Активное перетекание валюты в «кэш» сейчас наносит платежному балансу даже больший урон, чем дефицит во внешней торговле. Так, за январь-июль нынешнего года Украина импортировала товаров на 6,5 млрд. долл. больше, чем экспортировала. При этом спрос на наличную валюту превысил ее предложение более чем на 7 млрд. долл. (с учетом августа - 8 млрд. долл., а за весь прошлый год - около 10 млрд. долл.).
И аналитики, и представители НБУ предполагали, что столь внушительная динамика «утечки» валюты из банков обусловлена не столько потребностями населения, сколько аппетитом «теневого» сектора. Найденный банковским регулятором инструмент противодействия - паспортизация валютообмена - был крайне неоднозначно воспринят в обществе.
Уже наделавшее много шума постановление НБУ №278 («Об утверждении изменений в Инструкции о порядке организации и осуществления валютно-обменных операций на территории Украины») вступило в силу, как известно, 23 сентября с.г.
Самая резонансная его норма - Нацбанк обязал финучреждения при осуществлении валютно-обменных операций устанавливать резидентность клиента, его фамилию, имя, отчество с помощью документа, удостоверяющего личность (для этого делается ксерокопия, в случае с паспортом - первой страницы). Этим же документом НБУ повысил лимит продажи валюты для физлиц «в одни руки» в одном банке за один день с 80 тыс. грн. до 150 тыс. (в эквиваленте). Также определено, что если объем сделки составляет 50-150 тыс. грн., должна происходить полная идентификация, в том числе с установлением серии и номера паспорта (другого документа, удостоверяющего личность), даты и органа его выдачи, места жительства (регистрации), номера учетной карточки налогоплательщика (при наличии).
В Нацбанке говорят, что обязательная проверка резидентности лица, обменивающего валюту, существовала еще с 1993 года - с момента принятия декрета КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля». И в этом смысле, как заявил агентству УНИАН глава НБУ Сергей Арбузов, «никаких принципиальных нововведений нет: те правила валютно-обменных операций, которые существовали для банков, не поменялись, а мы лишь обязали своим постановлением №278 их выполнять».
По словам директора гендепартамента денежно-кредитной политики НБУ Елены Щербаковой, основная цель регулятора - «убрать наличные операции в валюте», «вытолкнуть все это в рынок банков», увеличив, таким образом, долю безналичных операций. Нацбанк ожидает сокращения чистого спроса на наличную валюту в четыре раза. Надежды на такую динамику дают результаты первого дня действия 278-го постановления. Согласно озвученным НБУ данным, после введения новых требований в пятницу, 23 сентября, чистый валютный спрос на фоне четверга сократился с 153 млн. долл. до 46 млн. Общая же цена вопроса тоже очень внушительна. По оценкам НБУ, сейчас вне банков в Украине может обращаться около 70 млрд. долл. наличной валюты.
Мнения экспертов по поводу того, куда пойдет неудовлетворенный спрос, разделились. Сторонники ожидают, что требования НБУ ударят по черному рынку, ведь банкам - участникам этих операций будет сложнее прокручивать значительные объемы валюты. Критики же этого решения, наоборот, прогнозируют расцвет черного рынка, формирование параллельного курса (наряду с официальным и банковским). В качестве доказательства приводится активизация в столице менял, продающих доллары без документов по 8,15 грн./долл. В этом же контексте в Ассоциации украинских банков отмечали, что «официальная часть операций уменьшится, теневая - увеличится; те же объемы конвертации, которые шли под «крышей» в миллиардных суммах, так и будут идти».
Возможным способом манипулирования называется использование данных, полученных во время идентификации одних клиентов, для сокрытия операций других. Однако в НБУ подчеркивают, что такое «приписывание» (по факту, подделка документов) - криминал чистой воды, и «промышленных» масштабов вряд ли следует ожидать. Кроме того, Е.Щербакова отметила, что не допустить подпитки черного рынка банками должен нацбанковский валютный контроль.
Одним из мотивов установления резидентности клиентов, осуществляющих валютно-обменные операции, на Институтской называли необходимость выполнения Украиной обязательств перед FATF по противодействию легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем. Участники рынка на такие заверения реагируют довольно скептически. Например, в АУБ обращали внимание на нелогичность такого метода борьбы. Мол, отмывание средств осуществляется, прежде всего, при конвертации наличных в безналичные, а не при обмене одной валюты на другую.
Похоже, что банковский регулятор возлагает определенные надежды на психологический эффект от необходимости предъявления клиентами документов, удостоверяющих личность. Как констатировали банкиры, после 23 сентября спрос на валюту со стороны населения хоть и не особенно существенно, но все же снизился. В этом случае на руку НБУ играет нежелание многих «светиться» из-за опасений, что полученная банками информация пойдет, например, в налоговую. Много говорится и об угрозе попадания такой информации в распоряжение криминальных структур. В Нацбанке уверяют, что при соблюдении допустимого лимита эти данные не будут выходить за пределы банков, не будут собираться в единые базы, не будут передаваться в НБУ или другие ведомства, так как эта информация является банковской тайной, которая в нашей стране достаточно строго соблюдается. И налоговая служба или Госфинмониторинг смогут истребовать подобную информацию только по решению суда.
Нервозность населения подогревается тем, что до сих пор так и не был озвучен точный перечень документов, которые можно предъявлять, кроме паспорта. В письме НБУ к банкам (№28-211/3864-11318) указано, что граждане Украины могут использовать только паспорт и загранпаспорт (без отметки, подтверждающей постоянное проживание за границей). Ранее директор департамента контроля, методологии и лицензирования валютных операций НБУ Н.Пасенова отмечала, что юристы регулятора негативно отнеслись к использованию военного билета, пенсионного удостоверения, водительских прав, читательских билетов. При этом в Нацбанке обращают внимание на опыт Италии, Венгрии, Греции, Китая, Японии, России, Болгарии, где обязательным является предъявление именно паспорта при обмене валюты.
В этой связи в адрес НБУ звучала критика даже в правительстве, правда, не очень острая. Так, премьер-министр Николай Азаров заявил, что хотя «решение НБУ, в принципе, правильное, сомнений не вызывает», однако «нельзя ограничивать свободу людей».
Операторов рынка вовсе не радует то, что отныне «протоколировать» придется обмен даже пятидолларовой банкноты. Поэтому каждый обменный пункт придется снабдить не только ксероксом, но и приличными запасами бумаги, на которую придется тоже весьма существенно тратиться.
Очевидный разумный компромисс, который поддерживают не только участники рынка, - установление какого-то приемлемого минимального обменного лимита, при соблюдении которого идентификация не потребуется. По данным источников ZN.UA, в НБУ как вариант рассматривается порог в 8 тыс. грн. «Мы не исключаем, что через некоторое время, когда граждане привыкнут к новым правилам и все волнения улягутся, мы позволим банкам осуществлять обмен валюты на незначительную сумму без предъявления клиентом паспорта. Лимит таких операций пока называть рано», - отметил глава НБУ С.Арбузов в комментариях УНИАН.
Определенные претензии к банковскому регулятору высказывались и по поводу порядка осуществления валютно-обменных операций нерезидентами, хотя, как заверяют в Нацбанке, в отношении иностранцев процедура осталась неизменной. В частности, о необходимости ее упрощения говорил вице-премьер Б.Колесников. Поскольку он подчеркивал, что предъявление паспорта - не редкость для иностранцев, очевидно, по его мнению, доработки требует процедура получения справки при обмене инвалюты. По действующему режиму, она еще понадобится при выезде иностранца из Украины (обратный обмен осуществляется после предоставления справки; сумма этой операции не может превышать объема валюты, проданной при въезде в Украину). Ожидается, что футбольные болельщики в ходе европейского первенства привезут в Украину как минимум 500 млн. евро наличных. И вряд ли впечатление о нашей стране гостей чемпионата улучшат неизбежные накладки с утерянными квитанциями при обратном обмене.
Несколько пикантным положением в постановлении №278 является отказ Нацбанка от права устанавливать банкам предельную маржу операций с наличной валютой. Это обстоятельство кажется несколько странным на фоне заявлений регулятора о низкой активности банков на кредитном рынке и чрезмерной - на валютном. Поэтому остается открытым вопрос - а не подогревает ли тем самым НБУ валютные аппетиты банков?
Однако основная интрига даже не в этом. Не исключено, что определенную роль в появлении 278-го постановления могло сыграть и приближение выборов. Не случайно многие политические силы взялись критиковать документ. И дело здесь не только в том, что появился лишний повод попиариться через призыв отменить «антинародное» решение.
Очевидно, что предвыборные кампании будут финансироваться в том числе за счет средств украинских резидентов, которые они накопили за рубежом. В Украину эти ресурсы будут проникать по различным каналам. Но в любом случае рано или поздно, «оптом» либо «в розницу» потребуется осуществить валютный обмен. Учитывая, что для победы на выборах, как утверждают люди знающие, каждому претенденту-мажоритарщику придется выложить в среднем 2-3 млн. долл., то 225 округов в масштабах государства (плюс не менее затратные партийные кампании) выльются как минимум в миллиард североамериканских. Один из оппозиционеров уже заявил, что данные, полученные при валютно-обменных операциях, могут быть использованы для «политических репрессий». В то же время необходимо иметь в виду, что постановление №278 может повлиять на финансирование кампаний (а значит, и на расклад сил) и власть имущих. Ведь далеко не все группы влияния в «партии власти» в одинаковой мере держат свои средства внутри страны. И далеко не факт, что в нацвалюте.