UA / RU
Поддержать ZN.ua

Потенциал пенсионной реформы для развития экономики: важные уроки из Чили

Мощное развитие экономики в Чили было вызвано тем фактором, что процесс реформирования проходил в нескольких отраслях одновременно, благодаря чему был кардинально изменен вектор страны, что вывело ее в лидеры, даже "локомотив" трансформации в Латинской Америке в целом.

Автор: Гильермо Артур Эрразуриз

Мощное развитие экономики в 3 было вызвано тем фактором, что процесс реформирования проходил в нескольких отраслях одновременно, благодаря чему был кардинально изменен вектор страны, что вывело ее в лидеры, даже "локомотив" трансформации в Латинской Америке в целом. Прежде всего следует отметить, что пройденный путь не был быстрым, допущенные ошибки исправлялись и до сих пор исправляются, и следует рассмотреть те основные вехи, благодаря которым Чили стала достойным игроком на международной арене.

С 1980 г. в Чили была проведена новая пенсионная реформа. Правительство приняло закон, в соответствии с которым в стране внедрялась новая пенсионная система, опиравшаяся на свободу выбора и прав, которые получали работники в виде пенсионных счетов, чем обеспечивалась справедливость интересов чилийцев. Следует подчеркнуть, что первая попытка реформировать пенсионную систему состоялась еще в середине 50-х годов прошлого века, но данная реформа оказалась недостаточно надежной в финансовом аспекте и была недостаточно организованной, пенсионные программы были весьма запутаны и крайне регламентированы. Таким образом, политика реформирования свелась к политическим расчетам, игнорировались финансовые проблемы, страхование, неэффективная административная деятельность.

В полном объеме обновленная программа пенсионной реформы заработала с 1983 г. и базировалась на следующем:

1) индивидуальной капитализации - каждый работник, задействованный в системе страхования с начала своей трудовой деятельности, получал персональный пенсионный счет (ППС) и накапливал свои сбережения до момента выхода на пенсию. Участники пенсионной системы были обязаны ежемесячно вносить на свой счет 10% от суммы своего налогооблагаемого дохода (отчисления на пенсионный счет не облагались налогами). Работодатель не делал отчислений на пенсионный счет, поэтому сложилась свободная система отчислений. Все участники пенсионной системы могли самостоятельно добровольно вносить дополнительные средства на собственный счет;

2) частное управление активами осуществляется через организации с ограниченной ответственностью по управлению пенсионными фондами (администраторами пенсионных фондов, АПФ), которые имеют определенную монополию на управление пенсионными фондами, накапливают отчисления в пенсионные фонды, эффективно их инвестируют, распоряжаются полученной прибылью и распределяют ее между участниками. Участник программы имеет право лично выбирать или менять администратора фондов, но постоянно менять администратора довольно дорого; работник может выбирать для работы с персональным счетом любую частную компанию по управлению пенсионными фондами. Такие компании находятся под государственным надзором, целью которого является жесткий контроль (технического характера) для предупреждения случаев мошенничества;

3) положения:

Главное управление администраторов пенсионных фондов является регуляторным органом, отвечающим за контроль АПФ и имеющим следующие функции:

- поддерживает или отклоняет предложения по созданию AПФ, согласовывает их уставы и дает разрешение на их существование и работу;

- контролирует деятельность AПФ по юридическим, финансовым и административным вопросам с момента начала их работы;

- обеспечивает выполнение нормативов минимального капитала и кассовых резервов;

- в пределах закона устанавливает общие нормы инвестирования согласно политике Центрального банка Чили и гарантирует соответствие инвестиций, сделанных AПФ, утвержденным нормам;

- анализирует эффективность действующих правил регулирования и при необходимости принимает новые;

- штрафует тех участников системы, нарушающих правила, законодательство, и при необходимости ликвидирует администраторов фондов, как это прописано в законодательстве;

- выступает в роли арбитра в ситуациях расхождений между администраторами фондов и клиентами.

Преимущества пенсионной программы. После выхода на пенсию начисленные средства на персональном счете можно использовать различными способами:

- пенсионеры могут использовать остаток на персональном счете для приобретения постоянных рент у страховых компаний, что гарантирует стабильный доход с учетом показателей инфляции;

- пенсионеры могут воспользоваться выплатами срочных пенсий и/или отсроченной финансовой ренты. После выхода на пенсию работник может разделить остаток на персональном счете на две части: одну - для выплат отсроченной ренты, которую в дальнейшем будет выплачивать страховая компания; другую часть - сохранять на счете пенсионного фонда для использования в программе выплаты пенсии, достаточной для ежемесячного проживания и до того момента, как начнет получать в дальнейшем отсроченную финансовую ренту;

- программирование - участники программы могут забрать все свои сбережения в определенный период в соответствии с установленным графиком, согласованным с правительством;

- программа выплаты пенсий сочетается с выплатой пожизненной ренты. Находясь на пенсии, участник часть накопленных средств на персональном счете сохраняет на счете пенсионного фонда для формирования программы ежемесячных пенсионных выплат на определенный период. Оставшаяся часть используется для приобретения пожизненной ренты, что позволяет получать доход ежегодно. В этом случае у пенсионера есть два вида пенсионных субсидий.

Те, кто перечислял средства в соответствии со старой системой, получали перечисления и получили государственные облигации, компенсировавшие стоимость уже перечисленных начислений. Облигации давали фиксированный доход в размере 4%, корректировавшийся в зависимости от инфляции, и выкупались государством, когда работник выходил на пенсию. Гарантировалось, что все перечисления и накопленные средства будут оцениваться в соответствии с актуальной стоимостью. Таким образом, государственное стимулирование в сочетании с разъяснительной работой привело к тому, что на протяжении трех лет приблизительно 95% населения перешло на новую пенсионную систему.

Активное реформирование системы произошло благодаря улучшению ситуации на рынке труда, поскольку сумма отчислений уменьшилась и из-за того, что работники отчисляют суммы на свои личные счета, являющиеся их собственностью, не налоговым сбором, что качественно изменило в сознании работающих связь между усилиями и вознаграждением за трудовую деятельность.

Постоянное накопление фондов требует постоянного использования новых финансовых механизмов, что, в свою очередь, оказало значительное влияние на развитие финансового рынка и рынка капитала.

К тому же уменьшение дефицита бюджета на увеличение сбережений и инвестиций в экономику дало следующие положительные результаты:

- увеличение источников финансирования на долгосрочный период (раньше компании и предприятия финансировались только через банковские учреждения, а сейчас половина из них финансируется благодаря выпуску облигаций, приобретаемых пенсионными фондами);

- развитие фондового рынка;

- снижение волатильности экономических циклов из-за того, что существует постоянное движение финансовых ресурсов;

- уменьшение операционных затрат администраторов пенсионных фондов;

- улучшение корпоративного управления в пользу интересов миноритарных акционеров компаний и предприятий, забота об их правах регламентируется созданием законопроектов в их поддержку. Исследования показывают, что компании и предприятия, инвестирующие в АПФ, стоят в среднем на 16% больше, чем компании, которые этого не делают, что говорит о качестве корпоративного управления.

Сегодня в Чили продолжают вносить изменения в пенсионную реформу для ее модернизации, чтобы гарантировать достойный уровень жизни нынешних и будущих пенсионеров, а также улучшить общий уровень благополучия населения, максимально охватив все его слои, начиная с наиболее финансово незащищенных. Уже с 1 января 2017 г. вступает в силу увеличение суммы обязательного отчисления на базовый солидарный уровень в размере 10%. Такие меры смогут улучшить положение более
1,4 млн пенсионеров и увеличить бюджетные средства на 199 млн долл. США.

Взрослое население (старше 65 лет) в период 2015–2050 гг. в процентном отношении к населению возрастет на 19–29% во Франции, 15–25 - в США, 15–26 - в Украине, 11–26 - в Чили, 10–30 - в Китае, 21–36 - в Германии, 26–40% - в Японии. Учитывая несовершенство механизма системы pay as you go, страны, пользующиеся этой системой, были вынуждены выплачивать пенсии из государственного бюджета, что вызвало рост катастрофического скрытого долга (дефицита государственного бюджета), для некоторых стран, а именно - для Греции скрытый долг составлял сумму, в девять раз превысившую ВВП страны, в Испании - 255% ВВП, Украине - 364% ВВП, Ирландии - 405% ВВП.

В то время как скрытый долг (дефицит государственного бюджета) в странах, реформировавших пенсионную систему, будет погашен в ближайшие годы, так, в Чили скрытый долг составляет 25% от ВВП, Мексике - 17, Перу - 13%.

Несмотря на то, что странам уже пришлось использовать государственный бюджет для оплаты пенсий, было необходимо внести параметрические изменения в пенсионные системы из-за того, что демографическая ситуация стран также изменилась. Таким образом, 75 стран увеличили сумму отчислений, 52 страны повысили пенсионный возраст, 64 страны снизили сумму пенсионных выплат.

Аккумуляция фондов и их дальнейшее инвестирование в различные финансовые механизмы позволили получить высокую рентабельность. В Чили реальная рентабельность (средняя за год) с начала внедрения новой пенсионной системы в 1980 г. была на уровне 8,37%, Колумбии - 7,88, Уругвае - 7,78, Сальвадоре - 7,76, Перу - 7,52, Мексике - 6,15, Коста-Рике - 4,83, Доминиканской Республике - 4,81%.

Если сравнить эту рентабельность с другими финансовыми инструментами, можно сказать, что достаточно диверсифицированная инвестиционная программа во многих финансовых инструментах как внутренней экономики, так и внешних инвестиций (других стран) позволила получать высокую рентабельность.

В случае Чили, страны с населением в 18,5 млн чел., пенсионные фонды достигают
175 млрд долл. США, 1/3 из которых относится к начисленным средствам самих работников и 2/3 соответствует рентабельности, полученной путем инвестиций пенсионных фондов.

Если говорить о суммах начислений, которые будут получать пенсионеры, надо рассматривать, сколько лет они делали личные сбережения, что может быть недостаточно точным показателем из-за существующего не слишком формализованного рынка труда в Латинской Америке (имеются в виду неофициальное трудоустройство, сезонные работы, самозанятое население, фриланс и т.п.). Но проведенные исследования свидетельствуют о том, что работники, делавшие индивидуальные сбережения более десяти лет, могут иметь хорошие выплаты в пенсионном возрасте.

Пенсионные фонды накопили в себе значительные экономические ресурсы, которые принадлежат работникам (являются их собственностью) и привлечены в реальный сектор экономики.

С 2017 г., проанализировав актуальную ситуацию в стране и фактические потребности населения, планируется перевести солидарную систему (pay as you go) на работу по обеспечению нужд наиболее незащищенного населения (инвалидов) и обслуживанию их счетов, а также привлечению государства и корпоративных клиентов.

Следует отметить, что вызванный реформой пенсионной системы рост ВВП стран имеет следующее отображение в процентах (процент от роста ВВП, объясняемого реформой):

Чили - 8,08%;

Колумбия - 12,75%;

Мексика - 12,92%;

Перу - 6,22%.

В Чили администраторы пенсионных фондов имеют долю в размере 34% от государственного долга, 58% от общей финансовой задолженности, 37% корпоративных облигаций, 6% от акций.

Реформа пенсионной системы и переход на систему индивидуальной капитализации в значительной степени повлияли на сегмент строительства жилья и инфраструктуру в целом.

Улучшилось положение большого количества семей со сверхнизким доходом, не имевших жилья или проживавших в сверхсложных условиях (коренные жители Анд, которые фактически не могут рассчитывать на среднестатистическую заработную плату за неимением высшего и даже базового образования), нуждавшихся в финансовой помощи, поскольку средства на персональных счетах не смогут обеспечить достойный уровень жизни.

Для решения этой проблемы были привлечены не только средства АПФ, но и социальные службы и промышленные мощности страны, чтобы строительство качественного жилья за умеренные средства, высокоэтажных зданий или частных домов стимулировало развитие промышленности страны, которая обеспечивает работой население и нуждается в квалифицированных специалистах, знакомых с проблемами строительства в сейсмически-активных зонах.

Результатом такого синергетического взаимодействия стали небольшие районы-сателлиты среднего класса по всей территории Чили, объединившие качество, энергоэффективность и безопасность для 4 млн семей и профинансированные АПФ через ипотечные кредиты сроком до 30 лет.

Инфраструктура в Чили на 2015 г. демонстрирует, что
7 млрд долл. США из пенсионных фондов инвестированы в энергетический сектор; 630 млн - в телекоммуникации и около 2 млрд долл. - в совместные (концессионные) проекты, автодороги, аэропорты и больницы. Концессионные проекты являются государственными программами правительства Чили, в рамках которых проводятся тендеры для частных компаний, выпускающих для получения финансирования облигации, которые приобретают администраторы пенсионных фондов. Самые большие успехи были достигнуты в совместных проектах по реконструкции и прокладыванию новых автодорог, которые теперь являются платными и с помощью которых можно добраться в отдаленные части региона, ранее почти недосягаемые.

В завершение следует отметить, что в большинстве стран пенсионные фонды охватывают практически все секторы экономики, особенно финансовый, корпоративный, государственный и иностранный, преимущество или нагрузки на определенный отдельный сектор зависит от экономической зрелости страны. Чили инвестирует за границу приблизительно 44% своих ресурсов, в финансовый сектор - около 18, корпоративный сектор (облигации и акции компаний) - 15, государственный сектор - 23%.

В реформе 2008 г. был сделан акцент на формировании гендерного равенства при внесении средств и использовании пенсионных выплат, поскольку определенное время существовала тенденция невыплаты взносов на пенсионное страхование из-за того, что женщины ухаживали за детьми и родственниками. Как правило, женщин нанимали в такие сферы деятельности, где заработная плата была значительно ниже, они выходили на пенсию раньше и продолжительность их жизни была больше. Новая реформа предлагает женщинам дополнительные льготы, например, оплату пенсионного страхования государственными средствами на период декретного отпуска (18 недель), компенсацию экономического ущерба при разводе (не более 50% от взносов мужа за период брака) на личный пенсионный счет. Благодаря этой реформе суммы на персональных счетах женщин выросли приблизительно на 10%.

Трансформации пенсионной системы Чили являются примером того, как постепенное и решительное нововведение становится рычагом, который запускает поэтапное реформирование других сфер экономики страны, возрождение внутреннего рынка, стимулирует развитие реального сектора экономики - все вышеупомянутое стало реальностью благодаря работе над практическими приемами, шагами, вертикальными изменениями, превратившими Чили в одну из самых мощных стран Латинской Америки.