UA / RU
Поддержать ZN.ua

Парламент принимает, правительство саботирует, или Когда военным ждать перерасчета пенсий

1 января 2016 г. вступил в силу Закон Украины "Относительно внесения изменений в некоторые законы Украины по вопросам пенсионного обеспечения" (далее - Закон), который должен был дать возможность бывшим военнослужащим получить положенные им пенсий, не начисленные и не выплаченные не по их вине. Итак, с 1 января 2016-го военные пенсионеры могли бы надеяться на долгожданное увеличение пенсий. Но, увы…

Авторы: Сергей Дрёмов, Владимир Тимошенко

1 января 2016 г. вступил в силу Закон Украины "Относительно внесения изменений в некоторые законы Украины по вопросам пенсионного обеспечения" (далее - Закон), который должен был дать возможность бывшим военнослужащим получить положенные им пенсий, не начисленные и не выплаченные не по их вине. Традиционно законом предусмотрен перерасчет пенсий соответствующих категорий военнослужащих и других лиц, имеющих право на пенсию согласно Закону "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц". Итак, с 1 января 2016-го военные пенсионеры могли бы надеяться на долгожданное увеличение пенсий. Но, увы…

Пытаясь разобраться с реализацией положений указанного закона, мы проанализировали положения действующих нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в этой сфере. А также отправили несколько информационных запросов в ведомства, которые должны были обеспечить их выполнение.

В частности, в запросе в Службу безопасности Украины была просьба в предусмотренный Законом Украины "О доступе к публичной информации" срок предоставить информацию по следующим вопросам:

- когда СБУ будут выполнены требования вышеназванного Закона и представлены соответствующие расчеты в Пенсионный фонд Украины (ПФУ)?

- каким категориям пенсионеров органов государственной безопасности проведут перерасчет пенсий в связи с изменением размера хотя бы одного из видов денежного обеспечения, в том числе учитывая введение для новых ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения (надбавок, доплат, повышений) и премий?

В ответ руководитель финансово-экономического управления СБУ сообщил, что на данный момент уже введен порядок перерасчета пенсий, утвержденный постановлением правительства (от
13 февраля 2008 г. №45). Согласно пункту первому этого порядка пенсии пересчитываются только в случае принятия правительством решения о перерасчете хотя бы одного из видов денежного обеспечения для соответствующих категорий военнослужащих. Кроме того, в письме отмечается, что пунктом вторым этого порядка предусмотрено, что Министерство обороны, МВД, СБУ и другие государственные органы обязаны сообщать Пенсионному фонду о возникновении оснований для перерасчета пенсий.

Вместе с тем мы были проинформированы о том, что в последний раз такие правовые основания возникли еще 1 января 2008 г. в связи с введением с этой даты новых условий денежного обеспечения согласно постановлению правительства "Об упорядочении структуры и условий денежного обеспечения военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и некоторых других лиц" (от 7 ноября 2007 г. №1294). Установленные этим постановлением условия денежного обеспечения указанной категории лиц остаются неизменными и сегодня. При этом изменения размеров отдельных видов денежного обеспечения действующих военнослужащих, происходившие после указанной даты, осуществлялись исключительно согласно решениям руководителей военных формирований и правоохранительных органов в пределах предоставленных им полномочий (без изменения действующих условий денежного обеспечения).

С учетом изложенного 14 февраля 2016 г. мы обратились с информационным запросом в КМУ, попросив проинформировать нас о следующем:

- принималось ли после 7 ноября 2007 г. Кабинетом министров решение о перерасчете хотя бы одного из видов денежного обеспечения для соответствующих категорий военнослужащих, лиц, имеющих право на пенсию согласно Закону "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц", или в связи с введением для них новых ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения (надбавок, доплат, повышений) и премий в размерах, установленных законодательством?

- когда такое решение принималось?

- каких категорий военнослужащих оно касалось?

- какие из видов денежного обеспечения претерпели изменения?

Ответственные члены правительства заданные вопросы, наверное, сочли не заслуживающими внимания, поэтому нас не удостоили ответом, а "отфутболили" этот запрос Министерству социальной политики.

В ответе на наш информационный запрос заместитель министра В.Мущинин, сообщил: "…после 01.01.2008 г. решение о дальнейшем повышении размеров должностных окладов военнослужащим или введении новых ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения для соответствующих категорий граждан Кабинетом министров Украины не принимались".

В письме также отмечается, что Закон "Относительно внесения изменений в некоторые законы Украины по вопросам пенсионного обеспечения" "…не предусматривает изменения денежного обеспечения, а определяет только срок, с которого лицо имеет право на перерасчет". Дескать, право на перерасчет пенсии - это еще не сам перерасчет! Итак, господа военные пенсионеры, запаситесь терпением и ждите, когда наступит то самое время, которое в армии называют "время Ч"…

Такой ответ вызывает вполне обоснованные сомнения в том, дочитал ли глубокоуважаемый господин В.Мущинин указанный Закон до конца. Хотя собственно стиль, в котором он изложен, наводит на мысль, что его подписант больше привык ставить подписи на документах, а не знакомиться с текстами законов, а тем более прилагать усилия для их выполнения… Поэтому придется ему напомнить, что в заключительных положениях Закона "Относительно внесения изменений в некоторые законы Украины по вопросам пенсионного обеспечения" на Кабинет министров Украины возложена обязанность:

- до 1 января 2016 г. привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим Законом;

- обеспечить пересмотр и отмену министерствами, другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих этому Закону.

Приведенные господином В.Мущининым аргументы не выдерживают никакой критики. Тем более что у правительства было достаточно времени, чтобы создать надлежащие условия для своевременной реализации Закона, принятого Верховной Радой 15 июля 2015 г. и подписанного президентом 30 июля 2015-го.

Кроме того, в письме Минсоцполитики речь идет о том, что в пункте 17 Плана мер для выполнения Программы деятельности Кабинета министров и Стратегии устойчивого развития "Украина-2020" предусмотрено увеличение денежного содержания военнослужащих путем повышения должностных окладов и окладов по военному званию. Для этого Министерством обороны разработан и подан на рассмотрение правительства соответствующий проект постановления.

Господа военные пенсионеры, порадуемся! Нашими проблемами правительство начало заниматься еще с начала марта 2015 г. и, судя по всему, будет делать это и в дальнейшем, хотя без особого энтузиазма.

Как утверждает в письме господин Мущинин, указанный проект нормативно-правового акта неоднократно рассматривался на заседании правительственного комитета по вопросам экономического развития и европейской интеграции. Однако принятие решения было отложено, а также было поручено Минобороны провести дополнительные консультации об обеспечении финансирования в случае вступления в силу постановления. При этом господин заместитель министра трогательно заверил, что Минсоцполитики Украины поддерживает необходимость ускорить принятие решения о повышении должностных окладов и окладов по военному (специальному) званию.

Нам бы очень хотелось узнать, что имел в виду Мущинин под проведением дополнительных консультаций, и с кем именно Минобороны должно их проводить? И что именно должно привести к этому ускорению?

С учетом изложенного и с целью проверки достоверности информации, предоставленной Минсоцполитики, был направлен информационный запрос в Министерство обороны. В запросе излагалась просьба сообщить, на каком этапе находится рассмотрение проекта соответствующего постановления. Кроме того, с целью изучения содержания указанного документа и его возможного вынесения на общественное обсуждение с привлечением высококвалифицированных специалистов мы просили предоставить его копию.

Итак, с нетерпением будем ждать ответа Министерства обороны. А пока имеющаяся у нас информация позволяет сделать вывод о том, что правительство не торопится с принятием соответствующего решения, в отличие от ситуации с внесением на рассмотрение парламента ЗУ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения" (от 2 марта 2015 г. №213-VIII). Напомним, что именно согласно этому Закону пенсии работающим пенсионерам с 1 апреля 2015 г. выплачиваются в размере 85%.

В памяти всплывает, как, уговаривая народных депутатов принять этот позорный (по нашему глубокому убеждению) закон, премьер-министр Украины А.Яценюк вместе с министром социальной политики П.Розенко слезно уверяли (со временем оказалось, что в который раз "честно врали"), что эта мера временная и будет действовать только до 31 декабря 2015 г.

Однако для современной Украины нет ничего более постоянного, чем временное. Поэтому действие "временной" (по словам ее идейных вдохновителей-сказочников) нормы о налогообложении в размере 15% пенсий, превышающих три минимальные заработные платы, и ограничении пенсий для работающих пенсионеров решением парламент пролонгировано до конца 2016 г.

Приведенный пример с ситуацией, складывающейся вокруг Закона "Относительно внесения изменений в некоторые законы Украины по вопросам пенсионного обеспечения", убеждает вот в чем: нынешнее правительство фактически откладывает на неопределенный срок выполнение этого Закона. Потому нами направлен еще один информационный запрос в Кабинет министров, в котором просим сообщить нам, какие конкретно меры приняты правительством для выполнения предписаний, содержащихся в заключительных положениях указанного Закона, и предоставить копии нормативно-правовых актов, которыми были внесены соответствующие изменения в существующие нормативно-правовые документы.

Надеемся, что в этот раз КМУ не будет перекладывать ответственность на министерства, а предоставит исчерпывающие ответы на заданные вопросы. А мы, в свою очередь, будем готовиться к следующим шагам, которые все же заставят чиновников ускорить реализацию положений рассмотренного Закона.

Пока приходится констатировать, что, приняв Закон "Относительно внесения изменений в некоторые законы Украины по вопросам пенсионного обеспечения", отечественный законодатель сказал только "а". Теперь слово за правительством, которое должно как можно скорее поставить точку в решении этой проблемы. Ведь промедление с реализацией положений этого Закона может привести к значительным негативным последствиям. Существующий механизм перерасчета пенсий указанным категориям лиц непосредственно касается и действующих военнослужащих, и приравненных к ним лиц, которые также с нетерпением ждут, когда Кабинет министров Украины все же примет соответствующие решения.