23 декабря 2020 года открылось окно возможностей для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сферах культуры, туризма и креативных индустрий. С этой даты вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно государственной поддержки культуры, туризма и креативных индустрий» №962-IX, которым предоставляются налоговые преференции для плательщиков налога на доходы физических лиц, единого налога, налога на прибыль предприятий и НДС.
Из закона видно, что власть решила поддержать не авиационную, ракетную, космическую промышленность, приборостроение и другие наукоемкие отрасли, а гуманитарную сферу, на что указывают виды экономической деятельности, отнесенные к креативной индустрии (распоряжение КМУ от 24 апреля 2019 года №265-р).
То есть налоговые преференции получают лица, которые осуществляют издательскую деятельность, деятельность в сфере радио- и телевизионного вещания, архитектуры, дизайна, фотографии, перевода и другие виды деятельности, включенные в креативную индустрию.
К креативной индустрии также отнесены компьютерное программирование, издание компьютерных игр и программного обеспечения, консультирование по вопросам информатизации.
Законом №962 предусмотрены два условия, одновременное соблюдение которых позволяет получателям грантов воспользоваться налоговыми преференциями.
Во-первых, налоговые преференции предоставляются только получателям бюджетных грантов, понятие которых приводится в подпункте 14.1.277-1 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины:
«Бюджетный грант — целевая помощь в виде средств или имущества, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств государственного и/или местных бюджетов, международной технической помощи для реализации проекта или программы в сферах культуры, туризма и в секторе креативных индустрий, спорта и других гуманитарных сферах в порядке, установленном законом. Перечень предоставителей бюджетных грантов определяет Кабинет министров Украины».
Во-вторых, предоставитель бюджетного гранта должен быть включен в перечень предоставителей бюджетных грантов, утвержденный КМУ.
По моему мнению, наличие этого условия применения налоговых преференций переносит дату применения особого порядка налогообложения бюджетного гранта с даты вступления в действие закона №962 на дату утверждения КМУ перечня предоставителей бюджетных грантов.
Таким образом, перечень предоставителей бюджетных грантов может стать, как говорят, ложкой дегтя в бочке меда, поскольку в законе не определены порядок подачи информации о бюджетном гранте в КМУ и срок его утверждения.
Следует отметить, что в редакции закона, принятой в первом чтении, этого перечня нет. Возможно, депутаты Верховной Рады после первого чтения закона испугались простоты получения налоговых преференций и решили усложнить процедуру применения налоговых льгот, чтобы у получателей бюджетных грантов, как говорят, по усам текло, а в рот не попадало.
Хотя перечень предоставителей бюджетных грантов еще не утвержден, но Государственная налоговая служба Украины уже подготовила информационное письмо №18 об особом порядке налогообложения налога на доходы физических лиц, единого налога, налога на прибыль предприятий и НДС, предусмотренном законом №962.
Остановимся на налогообложении бюджетного гранта, предоставляемого физическим лицам-предпринимателям, поскольку любое юридическое лицо имеет бухгалтера, который может без проблем разобраться с особенностями его налогообложения.
Прежде всего рассмотрим порядок налогообложения грантов, полученных физическими лицами-предпринимателями до утверждения КМУ перечня предоставителей бюджетных грантов. Этот порядок также применяется к грантам, не отвечающим понятию «бюджетный грант».
В связи с тем, что такой грант не включается в доходы физических лиц-предпринимателей, то он облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 18%. Кроме того, с такого гранта удерживается военный сбор в размере 1,5%. Стоит отметить, что в этом случае налоговым агентом получателя гранта является предоставитель гранта, который удерживает налог и военный сбор при его начислении (выплате).
Если же на момент получения бюджетного гранта КМУ утвердил перечень предоставителей бюджетного гранта, то получатели грантов могут применить особый порядок налогообложения налога на доходы физических лиц.
Для введения особого порядка налогообложения бюджетного гранта предложены две новации.
Во-первых, бюджетный грант исключили из доходов физических лиц-предпринимателей, что позволило облагать налогами бюджетный грант как доход физического лица. Для этого пункт 177.3 статьи 177 НКУ дополнили пунктом 177.3.2, что дало возможность не включать бюджетный грант в доход физического лица-предпринимателя на общей системе налогообложения, а из доходов физического лица-предпринимателя — плательщика единого налога исключили доход в виде бюджетного гранта (подпункт 1 пункта 291.1 статьи 291 НКУ).
Во-вторых, бюджетный грант не включили в общий месячный (годовой) облагаемый налогом доход физического лица (статью 170 НКУ дополнили пунктом 170.7-1 «Налогообложение бюджетного гранта»), что позволило не облагать его налогом на доходы физических лиц. А если нет налога на доходы физического лица, то с бюджетного гранта не удерживается военный сбор.
После ознакомления с системой налогообложения бюджетного гранта, полученного физическим лицом-предпринимателем, возникает следующий вопрос.
Если грант, полученный физическим лицом-предпринимателем, облагается налогами как доход физического лица, то почему бы его не получать физическому лицу? Зачем огород городить?
Есть несколько причин, из-за которых бюджетный грант предоставляется именно физическим лицам-предпринимателям.
Во-первых, в некоторых случаях бюджетные гранты предоставляются только субъектам хозяйствования, к которым относятся физические лица-предприниматели.
Во-вторых, физическое лицо-предприниматель может осуществлять определенные виды экономической деятельности, которые физическое лицо осуществлять не может, например, издательскую деятельность.
В-третьих, для выполнения сложных творческих проектов привлекается команда исполнителей, которую обычно возглавляет автор проекта. В связи с тем, что такие творческие проекты в некоторых случаях имеют разовую реализацию, то создавать под него юридическое лицо нецелесообразно.
Чтобы налоговому агенту жизнь медом не казалась, его обязали вносить в налоговый расчет (форма №1ДФ) сведения о заключенных договорах по предоставлению бюджетных грантов и их условиях.
Следует отметить, что на сегодняшний день в налоговом расчете эту информацию разместить невозможно, поскольку форма №1ДФ этого не предусматривает. Поскольку этот расчет подается отдельно за каждый квартал (налоговый период) на протяжении 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем отчетного квартала, то Министерству финансов Украины надо без промедлений доработать форму №1ДФ.
А получателям грантов нужно помнить, что при нецелевом использовании бюджетного гранта средства придется вернуть или отразить сумму бюджетного гранта в составе годового облагаемого налогом дохода за соответствующий отчетный период и подать годовую налоговую декларацию, и самостоятельно уплатить налог с таких доходов.
Больше статей Владимира Коноваленко читайте по ссылке.