По оценкам премьера Яценюка, введение НДС-счетов позволит государству дополнительно привлечь 12 млрд грн. А по оценкам экспертов, закрытие так называемых налоговых ям даст возможность вернуть в бюджет гораздо больше - порядка 70 млрд. Разница в суммах впечатляет. Есть повод думать, что правительство вообще не собирается бороться с "налоговыми ямами", а реформу использует исключительно как очередной способ фискального давления, сохранив при этом все злоупотребления.
Заработавшая на прошедшей неделе реформа выявила массу проблем и уже омрачила работу многих предпринимателей. Постановление "О внесении изменений в Порядок ведения Единого реестра налоговых накладных" принималось за день (!) до начала работы самих счетов. Результаты очевидны - понимание ситуации у предпринимателей отсутствует. Закон об НДС-счетах принят еще летом, а система работает через раз, при этом фискалы не ведут разъяснительную работу с бизнесом.
Довольно долго предприниматели нововведению противились, причин чему - масса. В основном они обращают внимание на то, что, закручивая гайки, налоговая ничего не предлагает взамен. И если по поводу других фискальных новшеств можно полемизировать, то введение НДС-счетов - это фискальный прессинг в чистом виде. Система не предполагает возврата налогоплательщику излишка средств на его НДС-счете, отвлекает свыше 10% оборотных активов, требует тщательного бизнес-планирования.
Возможностей повлиять на непорядочного контрагента нет, при этом вводится солидарная ответственность по НДС. Если продавец отказался внести предоплату по своим налоговым обязательствам, то это будет вынужден сделать покупатель. Продавец может выдавать налоговую накладную только на сумму НДС, которая равна сумме его "входящего" НДС и сумме денежного остатка на НДС-счете.
Таким образом, каждый продавец, выдавая налоговые накладные, в конце концов, должен будет предоплатить НДС с созданной им добавленной стоимости на НДС-счет. Государству такая система чрезвычайно выгодна, так как оно получает 100-процентную гарантию налоговых поступлений. Для бизнеса все, наоборот, усложняется.
Даже у тех, кто разобрался в системе, возникают проблемы, потому что в законе есть немало неурегулированных нюансов, особенно относительно прав налогоплательщиков. Несмотря на то, что новая система уже запущена, многие предприниматели до сих пор не разобрались, как в ней работать: путают НДС-счета и СЭА (систему электронного администрирования), не знают, что и когда начинает работать, кому и что отправлять. Неразберихи добавляют и сотрудники ГФС, которые не в состоянии дать компетентную консультацию.
Кроме недостаточной информированности бизнес-сообщества, несовершенна и сама система НДС-счетов. У многих просто не получается зарегистрировать налоговую накладную ни с первого, ни со второго, ни с
третьего раза. Но если техническое несовершенство программы теоретически можно устранить, то как избежать казусов в самой системе администрирования, если она изначально была неумело написана?
"Фирма-покупатель заключила контракт и отправила полумиллионную предоплату, фирма-продавец зарегистрировала налоговую накладную, уже как положено в ЕРНН (Едином реестре налоговых накладных), - рассказала ZN.UA Александра Томашевская, эксперт Киевского центра поддержки развития бизнеса. - На основании накладной было сформировано налоговое обязательство. Потом что-то пошло не так, и покупатель расторг договор. Предоплату вернули, взамен отправили корректировку. Но по новым нормам кодекса для того, чтобы уменьшить налоговое обязательство, требуется согласие контрагента, а он отказывается его давать. В итоге денег у фирмы нет, налоговое обязательство в системе висит, а способов воздействия на контрагента не существует. Пока это все можно решить, так как все работает в тестовом режиме и без СЭА. Но что делать потом? В кодексе нет ни одного механизма воздействия на контрагента, даже жалоба не предусмотрена".
Это самая банальная "налоговая яма", и ее либо прикрывают, либо "крышуют". Вопрос в другом - что делать с зависшим в системе налоговым обязательством, и как не допустить повторения ситуации?
Эксперт не сомневается, что разработчики реформы даже не моделировали ситуацию с возвратом предоплаты. И недоумевает, почему, когда подобные вопросы возникают на практике, сотрудники фискальной службы отказываются их решать? Получается, что в основе реформы лежит отношение к налогоплательщикам как к жуликам, поскольку они ничего не могут делать без одобрения контрагентов. Это заводит ситуацию в тупик, ведь сам контрагент может оказаться жуликом. Один из чиновников ГФС, отвечая на вопрос, что же делать предпринимателям в подобных ситуациях и нельзя ли исправить подобные огрехи системы, сказал: "Зачем? У нас есть суд. Обращайтесь".
ZN.UA уже писало о том, что фактически НДС-счета не решат проблему "налоговых ям", так как борются только с одним их видом. "Положить конец злоупотреблениям с НДС может только политическая воля высшего руководства государства: Кабмина, Минфина, ГФС. При этом НДС-счета - это лишь одно из многих вспомогательных средств, не более. Если политической воли не будет, этот и другие методы контроля не помогут, - поделился с ZN.UA Леонид Рубаненко, глава Союза налоговых консультантов. - В свое время главным средством в борьбе с махинациями должно было стать приложение №5 к декларации НДС, внедренное в 2008 г. Та ситуация показала украинские реформы во всей красе: налоговики, получив больше информации, начали требовать больших взяток. Вот и все реформы. Действительно неплохой механизм был использован для наполнения собственных карманов. Сейчас ситуация аналогичная: возможностей для злоупотреблений на администрировании НДС-счетов - масса".
Зачем же тогда реформа, столь сильно бьющая по бизнесу? НДС-счета - это идея МВФ, за которую активно ухватились украинские фискальные органы. Только МВФ предполагал таким образом решить проблемы с фиктивным возмещением налога. Действительно, почему нет? Ведь не просто так были объединены таможенная и фискальная службы. По большому счету, им давно уже никто не мешает контролировать поступления от импортного НДС и возмещать экспортный. Но, к сожалению, возмещение НДС - это отдельный вид теневого бизнеса. Чтобы с ним бороться, необходимы не НДС-счета, а электронный контроль на таможне, предполагающий фиксацию как экспорта (с нашей стороны), так и импорта (со стороны покупателя). К сожалению, даже эта модель не даст стопроцентных гарантий правомерного возмещения НДС. Ведь в большинстве схем присутствует "интерес" фискалов.
С начала 2015 г. государство задолжало предпринимателям 19,3 млрд грн возмещений (табл. 1). И это еще ситуация улучшилась по сравнению с концом прошлого года - тогда задолженность была еще на 4,5 млрд грн больше. Кроме того, важно понимать, что часть возмещения предприниматели теперь получают не живыми деньгами, а НДС-облигациями (уже свыше 6,8 млрд грн). Это еще один повод для спекуляций и злоупотреблений, ведь по сути это не более чем расписка о том, что долг тебе вернут. И тот, кто "поближе" к налоговой, получает "кэш", а тот, кто "подальше", - бумажки.
Кое-кто продолжает получать возмещение, так сказать, в первую очередь, независимо ни от чего (табл. 2). В январе в пятерку компаний, которым были возмещены наибольшие суммы НДС, вошли: "Кернел-Трейд" Андрея Веревского - 591,7 млн грн, ММК им. Ильича Рината Ахметова - 549,5 млн, "Арселор Миттал Кривой Рог" - 325,2 млн, корпорация "ИСД" Таруты и Гайдука - 237,2 млн и "Имперово Фудз" Бахматюка - 176,7 млн грн. Следует отметить, что корпорация "ИСД", как, кстати "Мотор Сич" и компании "Укрлэндфарминг" того же Бахматюка получают возмещение НДС гарантированно и регулярно.
В декабре 2014-го ситуация с возмещением была гораздо хуже, государство вернуло бизнесу копейки - 1,2 млрд грн против средних 4,5 млрд. Крупнейшим получателем тогда стал Алчевский меткомбинат (АМК), находящийся на неподконтрольной украинскому правительству территории, что никоим образом не помешало "возместить" предприятию 271,9 млн грн. Вот вам и экономическая блокада. Меньше, но тоже немало, 62,5 млн грн, возместили и донецкой кондитерской фабрике "АВК". И тут без комментариев.
"Для того чтобы тебе вернули НДС, в большинстве случаев нужен "дележ" с самой налоговой: как правило, 70/30 или 60/40, - объяснила Александра Томашевская. - Причем большая доля полагается как раз налоговой. При таких условиях контролировать и отслеживать эти процессы невозможно. Как правило, именно у таких хлебных для налоговой клиентов все формальности в идеальном состоянии. А значит, те, кто незаконно возмещал НДС в прошлом году, смогут беспрепятственно делать это и в нынешнем году, при новой системе. В основе незаконного возмещения лежат сговор с налоговой и документы, которые, как правило, благодаря той же налоговой, оформлены идеально".
Понятно, почему вместо реформы, адекватной потребностям государства, пропихивается реформа, выгодная исключительно фискальным органам. Ведь она позволит им одновременно и в доле быть, и бюджет наполнять. Да и НДС-счета, при всем масштабе изменений, ввести было куда проще, чем решить вопросы с незаконными возмещениями. Ведь, с одной стороны, ни фискальная служба, ни таможня не готовы расставаться со схемами, которыми они так успешно управляют. С другой - никакой нормальной системы учета экспорта/импорта в стране не существует и в помине. А ныне существующая - чистая профанация, позволяющая в ручном режиме регистрировать, отменять и перерегистрировать все, что угодно.
Очевидно, что ГФС в этой реформе привлекла исключительно высокая "фискальность" НДС-счетов, которая до поры до времени позволит забыть о невыполнении нереальных минфиновских планов по сборам. А также даст дополнительные рычаги, позволяющие давить на бизнес. Действительно, когда спецсчета заработали в Азербайджане, поступления по НДС увеличились в стране вдвое, аналогичный эффект был и в Болгарии. Наверняка могут похвастаться успехами также Таджикистан, Габон, Тайвань, Румыния и другие продвинутые по части электронного администрирования налогов страны. Но вот вопрос: какой уровень коррупции в этих странах? А уровень жизни? А условия для ведения бизнеса?
"Процесс изменения налогового законодательства выглядит комично, так как не определена основная задача, которой и должны быть подчинены все изменения. В данном случае непонятно, что являлось основным: наполнение бюджета или улучшение инвестиционного климата, привлечение капиталов и прочее. К сожалению, это две взаимоисключающие вещи. Пока не поймем, к чему стремимся, мы не сможем адекватно оценить результат, - говорит ZN.UA Артем Рудик, директор департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономического развития. - Такое ощущение, что при проведении реформы забыли о том, что Украина находится в состоянии кризиса, и для выхода из него необходим рост потребления, которого не будет, кроме прочего, из-за вымывания оборотных средств и ликвидности налогоплательщиков. Поэтому с точки зрения макроэкономики эта реформа - шаг назад".
Именно об этом эксперты говорят без малого полгода, но ГФС глуха. Ее задача - обеспечить выполнение невыполнимого, наполнить доходную часть бюджета. Тут все средства хороши. Не идет на контакт с представителями бизнеса и новая министр финансов. Регулярно находя время для встреч с иностранными экспертами, она уже систематически срывает встречи с экспертами украинскими. Безусловно, на плечах министра сейчас все финансовые тяготы воюющей страны, но неужели мнение отечественного бизнеса, который и формирует государственный бюджет, недостаточно весомо?
Так или иначе, система уже запущена и будет работать, создавая немало сложностей предпринимателям и немало возможностей "заработать" фискалам. По оценкам PwC, введение НДС-счетов - это самый долгий и дорогой вариант реформирования системы администрирования НДС, на котором и решила остановиться "процветающая" Украина. Займет он минимум четыре года. Те самые четыре года, дать прогноз на которые сейчас не возьмется никто. Именно в это время бизнесу нужно будет приспосабливаться к работе с совершенно неудобоваримой системой. И помочь ему в этом никто не стремится. Как ответили в ГФС одному из предпринимателей: "Вы делайте, как знаете, а мы потом проверим". Что ж, ни добавить, ни убавить.