UA / RU
Поддержать ZN.ua

Окно возможностей

У Украины появился шанс стать лидером IТ-индустрии Европы.

Автор: Вячеслав Черкашин

Перед Украиной на повестке дня стоит вопрос не о так называемом «догоняющем» развитии, а об угрозе экономического прозябания в ранге страны третьего мира. Пока другие государства-соседи, например, Польша или страны Прибалтики проводили реформы, наша страна ничем подобным выделяться не собиралась. Теперь мы вынуждены говорить о 50–100-летнем отставании и самой экономически несвободной стране Европы. Очевидно, что стандартные рецепты, приносящие 2–3% ежегодного роста экономики, для нас малоэффективны и неприемлемы. Необходимо ставить перед собой сверхзадачи, а значит проводить в жизнь радикальные и неординарные реформы. То есть требуется экономический форсаж…

Как показал опыт Маргарет Тэтчер в 1980-х годах, меры экстренного экономического форсажа могут сработать тогда, когда страна, которая их применяет, уже имеет жизнеспособные экспортные отрасли и окружена странами с растущей экономикой, стремящимися покупать импортные товары и услуги, а также инвестировать в отрасли с низкой зарплатой. Часть рецепта уже готова — по линии соприкосновения с экономически более развитыми государствами — членами ЕС, а об уровне украинских зарплат говорить не приходиться. Но вот с созданием жизнеспособных экспортных отраслей (кроме сырьевых) и привлечением инвестиций — просто беда.

Одной из украинских надежд бесспорно остается динамично развивающийся IT-сектор — согласно Kearney Global Services Location Index-2019 страна занимает 20 место в мире (+4 позиции за год). Не все знают, но Украина — крупнейший экспортер IT-услуг в Европе, а темп прироста продаж украинских IT-компаний превышает общемировой в 5 раз. На конец прошлого года на рынке работало около 4 тыс. компаний и 1,6 тыс. сервисных структур, количество IT-специалистов достигает 200 тыс., а доходы составили 5 млрд долл. за год.

Поэтому попытки, предпринимаемые в последнее время некоторыми чиновниками, построже обложить налогами IT-сектор, являющийся одним из немногих драйверов экономического роста, иначе как вредительством или сдачей экономических интересов государства и угрозой национальной безопасности не назовешь. Кроме спорадического фискального зуда, украинские экономические власти сделали еще одну большую глупость, когда имея особый десятилетний режим налогообложения сферы информационных технологий, действующий с 1 января 2013 года, отменили его на втором году существования Законом №71-VIII от 28.12.2014 года. Но индустрия информационных технологий выжила и развивается вопреки недружественной политике государства.

В то же время другие страны, не теряя времени и возможностей, вводили меры по активному налоговому стимулированию IТ-сферы. Здесь и Bagmane Tech Park в Индии, и Парк высоких технологий в Беларуси, специальные налоговые режимы IP-box на Кипре и в Ирландии, полное освобождение доходов IT-специалистов от НДФЛ в Румынии, и особый режим налогообложения прибыли в Эстонии.

И последний пример. В конце июня руководство государства-агрессора объявило о готовности до конца текущего года ввести для IT-компаний «самые низкие налоговые ставки в мире» — налог на прибыль в размере 3% и снижение страховых взносов, уплачиваемых работодателем, с 14 до 7,6%. То есть, кроме непосредственно рыночной конкуренций, сфера информационных технологий стала ареной ожесточенной налоговой конкуренции за инвестиции и персонал на уровне государств. При этом Украина со своими 59,5% налоговой нагрузки на уровне компаний не в состоянии успешно конкурировать с другими юрисдикциями (таблица):

Сравнительная таблица налоговой нагрузки на уровне компаний IT-отрасли в отдельных странах мира.

Однако, как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло». С начала года наблюдается определенное ужесточение налоговой политики ряда государств — членов ЕС по отношению к сектору IT.

Власти Сербии («тест на независимость для предпринимателей»), Венгрии (сужение специального режима налогообложения — КАТА) и Румынии (отмена нулевой ставки НДФЛ для IT-специалистов) в рамках борьбы со «скрытой занятостью» объявили о планах по ужесточению подходов в налогообложении IT-отрасли. Фактически, для Украины с начала текущего года, открылось окно возможностей в части обретения европейского лидерства в IТ-индустрии, вплоть до привлечения специалистов из той же Сербии, Румынии и Венгрии.

В таких благоприятных условиях Украине желательно, как минимум, окончательно отказаться от любых планов и намерений по усилению налоговой нагрузки на отрасль, а, по максимуму, протянуть ей «руку дружбы». Именно это пробует сделать авторы законопроекта № 3933 от 23.07.2020 года, предлагая хотя бы вернуть отмененный в 2014 году десятилетний стимулирующий налоговый режим в секторе информационных технологий. Его основой служит доведение общей налоговой нагрузки до уровня основных государств-конкурентов Украины при наличии предохранителей от возможных злоупотреблений особенностями налогообложения и потерь бюджета.

Это позволит:

Отмечу особо, проект не является угрозой или противником существующих правил на рынке, включая плательщиков единого налога 3-й группы, как пытаются убедить общественность некоторые группы влияния. Проект 3933 представляет собой разумную конкурентную альтернативу действующей системы уплаты налогов на уровне компаний, а что именно использовать в своей деятельности, и в какой форме оформлять трудовые отношения — решать исключительно самому бизнесу.

Концентрация усилий государства на IТ-направлении несет возможности для преодоления экономикой Украины последствий текущего мирового кризиса в течении максимум одного-двух лет, а не выползания из оного десятилетиями. Как писал Тибор Фишер: «Дело ведь не в том, что нам не выпадает шанс, а в том, что мы раз за разом его упускаем».