Государственное агентство восстановления и развития инфраструктуры обнародовало свой отчет за 2023 год, в котором приведены объемы расходов на программы, финансируемые этим ведомством. На что же расходуются наши налоги и деньги от помощи зарубежных партнеров?
Диспропорция
В целом кассовые расходы Госагентства восстановления составили 82,043 млрд грн.
Расходы-2023 осуществлялись по следующим направлениям.
- Ремонт и реконструкция автомобильных дорог общего пользования и местного значения, проведение научно-исследовательских работ, функционирование информационно-аналитической системы дорожного хозяйства, содержание отраслевых медицинских учреждений. В целом расходы составили 44,046 млрд грн, или 53% всех средств.
- Восстановление искусственных сооружений — мостов, путепроводов, переправ и другого. Также строились временные мосты и переправы.
К сожалению, отчет не содержит точную сумму расходов по этой программе.
- Восстановление населенных пунктов — экспериментальный проект, выделено 3,35 млрд грн.
- Восстановление инфраструктурных объектов — экспериментальный проект. Выделено 18,875 млрд грн для финансового обеспечения строительства, ремонта и других инженерно-технических мероприятий по защите объектов критической инфраструктуры топливно-энергетического сектора. Кассовые расходы на конец 2023 года по этой программе составляли 13,3 млрд грн, или 16,2% всех средств. Выполнены подготовительные работы по строительству укрытий.
Также по этому направлению выделены средства в сумме 8,5 млрд грн на строительство магистральных водопроводов, что связано с необходимостью ликвидации негативных последствий, вызванных уничтожением плотины Каховской ГЭС. Общая сметная стоимость в рамках экспериментального проекта по строительству магистральных водопроводов составляет 13,4 млрд грн.
В отчете Госагентства восстановления также есть разделы о содержании автомобильных дорог и мерах по повышению уровня безопасности движения. Приведены расходы на реализацию совместных с МФО проектов, например «Европейские дороги Украины ІІІ (проект «Развитие трансъевропейской транспортной сети»)». Указаны расходы на другие проекты за кредитные и грантовые средства ЕС, один проект с Польшей и другие.
Остановимся на проектах, которые реализовывались за средства из государственного бюджета Украины.
Прежде всего бросается в глаза диспропорция между расходами на жилье и всеми остальными — всего 0,68% от израсходованных средств пошло на жилье. И хотя мы понимаем различие между частным и общим, но такие объемы представляются слишком небольшими.
Конечно, есть еще отдельная программа «єВідновлення», которая модерируется Министерством развития громад, территорий и инфраструктуры, которое иногда называют Министерством восстановления. По этой программе на жилье категории А (небольшие повреждения) израсходовано 2,99 млрд грн, а на жилье категории Б (существенные повреждения, практически уничтожение) — 0,713 млрд. То есть это еще 3,7 млрд грн по состоянию на конец 2023 года.
Вместе с экспериментальной программой по восстановлению населенных пунктов Государственного агентства восстановления и развития инфраструктуры на восстановление жилья израсходовано в 2023 году 4,24 млрд грн, что все еще слишком мало по сравнению с общими расходами в более чем 82 млрд грн.
Кроме того, следует отметить, что восстановление поврежденного жилья категорий А и Б почти полностью профинансировано Всемирным банком. То есть даже эти сравнительно небольшие средства компенсируются бюджету Украины. Фактически восстановление жилья пострадавших украинцев оплачивают иностранные партнеры.
Поэтому непонятно, почему так медленно обрабатываются заявления пострадавших украинцев? Ведь, например, по уничтоженному имуществу сформированы 414 комиссий. При этом из 7 781 заявления обработаны только 3179. То есть 7,68 рассмотренного заявления приходится на одну комиссию…
Ситуация с поврежденным имуществом (категории А) заметно лучше, потому что здесь обработаны приблизительно 76 заявлений на комиссию (в годовом измерении — по 1,5 заявления в неделю). Для сравнения: по категории Б обработаны по 5,3 заявления на комиссию (0,1 заявления в неделю).
Итак, с темпами у нас не очень. Так, может, с приоритетами порядок?
Хаос или система?
Конечно, приоритеты есть, но, похоже, они непубличные. В частности, в указанном отчете нет ничего ни об обсуждении проектов восстановления с общественностью, ни каким образом отбирались эти проекты? Создается впечатление, что решения принимаются хаотично в зависимости от того, кто быстрее заявит в Кабмин о необходимости восстановить тот или иной объект.
Хотя целесообразно было бы создать интерактивную карту объектов повреждения, решить вопрос с приоритетными направлениями, посоветоваться с общественностью, обосновать, а уже после этого принимать решения о восстановлении. Затем целесообразно разместить эти сведения в Реестре поврежденного и уничтоженного имущества Украины, который на сегодняшний день фактически не отображает какую-либо полезную информацию.
Еще более странно, что некоторые комиссии по обследованию поврежденного имущества создаются без доступа к этому реестру. А это уже совсем непонятно, потому что если нет доступа, то как они могут внести туда информацию?
Кроме того, нет никаких технических данных и смет на восстановление, которые можно было бы проверить. А почему нет? Зачем тогда пишутся эти отчеты? Чтобы что? Неужели не для того, чтобы довести до сведения граждан, что Агентство восстановления не просто освоило более 82 млрд грн, а осуществило это эффективно и на первейшие потребности страны?
К слову, то же Госагентство восстановления передало громадам «Посібник з відновлення», в котором даны рекомендации, как составлять проекты по восстановлению, а также давать оценку их приоритетности. Более того, Министерство развития громад, территорий и инфраструктуры Украины разработало и издало приказ №964 от 20.10.2023 года «Об утверждении методических рекомендаций по приоритезации проектов ликвидации последствий, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины» для использования в процессе оценки и ранжирования проектов, поданных заявителями в обращениях. Предполагается, что будут обращаться территориальные громады с предложением профинансировать их проекты восстановления.
Следовательно, на уровне громад такие методические рекомендации существуют, а как же центральная власть? Почему здесь существуют сложности с оцениванием проектов и определением приоритетов?
***
Да, отчет — это хоть какая-то информация, но ее настолько мало, что сделать вывод о качестве работы Государственного агентства восстановления и развития инфраструктуры просто невозможно. Ведь отсутствуют важные технические детали объектов, нет смет и прочего.
Неужели Агентство экономило бумагу или место в Интернете? Неужели нельзя было создать аналогичные разработанным Минрегионом (Министерством развития громад, территорий и инфраструктуры) методические рекомендации о приоритезации? Понятно, что информация должна быть закрытой от врага, но на сегодняшний день существуют способы надежно защитить ее от разглашения. Нужно только иметь желание этим заниматься.