Почти половина (49%) представителей бизнеса в Украине считают, что их развитию мешает именно уровень налоговой нагрузки. Об этом свидетельствуют результаты независимых исследований, проведенных общественными организациями и европейскими бизнес-сообществами, в частности результаты исследования «Индекс настроений МСБ», опубликованные в феврале этого года Европейской бизнес-ассоциацией. Но если сравнивать уровень налоговой нагрузки в нашем государстве со странами ЕС, то он у нас довольно низкий, особенно для плательщиков единого налога. А что же тогда не так?
Почему бизнес и фискальные органы не могут найти общий язык и как найти баланс между антикризисными фискальными стимулами и потребностями бюджета — этим проблемам было посвящено первое обсуждение из серии «Актуальные разговоры с ZN.UA». Озвученные выводы о необходимых налоговых изменениях мы предлагаем читателям.
Закон №466-IX
Если углубиться в суть проблемы, то можно прийти к выводу, что не уровень налоговой нагрузки вызывает такое недовольство, а сама система администрирования этих налогов: она нуждается в значительном усовершенствовании. К сожалению, на сегодняшний день роль наших налоговых органов сводится только к фискальной функции, а вовсе не к сервисной, как это должно быть в европейском государстве. Налогоплательщики должны стремиться добровольно платить налоги и понимать, за что они их платят, только в таком случае будет пополняться в достаточном объеме и будут присутствовать налоговые стимулы для экономического роста.
Принятие закона №466-IX прежде всего имело целью усовершенствовать администрирование налогов, устранить технические и логические несоответствия в налоговом законодательстве, но вместо ожидаемых улучшений налогоплательщики получили дополнительные обязательства, что вызвало еще большее недовольство и разговоры о возможном изменении налогового резидентства среди представителей бизнеса.
Конечно, есть и положительные достижения в сфере администрирования, свидетельствующие о попытках налоговой переформироваться в сервисную службу, в частности следующие: единый счет для уплаты налогов, унификация отчетности (ЕСВ и НДФЛ), обновление электронного кабинета. Но, к сожалению, методов давления, наблюдаемых со стороны налоговых органов, все еще остается больше, чем положительных изменений.
Вечные проблемы
В «Ильяшев и Партнеры» нам приходится решать различные проблемы, возникающие между налоговыми органами и налогоплательщиками. Среди основных — непонятность разъяснений налогового законодательства, отсутствие у бизнеса достаточного человеческого ресурса для отслеживания постоянных изменений. Как мы видим, очень часто представители бизнеса узнают об изменениях в законодательстве уже после того, когда пришлось столкнуться с доначислением штрафных санкций.
Мы все еще довольно часто наблюдаем поступление необоснованных информационных запросов, требующих много времени на подготовку ответа на них, а также соответствующих документов. Еще одна типичная ситуация — несвоевременная подача отчетности из-за технических сбоев в работе сервиса ГНС, что является причиной штрафов.
Проверки — это горе. Каждая проверка для налогоплательщика автоматически означает доначисление налоговых обязательств, возражения на акт о результатах проведенной проверки не принимаются во внимание налоговыми органами. Только надлежащим образом обоснованная правовая позиция может спасти налогоплательщика от доначислений в суде. Взаимодействие между налогоплательщиками и контролирующими органами в рамках осуществления налоговых проверок происходит только в бумажной форме. К сожалению, на сегодняшний день у наших налоговых органов отсутствует техническая возможность проводить проверку квалифицированных электронных цифровых подписей, наложенных на внешнеэкономическом контракте резидентом страны ЕС. Этот недостаток не только затрудняет процедуру проведения налоговых проверок, но и негативно сказывается на внешнеэкономической торговле.
И, наконец, самая частая проблема — блокирование налоговых накладных в связи с отнесением налогоплательщика к рискованным согласно пункту 8 Критериев рискованности плательщика налога на добавленную стоимость. Этот пункт можно довольно широко трактовать, что, собственно, и делают налоговые органы, вследствие чего добросовестные налогоплательщики не могут осуществлять свою деятельность и вынуждены тратить много времени на борьбу и отстаивание своей правоты. Только обращение к квалифицированным юристам может помочь ускорить процедуру.
Изменения, которых все ждут
Три срочных шага могут улучшить ситуацию почти немедленно.
Первый — забрать у налоговых органов возможность необоснованного блокирования работы добросовестных налогоплательщиков. Для этого надо внести изменения в постановление КМУ от 11 декабря 2019 года №1165, а именно — в приложение 1, которыми исключить пункт 8 Критериев рискованности плательщика налога на добавленную стоимость.
Второй шаг — внести изменения в статью 85 Налогового кодекса Украины, разрешив налогоплательщикам предоставлять документы, относящиеся к предмету проверки, в электронной форме, а также предоставлять копии внешнеэкономических контрактов, которые были заключены с нерезидентами в электронной форме с наложенной электронной цифровой подписью, выданной в юрисдикции регистрации нерезидента.
Третий — законодательно установить четкую процедуру проверки электронных цифровых подписей, которые были наложены на внешнеэкономические контракты, заключенные между резидентами Украины и нерезидентами.
Что же касается глобальных реформ, которые, по моему мнению, будут исполнять роль налоговых стимулов экономического роста, то ими могли бы стать:
— превращение налоговой из органа, занимающегося сбором налогов, в сервисную службу для налогоплательщиков;
— снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и давления на легальный бизнес;
— разработка плана мер по улучшению инвестиционного климата для поощрения вложения капитала в экономику Украины — за счет предоставления налоговых льгот и страховых гарантий;
— освобождение от уплаты налогов предприятий (представителей малого и среднего бизнеса), только начинающих свою деятельность;
— введение единого налога для малодоходных предприятий в размере 5% от дохода.
При этом всегда необходимо информировать каждого представителя бизнеса об изменениях в законодательстве, изложенных в доступной форме, об изменении счетов для уплаты налогов, если такое произошло, о необходимости подачи отчетности.
Все статьи этого автора читайте здесь.