9 октября в большинстве областей Украины профсоюзы провели предупредительные акции протеста.
Участвовавшие в них работники бюджетной сферы - педагоги, медики не выдвигали принципиально новых требований к президенту, правительству и парламенту, требуя "счастья для всех, даром, и чтобы никто не ушел обиженным". 17 октября профсоюзные организации, объединенные в Федерацию профсоюзов Украины, примут участие во Всеукраинской акции протеста перед зданием правительства, - именно тогда, когда будет проходить заседание Кабмина. Мы попытались разобраться, справедливы ли требования профсоюзов к центральной власти.
По убеждению лидеров профсоюзов, проект госбюджета-2019 содержит крайне заниженные нормы государственных социальных стандартов и гарантий. Кабмин предложил на следующий год повысить минимальную зарплату до 4173 грн, не дотянув даже до прогнозируемых Минсоцполитики расчетов, предусматривавших рост МЗП до 4500 грн. Оправдание Минфина традиционное: не хватает средств в госбюджете, ведь увеличение минимальной зарплаты автоматически повышает государственные расходы на зарплаты бюджетников.
Однако Федерация профсоюзов Украины, ссылаясь на отечественную законодательную базу и нормы Конвенции Международной организации труда (МОТ) №117 "Об основных целях и нормах социальной политики", убеждена, что минимальный уровень оплаты труда на 2019 год должен быть не ниже 7700 грн… При этом представители профсоюзов не уточняют, какими расходными статьями должен пожертвовать государственный бюджет ради двукратного увеличения, например, образовательной субвенции, которая в следующем году должна составить свыше 70 млрд грн. Вместе с тем сами же профсоюзы возмущены тем, что даже в этом году, при уровне минимальной зарплаты в 3200 грн, средств на зарплаты работникам образования не хватает.
В Украине сложилась хроническая необеспеченность средствами на выплату зарплаты работникам образования и медикам. Даже в небольшой Тернопольской области до конца этого года не хватает свыше 200 млн грн, а это - почти двухмесячный фонд оплаты труда. Переговорная процедура с правительством по поводу обеспечения бюджетных работников средствами на зарплату напоминает настольный теннис. Правительство говорит органам местного самоуправления: у вас, уважаемые, достаточно резервов, чтобы дофинансировать образование и медицину (продавайте земельные участки через аукционы, когда их стоимость возрастает в разы, увеличивайте размер долевого участия в развитии инфраструктуры населенного пункта и т.д.), а те отвечают: государство делегировало нам полномочия в сфере образования и медицины, значит, пусть оно обеспечивает эти государственные полномочия средствами из госбюджета. В результате таких "переговоров" крайними остаются наемные работники. И требование профсоюзов - в полном объеме обеспечить средствами на зарплату работников бюджетных учреждений - справедливое. Но их желание повысить эти зарплаты со следующего года в разы, вероятно, закончится тем, что проблемы с выплатами зарплат работники образовательных заведений почувствуют уже в первом квартале 2019-го.
Очевидно, что увеличение субвенции в следующем году до 150 млрд грн - нереалистичное требование, потому что увеличение доходов в таких объемах просто невозможно. И это речь только о зарплатах работников образования.
Размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, по убеждению профсоюзов, тоже необоснованный. На 2019 год Кабмин предлагает его на уровне 1921 грн. Эта сумма вдвое ниже ранее обнародованной Минсоцполитики в 4200 грн. Но, по расчетам Федерации профсоюзов, он должен быть еще выше - 5167 грн. Понятно, чем выше прожиточный минимум, тем лучше, но вопрос в том, где найти средства для увеличения всех расходов, которые привязаны к этому показателю?
С одной стороны, при определении суммы прожиточного минимума правительство должно было бы учитывать железный аргумент - судебное решение, уже вступившее в законную силу. 25 апреля этого года Окружной административный суд Киева по иску руководителя проекта "Открытый суд", кандидата юридических наук Станислава Батрина принял решение, которым признал недействительным постановление Кабмина №780 от 11 октября 2016 года "Об утверждении наборов продуктов питания, наборов непродовольственных товаров и наборов основных социальных и демографических групп населения". Оно было принято с нарушением норм статьи 3 Закона "О прожиточном минимуме", без надлежащего проведения научно-общественной экспертизы набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. То есть правительство сознательно "пересмотрело" потребительскую корзину, что привело к искусственному занижению стандартов жизни и стало условием для установления необоснованного размера прожиточного минимума. Это судебное решение 10 июля с.г. оставил в силе Киевский апелляционный административный суд. С другой стороны, если государство не начнет жить согласно реальным доходам, а не прихотям, экономика никогда не выйдет из кризиса, дефицит бюджета продолжит расти, как и долговая нагрузка. И тогда Украине не избежать дефолта, к которому мы уже приблизились.
Понятно, что заниженный уровень прожиточного минимума возмущает профсоюзы, потому что на базе этого показателя формируется Единая тарифная сетка для работников бюджетной сферы - с тарифными разрядами и тарифными коэффициентами. А в Украине сложилась странная и печальная ситуация: в этом году работники с 1-го по 11-й тарифный разряд получают одинаковую зарплату - на уровне минимальной (устанавливать зарплату ниже минимальной можно только при условии неполной занятости работника), а в следующем году ее будут получать бюджетные работники уже с 1-го по 12-й тарифный разряд. Профсоюзы требуют от правительства установить должностной оклад работника первого тарифного разряда в бюджетной сфере на уровне минимальной зарплаты. Тогда обладатели 2-го и более высоких тарифных разрядов с учетом тарифных коэффициентов будут получать более высокие зарплаты. Но о дополнительных источниках бюджетных поступлений профсоюзы снова не упоминают.
Единственное, в чем профсоюзы абсолютно правы, - правительство проигнорировало положение ратифицированной Украиной Конвенции МОТ №117, требующей устанавливать минимальные ставки заработной платы и прожиточный минимум путем проведения консультаций с представителями работодателей и профсоюзов. Этого, к сожалению, не произошло. "Никто не проводил консультаций ни с профсоюзами, ни с работодателями. Поэтому работодатели приняли решение приостановить членство в Национальном трехстороннем социально-экономическом совете, поскольку считают, что социального диалога нет, а есть только его имитация", - убеждает председатель Тернопольского областного совета профсоюзов Андрей Присяжный.
Обеспокоены профсоюзы и ситуацией с зарплатами в небюджетной сфере, где вообще возник парадокс: растет средний размер зарплат, а вместе с ним увеличивается задолженность по их выплате. В Украине этот долг увеличился с 2,3 млрд грн в январе до 2,7 млрд на 1 сентября. А на Тернопольщине ситуация еще парадоксальнее. Когда средний уровень зарплат вырос с 5865 грн в январе до 7165 грн в августе, то наперегонки скакала вверх задолженность по выплате зарплат, и в 2018-м она увеличилась почти втрое - с 4,6 млн грн в январе до 12,7 млн на 1 сентября. Например, ПАО "Тернопольский радиозавод "Орион" дохозяйничался до того, что задолженность по выплате зарплаты он накопил до впечатляющей, как для предприятий Тернопольщины, суммы - 4,6 млн грн по состоянию на 1 сентября. Немалые долги еще и у государственного санатория "Збруч" - свыше 1,5 млн грн, у частного Тернопольского объединения "Текстерно" - 1,4 млн… Удивляешься терпеливости людей: отдельным категориям работников "Текстерно", которые регулярно выходят на работу и выполняют ее, зарплату не выплачивают уже седьмой месяц подряд!
Конечно, профсоюзные организации такая ситуация не может не волновать. Но они как будто забыли, зачем вообще нужны отраслевые профсоюзы, поэтому не сами отстаивают права работников, а требуют вмешательства правительства, чтобы руководители предприятий-должников максимально уменьшили задолженность по выплате зарплаты и не допускали ее в будущем. Не совсем понятно, каким образом исполнительная власть должна повлиять на работу частных предприятий, не нарушая при этом законодательства, и вообще должна ли она этим заниматься, если в стране есть такие мощные профсоюзы.
Еще одно из требований профсоюзных организаций к Кабмину - остановить рост тарифов на природный газ и электроэнергию для населения. Профсоюзные лидеры называют требование МВФ повысить эти тарифы не иначе, как манипуляцией правительства. Они по своему усмотрению уверяют, что такого прямого указания нет, потому что МВФ, рассматривая вопрос о предоставлении кредитов Украине, требует от Минфина и Кабмина сбалансировать государственный бюджет, а правительство должно найти для этого наиболее оптимальные варианты, а не просто решения, снижающие доходы простых граждан.
И здесь необходимо небольшое пояснение: действующая система тарифов на газ предусматривает, что газ для потребностей населения продается наполовину дешевле, чем газ на рынке. Разницу платит государство из бюджета, оно же оплачивает субсидии для незащищенных слоев населения. Поэтому если профсоюзы действительно хотят, чтобы у государства появились свободные средства, например, для поднятия зарплат, то они, наверное, должны были бы приветствовать рыночное формирование цены газа, а не поддерживать заявления политиков-популистов "за все хорошее, против всего плохого".
Профсоюзы в одном пакете с социальными требованиями апеллируют к президенту и правительству прекратить наконец государственное рейдерство относительно имущества профсоюзов. Еще в 2011 году была изобретена хитрая схема: органы прокуратуры на основании постановления Кабмина от 1994 года подавали иски в суд, а суды их удовлетворяли. Таким образом признавались недействительными документы на право собственности на профсоюзные объекты, они передавались в государственную собственность, а оттуда потихоньку переходили в частные руки. Так в течение семи лет в государственную собственность в разных областях было передано 40 объектов, прежде всего санаторно-курортные заведения, профилактории, базы отдыха. И хотя власть Януковича уже в прошлом, но начатое ею рейдерство в отношении имущества профсоюзов продолжается. Сейчас в украинских судах находится восемь десятков таких дел. По информации Федерации профсоюзов Украины, во исполнение решений судов уже началось изъятие офисных помещений профсоюзов. Например, помещение Полтавского облпрофсовета ныне передано в ведение Генеральной прокуратуры, а Закарпатской - в ведение государственной судебной администрации в этой области.