UA / RU
Поддержать ZN.ua

Налог на крипту: когда и сколько?

Автор: Максим Орыщак

Текущая правовая база регулирования рынка виртуальных активов в Украине, по мнению Международного валютного фонда, может создавать риски для финансовой стабильности государства. Поэтому в обновленном после третьего пересмотра Меморандуме о сотрудничестве с Фондом четко указано, что до конца декабря 2024 года Национальный банк Украины и Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), с помощью МВФ, должны совместно подготовить обновленный вариант законодательства по регулированию рынка виртуальных активов и привести его в соответствие с лучшими международными практиками. Среди прочего это обновление будет предусматривать создание правовой базы для налогообложения криптовалюты и других виртуальных активов.

План для реализации программы сотрудничества с Европейским Союзом Ukraine Facility, который правительство недавно передало Еврокомиссии, также делает акцент на приоритетности внедрения эффективного регулирования рынка виртуальных активов. Кроме того, раньше Еврокомиссия уже рекомендовала Украине или дополнить профильный закон 2019 года, или продолжить принятие нового всеобъемлющего закона о виртуальных активах, чтобы имплементировать соответствующие стандарты FATF — Международной группы по противодействию отмыванию денег.

Так что вряд ли вопрос о налогообложении криптоактивов правительству удастся отложить на потом, и можно ожидать, что к концу декабря 2024 года НКЦБФР уже представит обновленное регулирование для крипторынка.

Читайте также: Большинство потребителей начали доверять криптовалютам – Deutsche Bank

 

Зачем это нужно

Евросоюз продолжает строить единое европейское цифровое пространство. Для этого, в частности, внедряются такие системы, как EUDIW (Европейский цифровой кошелек), необходимый для идентификации лица при осуществлении экономических операций в странах ЕС. Или же создаются и внедряются единые правила MiCA (Markets in Crypto-assets) для регулирования европейского рынка криптоактивов. Эти меры нужны для того, чтобы защитить права инвесторов и потребителей, синхронизировать уже существующие стандарты стран ЕС по выпуску и использованию криптоактивов и, наконец, создать комфортные условия для развития отрасли. Исследования европейских институтов говорят о высокой перспективности внедрения общих систем регулирования сферы. С одной стороны, интерес к ней в последнее время стремительно растет, с другой — внедрение госрегулирования повышает надежность инфраструктуры криптоактивов, усиливает безопасность и позволяет привлекать в рынок крупные капиталы.

За доли на рынке сейчас борются США, страны Южной Америки, Азии и Евросоюза. Конкуренция острая, поэтому регуляторы пытаются действовать быстро — по принципу «кто первый, тот и победитель». Всего за четыре месяца (после десяти лет отказов) в США были одобрены спотовые Bitcoin-ETF — особый тип ETF, дающий инвесторам простой и регулируемый метод торговли ценой Bitcoin на обычных финансовых рынках. В Гонконге на столе местного регулятора уже лежат аналогичные заявки от китайских фондов. Активизирует свои усилия и ЕС. Напомним, что правила MiCA были представлены в сентябре 2020 года. Несколько лет работа по ним велась довольно пассивно. Но в 2023-м, когда сигналы о принятии криптовалют как полноценных активов поступили из США, MiCA были одобрены Европарламентом. Уже в мае 2023 года единые правила были  приняты и Советом Европы. Это был заключительный шаг, определяющий путь, по которому будет двигаться регулирование в нашем регионе.

Читайте также: Жена руководителя патрульной полиции купила Toyota Prius в 100 раз дешевле рыночной цены – имеет зарплату за год 1237 грн

 

Почему MiCA важны для Украины

Путь интеграции с рынками ЕС собственно предполагает приближение всех регуляций, в том числе и финансовых, а следовательно, новый европейский стандарт MiCA, по сути, является ориентиром, если не образцом, для украинского криптовалютного законодательства. А он включает жесткие и очень конкретизированные требования:

Если сейчас в Украине все это практически никак не регулируется, то с появлением нового закона «о виртуальных активах» правовой вакуум исчезнет. Начиная с того, что для осуществления деятельности на крипторынке будет нужна лицензия, и заканчивая налогообложением этой деятельности. Причем как для компаний, предоставляющих услуги на рынке, так и для их клиентов, физических и юридических лиц.

Поставщик услуг на рынке виртуальных активов должен будет соответствовать имущественным требованиям, иметь страховое покрытие. Возможно, будет создан специальный страховой фонд. И в рамках проведенных изменений налоговой системы Украины (имеется в виду Единый реестр счетов и доступ к ним надзорных органов) движение криптоактивов в будущем должно стать таким же прозрачным, как и движение средств в украинской банковской системе. Учитывая темпы изменений и взятые нами обязательства, все это перспектива приблизительно трех- четырех лет. Поэтому, как и в случае с Единым реестром счетов, стоит на всякий случай заранее готовиться к будущим вопросам из Налоговой службы Украины.

Читайте также: Между рекордным взлетом и падением один день: Биткойн резко обвалился

 

Какими будут ставки налогов

В Евросоюзе MiCA начнут полноценно работать с января 2025 года. В Украине доработанный закон «О виртуальных активах», скорее всего, заработает через год-полтора. Какими в нем будут окончательные налоговые ставки на криптоактивы, сказать сложно, но сейчас обсуждается, что налоговые ставки в первые годы легализации криптоактивов должны быть 5% для доходов физлиц и 18% — для компаний. А уже в перспективе будут расти до европейских ориентиров.

Сейчас в странах ЕС ставки налогов на крипту также разные. Фискальная система, в отличие от монетарной, у них не общая. Но в основном шкала ставок прогрессивная, то есть чем больше ваш доход, тем выше для вас ставка налога. В среднем это около 15–20% на доходы от криптоактивов физических лиц и 25–30% на доходы от криптоактивов для бизнеса. К этим уровням поэтапно будет идти и Украина. Ведь значительных расхождений в общем европейском экономическом пространстве никто не допустит, — не будем забывать об обязательстве имплементировать соответствующие стандарты FATF, которые как раз и предусматривают, что устранение возможностей для спекуляций (а более низкие ставки — это они и есть) является самым надежным способом борьбы с отмыванием денег.