8 сентября был принят Закон Украины «О виртуальных активах». Что регулирует этот закон и какое влияние он окажет? По данным министра цифровой трансформации Украины, сейчас ежедневное обращение виртуальных активов в Украине составляет 1 млрд грн. Но продолжительное время этот рынок оставался неурегулированным. Так что концептуальной целью принятия закона о виртуальных активах прежде всего является перемещение рынка и деятельности с виртуальными активами в правовое поле. Это означает предоставление определенного правового статуса и понятия виртуальным активам (которое, кстати, не ограничивается лишь криптовалютой), прямое признание на законодательном уровне виртуальных активов как объектов правоотношений, регулирование их обращения, определение прав и обязанностей участников рынка виртуальных активов и установление принципов государственной политики и регулирования в сфере их обращения.
Не без плюсов
Основными преимуществами такого правового регулирования является, во-первых, то, что участники рынка смогут получить официальный статус своей деятельности, юридическую защиту своих прав и признание и возможность декларирования прибыли от своих инвестиций в виртуальные активы.
Во-вторых, закон является важным шагом в обеспечении борьбы с отмыванием денег, в частности с учетом объема рынка. Закон базируется на актуальных стандартах регулирования операций с виртуальными активами международной Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF). Принятые нормы устанавливают правила для поставщиков услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, и способствуют детенизации этого рынка.
В-третьих, законодательное признание виртуальных активов может способствовать привлечению в Украину поставщиков виртуальных активов и соответственно инвесторов, а значит, и дальнейшему росту как этого, так и более широкого рынка. Это может принести экономические преимущества для Украины в целом, учитывая бюджетные поступления от введения налогового регулирования этой сферы.
Регулирование или контроль?
Так что принятие закона можно в целом оценить как положительный шаг. Вместе с тем понятно, что введение регулирования любой деятельности предполагает установление контроля. Целью такого контроля должны быть прежде всего обеспечение прав и защита интересов участников рынка, в частности от связанных с такой деятельностью финансовых рисков и рисков мошенничества. Здесь важно для таких специфических объектов, как виртуальные активы, определить правильный режим и меру такого контроля: слишком либеральный может помешать обеспечению ожидаемых преимуществ, слишком жесткий — привести к уничтожению рынка.
Сейчас согласно закону контроль над выполнением законодательства в сфере обращения виртуальных активов будет возложен на Минцифру как на основного регулятора. Министерство будет формировать и обеспечивать реализацию государственной политики по развитию нового рынка, способствовать адаптации законодательства Украины к международным стандартам и защищать права участников рынка.
Также согласно закону о виртуальных активах поставщик услуг, который является банком, будет иметь право предоставлять услуги лишь на основании банковской лицензии и разрешения на предоставление услуг, связанных с оборотом виртуальных активов. Небанковские финансовые учреждения будут иметь право предоставлять услуги на основании лицензии НБУ на осуществление валютных операций и разрешения на предоставление услуг, связанных с оборотом виртуальных активов.
Что касается финансового мониторинга, то профессиональные поставщики услуг (криптобиржи) будут обязаны зарегистрироваться в Минцифре. Министерство вносит сведения о поставщиках услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, в Государственный реестр поставщиков таких услуг. На поставщиков таких услуг также будет распространяться действие закона №361-IX как на субъектов первичного финансового мониторинга. Они будут обязаны отслеживать спорные и подозрительные операции.
На сегодняшний день предложенный подход к регулированию выглядит каким-то хаотичным и вызывает вопросы по поводу необходимости такого количества органов регулирования, непонятного распределения функций между ними и т.п. Однако еще больше неясности с предметом регулирования.
Резидентство виртуальных отношений
По сути, закон распространяется на виртуальные активы и операции с ними при наличии в них «украинского» элемента и, разумеется, не может выносить свое регулирование за пределы территории Украины. Так, закон о виртуальных активах распространяется лишь на операции при таких условиях:
- если субъекты поставки услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, или стороны сделки зарегистрированы (или имеют постоянное представительство) в Украине;
- если предметом сделки является виртуальный актив, и стороны определили право Украины как применимое право к такой сделке;
- в связи с совершением сделки, предметом которой является виртуальный актив, если приобретатель виртуального актива является резидентом Украины.
При этом законом не определено понятие операции с виртуальными активами. Однако согласно определению поставщиков услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, они могут осуществлять один или несколько видов деятельности. Так, при отсутствии признаков или подозрения, что финансовая операция может быть связана с легализацией (отмыванием) средств или финансированием терроризма, на рынке виртуальных активов могут проводиться операции по хранению, обмену и переводу виртуальных активов, а также предоставляться посреднические услуги.
При этом закон не запрещает операции, не подпадающие под приведенные выше условия, а лишь исключает их из своего регулирования. Но с учетом «виртуальности» активов, являющихся предметом операций, и некуммулятивности указанных условий, представляется, что закон может охватить значительно больший спектр отношений, чем, возможно, планировал законодатель. Это может оказывать и негативное влияние на развитие рынка.
Инвестиционная привлекательность
Очень важным аспектом для определения инвестиционной привлекательности украинского рынка, который затрагивается, но еще не регулируется законом, является налогообложение виртуальных активов: закон лишь предусматривает принятие соответствующих законодательных актов. Сейчас Налоговый кодекс Украины не содержит положений, регулирующих особенности налогообложения операций с виртуальными активами. В Верховной Раде же только зарегистрирован проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно налогообложения операций с криптоактивами» (№ 2461). Этим проектом предусмотрено, что объектом налогообложения налогом на прибыль предприятий является прибыль от операций с криптоактивами (являющаяся одним из видов виртуальных активов согласно этому проекту закона). Проект изменений в Налоговый кодекс предлагает включить в базу налогообложения для налога на доходы физических лиц прибыль от операций с криптоактивами, которая облагается налогами по ставке 5%, и отнести операции по продаже криптоактивов к не являющимся объектом налогообложения НДС.
Что нужно для успеха?
В завершение следует отметить, что закон о виртуальных активах рамочный, то есть устанавливает лишь общие рамки регулирования рынка виртуальных активов. Его реальное влияние и успешность можно будет оценить только после принятия соответствующих подзаконных нормативных актов, которые будут устанавливать специфические требования к деятельности на рынке и механизмы и процедуры действий с виртуальными активами. При этом определяющими для его успеха будут:
- гибкость регулирования, учитывая специфическую природу виртуальных активов и их стремительное развитие: установление жестких или очень подробных требований и порядков может иметь обратный эффект и, наоборот, вытеснить этот рынок в другие юрисдикции;
- своевременность принятия таких актов, то есть до вступления или одновременно со вступлением закона о виртуальных активах в действие, чтобы избежать ситуации, когда рынок будет функционировать с нарушением закона;
- наличие переходного периода, чтобы участники рынка могли привести свою деятельность в соответствие с нормами законодательства;
- адекватность процедур финансового мониторинга, желательно с учетом опыта (и возникающих сейчас сложностей) в банковской и финансовой сфере, принимая во внимание обычные для этого рынка формы деятельности участников и особенности структуры собственности при установлении требований по идентификации и верификации;
- привлекательность условий налогообложения.
Уже сейчас понятно, что с учетом специфики оборота виртуальных активов закон требует дальнейшей доработки, в частности по определению ключевых понятий, связанных с виртуальными активами, их обращением и налогообложением, а также разумного подхода к определению регулятора рынка.