Экономика Украины, ее финансовая система очень нуждаются в притоке иностранного капитала. Иностранный капитал способен стабилизировать курс национальной валюты, снизить банковские ставки, наполнить золотовалютные резервы и выровнять платежный баланс страны. Считается, что самым лучшим и стабильным типом иностранного капитала являются прямые иностранные инвестиции. В отличие от портфельных (спекулятивных) вложений, они поступают в страны на долгосрочной основе, приносят с собой новые технологии и стандарты, а производительность труда на предприятиях с иностранным капиталом, как правило, в разы выше.
В Украине, казалось бы, все это понимают - и политики, и чиновники. Большинство избирательных лозунгов пестрят декларациями наличия у кандидатов программ привлечения в страну крупных инвестиций. Периодически создаются специализированные ведомства, пишутся десятки инвестиционных программ, проводятся многочисленные форумы об инвестиционной привлекательности нашей экономики. Однако в реальности иностранные инвесторы практически не вкладывают средства в Украину. Почему? Потому что в мире есть еще примерно 200 стран, во многих из которых инвестиционный климат намного лучше.
За внимание иностранного инвестора, за его инвестиции между странами идет жестокая борьба. Результаты этой борьбы для большинства участников неутешительны. Мировой рынок прямых инвестиций очень монополизирован - всего 20 стран мира получают около 80% всех инвестиций (рис. 1). Так, в 2013 г. из 1,4 трлн долл. инвестиций 1,1 трлн поступили всего в 20 стран, а
183 досталось всего 300 млрд (или 1,6 млрд в расчете на страну). Но среди этих 183 есть 33 страны с рейтингом А-ААА - они привлекают около половины из 300 млрд долл. Значительную часть из оставшегося получают 73 страны с рейтингом В-ВВВ. Остальные 77, включая Украину, конкурируют за оставшиеся "крохи" инвестиций. И эта тенденция не меняется уже 20 лет! Даже в наиболее благоприятные годы, когда инвесторы легче и быстрее раздавали инвестиции, группа "183 стран" получала все те же 10–20%.
Складывается впечатление, что иностранные инвесторы - это закрытый клуб, члены которого почти не желают инвестировать в третьи экономики. Здесь практически всем заправляют шесть англосаксонских стран, получающих 0,5 трлн долл., или более 30% всех прямых инвестиций.
Что касается Украины, то она все 23 года находится в третьей группе второго эшелона менее привлекательных для инвесторов стран. Пришло время, наконец, это осознать. И прежде всего для того, чтобы быть реалистами и действовать адекватно. Ведь с каждым годом доля Украины в мировых объемах инвестиций сокращается и в 2013 г. составила уже менее 0,2%.
О крайне низком уровне интереса и доверия инвесторов к Украине можно судить и по структуре прямых инвестиций в разрезе стран-доноров (рис. 2). Почти каждый год в Украине растет доля инвестиций с Кипра и Британских (Виргинских) Островов - за десять лет с 17–18 до 80–90%. Но эти вложения трудно назвать иностранными. Как известно, эти государства используются украинскими бизнесменами для "прокачивания" средств и вкладывания их обратно в Украину под видом "иностранного капитала". Другие страны-инвесторы все меньше доверяют Украине, и их доля существенно сократилась. Поэтому здесь напрашивается вывод: в Украину никто не верит, кроме украинцев.
Отдельно стоит проанализировать инвестиционную активность (экспансию) главных торговых и дипломатичных партнеров Украины (рис. 3). Оказывается, за последние 23 года они вложили в другие страны мира колоссальные объемы прямых инвестиций. И, казалось бы, Украина как дружественная, перспективная страна с емким рынком должна бы их заинтересовать. Но результаты вычисления доли Украины в инвестиционных вложениях каждой из этих стран просто шокируют.
Особый шок вызывает отсутствие интереса к Украине со стороны трех стран: Германии (как крупнейшей экономики Европы), Польши (как самой дружественной страны), России (как главного торгового партнера). Россия за 23 года вложила в Украину менее 1% своих инвестиций, Польша - менее 1,5%. О каких миллиардах инвестиций мы можем говорить, в т.ч. от арабских шейхов, китайских госкорпораций или американских ТНК, если в Украину не инвестируют соседние, дружественные страны? Поэтому повторимся - в Украину не верит никто, кроме украинцев.
Надеяться, что ситуация в будущем изменится, не стоит. В период 2015–2025 гг. Украина, как и большинство из 183 стран, не получит иностранных инвестиций (возможно, их минимальные объемы). И на это есть три причины.
Первая. В США начинается "золотая десятилетка". Благодаря дешевому сланцевому газу в стране опять становится выгодно открывать производства и сборочные цеха. Инвесторы-производственники и сборщики уже возвращаются в США, в первую очередь, в южные штаты, где, с одной стороны, находятся основные залежи сланца, с другой - недорогая рабочая сила мексиканских мигрантов. Это будет способствовать росту прямых инвестиций в Америку - до 300–400 млрд долл. в год.
Вторая. В Китае прогнозируют существенные изменения в экономике - власти планируют перейти от ее количественного роста к качественному. Благодаря этому страна и следующее десятилетие будет получать по 100–150 млрд долл. инвестиций в год. Еще около 100 млрд будет и далее ежегодно получать Гонконг.
Третья. В ЕС запускают программу по улучшению собственного инвестиционного климата. Для этого создается Фонд стратегических инвестиций, в который вложат 16 млрд евро госсредств, еще 5 млрд даст Европейский инвестиционный банк. Председатель Еврокомиссии Ж.-К.Юнкер надеется, что уже в течение трех лет будет привлечено почти 400 млрд долл. прямых инвестиций.
Так где же Украине искать иностранный капитал? Какую стратегию выбрать? Опыт ряда стран показывает, что в случае полного недоверия со стороны иностранных инвесторов власти обращают взор на своих мигрантов и диаспору, проживающих за границей и зарабатывающих ежегодно колоссальные средства. При внедрении стратегии стимулирования денежных переводов можно привлечь на родину значительную часть доходов и сбережений мигрантов. Именно денежные переводы могут полностью заменить (существенно дополнить) прямые инвестиции. Около десяти стран мира (из постсоветских - Армения и Таджикистан) благодаря денежным переводам даже сумели удвоить ВВП за десять лет.
Особое внимание своим мигрантам уделяют даже страны с рейтингом ВВВ (куда Украина стремится согласно Стратегии-2020). Например, Филиппины, даже имея такой рейтинг, все равно получают в год всего около 2 млрд долл. прямых инвестиций. В то же время только через финансово-банковскую систему страна получает более 25 млрд долл. переводов в год. ZN.UA уже писало об эффективной стратегии привлечения иностранного капитала путем построения целой инфраструктуры обслуживания мигрантов на всех стадиях (до, во время, после) миграции.
У Украины есть колоссальный человеческий ресурс - мигранты и диаспора, которые обладают значительным миграционным капиталом. Его основу составляют финансовые накопления мигрантов, их материальные и интеллектуальные активы, а также денежные переводы, которые инвестируются в развитие домохозяйств (получателей средств), местных территорий и Украины в целом. По оценкам Всемирного банка, украинские мигранты и диаспора в 2012 г. заработали 58 млрд долл., из которых 12 млрд накопили за границей в разных формах активов. В 2013 г. Украина вошла в Топ-10 стран мира по объемам денежных переводов - 8,5 млрд долл через финансово-банковскую систему. По экспертным оценкам, еще около 17 млрд долл. ежегодно поступают по незарегистрированным каналам.
Для того чтобы окончательно убедиться, кто на самом деле верит в Украину, инвестирует в нее, мы сравнили объемы инвестиций и переводов из ключевых стран - доноров капитала за последние шесть лет (рис. 4). Даже результат сравнения прямых инвестиций только с переводами через финансово-банковскую систему заставляет преклониться перед мигрантами за то доверие и те миллиарды, которые они переводят в Украину. В среднем (без учета Кипра) они перечислили на родину в шесть раз больше, чем вложили иностранные инвесторы. А если учесть переводы по незарегистрированным каналам, то в
23 раза больше.
Однако отсутствие внимания органов власти и банков к мигрантам, отсутствие программ и механизмов стимулирования миграционного капитала (его перевоплощения в денежные переводы) не позволяет Украине, ее платежному балансу, золотовалютным резервам, курсу гривни "почувствовать" этот тип иностранного капитала, включить его в экономический оборот и мотивировать его легализацию.
Поэтому Украине нужна новая стратегия привлечения иностранного капитала на 2015–
2025 гг. Основным объектом ее внимания должны стать мигранты, диаспора и их домохозяйства в Украине как главные и стабильные инвесторы страны.
В предыдущей публикации о возможностях и рисках отмены визового режима с ЕС (ZN.UA №42–43 от 14 ноября 2014 г.) мы уже высказывали мнение о необходимых действиях для увеличения переводов в Украину: 1) создать министерство по делам миграции и диаспоры; 2) внедрить политику стимулирования официальных денежных переводов в Украину; 3) предложить финансово-банковские инструменты привлечения сбережений мигрантов. Однако выводы этой статьи призывают к тому, что работа в этом направлении должна быть еще более полномасштабной.
Во-первых, необходимо переформатировать цели и задачи большинства профильных ведомств и регуляторов, отвечающих за привлечение иностранного капитала в Украину. Инвестиционные программы, проекты и мероприятия должны быть переписаны и внедряться с учетом интересов и потребностей мигрантов, других участников рынка денежных переводов.
Во-вторых, особое внимание этому сегменту населения должны уделять все областные и районные администрации путем создания подразделений, изучающих возможности и потребности участников рынка денежных переводов. Именно они должны регулярно предлагать центральной власти инициативы, внедрение которых позволит увеличить объемы переводов в регионы страны. Пример должны показать западноукраинские области - для них эта проблема очень насущна. Так, в Тернопольскую область за 23 года привлечено всего 60 млн долл прямых инвестиций. В то же время только в 2013 г. через банки в область поступило около 600 млн долл. переводов.
В-третьих, особое внимание и отношение к мигрантам должны начать уделять посольства Украины за границей. Им надлежит стать активными информационными посредниками в продвижении особой политики властей и финансово-банковского сектора (если она будет внедрена) в отношении к мигрантам и диаспоре. Также на посольства должна быть возложена обязанность поиска и привлечения в сторону Украины как внимания, так и средств украинских мигрантов-предпринимателей, топ-менеджеров и филантропов, а также международных доноров. В этом плане также стоит изучить опыт Индии и Филиппин.
Украина по-прежнему имеет высокий уровень доверия только со стороны украинских мигрантов и диаспоры. Но лишь от самого государства зависит возможность конвертировать это доверие в качественный и количественный объем миграционного капитала. Только разработка и внедрение особых услуг, программ, стимулов (а именно это и является основой современного сотрудничества с мигрантами) позволит реализовать новую стратегию привлечения иностранного капитала в страну на долгосрочной основе. А в перспективе, заработав экономическое и финансовое доверие мигрантов, Украина может рассчитывать и на другие составляющие международного рынка капитала.