UA / RU
Поддержать ZN.ua

Война со «скрутками»?

Секрет перевыполнения планов налогового наполнения бюджета-2020 кроется в уплате бизнесом НДС дважды, так как каждая вторая налоговая накладная блокируется необоснованно.

Автор: Вячеслав Черкашин

Немного истории. Конец 2016 года ознаменовался еще одной вехой в администрировании налога на добавленную стоимость — Законом №1797 с благозвучным названием «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» был внедрен механизм внесудебной блокировки налоговых накладных, или сокращенно — СМКОР (Система автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировок критериям оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации таких налоговых накладных/расчетов корректировок в Едином реестре налоговых накладных). Новая система мониторинга должна была предотвращать схемы избегания уплаты НДС, получивших название «скрутки» (или схемный/фиктивный НДС) и достигавших в то время (2017 год), по некоторым оценкам, 1 млрд грн в месяц. Однако «доборолись» до того, что, по данным, озвученным летом текущего года на заседании временной следственной комиссии парламента, сумма фиктивного НДС в конце 2019-го — начале 2020 года в среднем составляла 2,5 млрд грн в месяц. С мая текущего года фискальные власти объявили войну «скруткам», и в последнее время украинское общество слышит о значительных успехах на этом направлении: за январь—сентябрь текущего года, по данным Налоговой службы, платежи по НДС выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 24,9 млрд грн.

Попробуем дать оценку происходящему.

В течение мая—сентября текущего года от блокировок (нарастающим итогом) пострадали 80,2 тысячи плательщиков НДС, была остановлена регистрация 649,6 тысячи налоговых накладных/расчетов корректировок (НН/РК) на общую сумму 7,47 млрд грн (см. табл. 1).

Для большего понимания полученных данных и степени агрессивности работы СМКОР сравним их с результатами работы системы мониторинга за четыре аналогичных (пятимесячных) промежутка времени (см. табл. 2), а именно:

— первичного внедрения системы мониторинга (за август—декабрь 2017 года), или условно «СМКОР 1.0»;

— более мягкой версии системы, стартовавшей с 22 марта 2018 года (для аналогии берем за май—сентябрь 2018-го), или «СМКОР 2.0»;

— за аналогичный период прошлого года (за май—сентябрь 2019 года), или «СМКОР 2019»;

— за период, предшествовавший началу войны со «скрутками» (за декабрь 2019-го — апрель 2020 года), или «СМКОР предшественники».

Также попытаемся оценить степень эффективности работы автоматизированного мониторинга (ключевое слово — автоматизированный, то есть без личного участия налоговиков). Это позволяют сделать результаты работы центральной и региональных комиссий контролирующего органа, рассматривающих жалобы налогоплательщиков на факты блокировок налоговых накладных/расчетов корректировок (см. табл. 3).

Анализ полученных данных говорит о следующем:

Таким образом, система блокировки налоговых накладных:

Возможными решениями при такой доработке могут служить:

Сохранение подобной агрессивной политики администрирования и сбора налога на добавленную стоимость разрушительно для экономической активности и восстановления экономики в целом, приводит к временному изъятию у тысяч компаний оборотных средств, что в условиях глубокого кризиса становится причиной сотен банкротств и потери десятков тысяч рабочих мест.

Больше статей Вячеслава Черкашина читайте тут.