание?

Хотя широкая общественность не очень осведомлена с деятельностью Целевой группы по разработке финансовых мероприятий по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), но это самая важная и самая влиятельная организация в мире, которая занимается стандартами борьбы с отмыванием денег и противодействия финансированию терроризма (БОД/ФТ). Достаточно сказать, что Группа, основанная G7 в 1989 году, сегодня насчитывает 37 стран-членов и две организации-члена (одна из которых — ЕС), а более 200 членов ООН подписали свои обязательства о внедрении в свои юрисдикции ее рекомендаций, нацеленных на предотвращение организованной преступности, коррупции, отмывания денег и терроризма.

Группа отслеживает прогресс стран по соблюдению рекомендаций и мер, применяемых для БОД/ФТ, а также проверяет, как страны адаптируют свою нормативную базу и финансовую систему, оценивает фактическое выполнение рекомендаций, в частности ведением двух контрольных списков, которые издаются трижды в год:

Большинство финансовых учреждений мира — от местных банков и локальных платежных систем до МВФ и Всемирного банка — полагаются на эти списки для своих проверок соответствия.

Токсичная репутация

Может показаться, что попадание РФ в «серый список» не грозит ей большими рисками. Но, во-первых, «серый список» имеет довольно значительные и иногда недооцененные последствия. Страна, попавшая в «серый список», сталкивается с несколькими проблемами. Это снижение рейтингов, негативное влияние на потенциальные иностранные инвестиции и на отношения с международными банками и финансовыми учреждениями из-за негативной репутации, в частности попадания субъектов хозяйствования в менее благоприятные коммерческие условия; более высокие требования к соответствию и более тщательные меры мониторинга (иногда банки прекращают отношения с клиентами, которые находятся в юрисдикциях с высоким риском, по сути, чтобы сэкономить на значительных затратах на соблюдение требований), другое экономическое давление, такое как торговый дефицит и рост инфляции.

Специалисты МВФ исследовали, что внесение в «серый список» отрицательно сказывается на потоках капитала страны, величина эффекта в среднем составит минус 7,6% ВВП. Например, приблизительные потери экономики Пакистана от внесения в «серый список» составили 38 млрд долл. США.

Именно по этим причинам Турция, попавшая в «серый список» в октябре 2021 года, принимает существенные меры для укрепления своего национальногоа режима БОД/ФТ.

Во-вторых, практика работы ФАФТ базируется на некоем поступательном движении реагирования — от повышенного внимания к какой-то стране со стороны группы с последующим включением ее в «серый список», и лишь потом, если такая страна будет избегать сотрудничества, игнорировать рекомендации и не будет устранять проблемы, она попадет в «черный список».

Пополняют эти списки и исключают из них после тщательных и интенсивных взаимных оценок. То есть мгновенное попадание России в «черный список», даже учитывая ее грубое нарушение общих принципов ФАТФ, маловероятно (более того, при некоторых обстоятельствах процедуру могут остановить или полностью заблокировать РФ или ее сторонники — члены группы, применив право вето на решение Пленарного заседания).

Поэтому более оправданной и взвешенной политикой может стать как важный этап достижения главной цели — включения страны-агрессора в «черный список», предварительное включение ее в «серый список». Основанием для этого могут послужить: ненадлежащее функционирование национального органа финансового контроля и правоохранительной системы, ухудшение со стороны РФ состояния международного сотрудничества, в частности в плоскости замораживания взаимной правовой помощи и ответов на международные запросы.

Не стоит также забывать, что вопрос включения России в списки ФАТФ тесно координируется с другими важными шагами антироссийской международной санкционной политики, а именно: признание РФ страной — спонсором терроризма со стороны правительства США и почти автоматическим попаданием России в список ЕС «третьих стран с высоким уровнем риска» для целей борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Синергия указанных решений создаст мощный удар по репутации России, которая станет максимально токсичной для любого бизнеса, инвестирования и помощи (хуже, чем Северная Корея), значительно сузит поле для маневров со странами, которые до сих пор помогают ей избегать ответственности и санкций.

Больше статей Вячеслава Черкашина читайте по ссылке.